Дислалия у детей

Дислалия – от постановки диагноза до эффективного лечения

Термин «дислалия» применяется для определения распространенного дефекта речи, выраженного в изменении, искажении, замене или отсутствии звуков. Выделяют функциональную и механическую формы дислалии.

Для постановки диагноза и составления схемы лечения требуется консультация логопеда. Коррекция базируется на формировании коммуникативных и произносительных навыков, включает обязательный подготовительный период. В ряде случаев для устранения дефектов речи требуется оперативное вмешательство.

Что такое дислалия у детей

Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.

Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.

Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз «задержка речевого развития».

Причины возникновения дислалии

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

Виды дислалии

Выделяют несколько форм дислалии, для каждой из которых характерны факторы, провоцирующие развитие патологии.

К примеру, привести к нарушениям звукопроизношения могут аномалии строения речевого аппарата. Также к числу причин относят такие факторы, как применение неверных методов вербального воспитания.

Физиологические предпосылки механической дислалии

Механическая форма патологии развивается вследствие влияния физиологических причин, в числе которых анатомические нарушения строения речевого аппарата.

К распространенным формам ее возникновения относят такие патологии, как короткая подъязычная уздечка, затрудняющая свободные движения, языка, диспропорциональные размеры указанного органа. Кроме того, привести к развитию патологии могут нарушения зубочелюстного аппарата.

Социальные предпосылки функциональной дислалии

Для функциональной формы патологии называют характерными следующие варианты факторов:

  1. Педагогическая запущенность. В данном случае подразумевается, что родители в процессе воспитания не уделяют внимания тому факту, что малыш неверно воспроизводит звуки.
  2. Ограничение подвижности речевого аппарата на фоне отсутствия методов коррекции, способствующих ее устранению.
  3. В семье принято разговаривать в быту на двух и более языках. В ряде случаев ребенок может переносить способы произношения одного из языков на другой.
  4. Нарушения правил речевого воспитания. В подобной ситуации ребенок копирует звуки, неверно произносимые взрослыми.
  5. К числу провоцирующих факторов также относят различные формы умственной отсталости, когда ввиду отклонений ребенок искажает звуки.

Симптомы дислалии

Симптоматика дислалии включает нарушения произношения, замену или искажение звуков.

К числу основных признаков относят:

  1. Нарушение произношения отдельных звуков, к примеру «л», «р», «х», «к», «й».
  2. Замена твердых согласных букв мягкими или наоборот.
  3. Речевые расстройства могут носить комбинированную форму.
  4. У ребенка может проявляться как единичный вариант нарушения произношения, так и сочетание нескольких.

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии включает работу с пациентом логопеда, и применение дифференциального метода.

Главная задача специалиста заключается в дифференциации дислалии от дизартрии – серьезного заболевания, которое сопровождается не только искажением звукопроизношения, но также уровнем запоминаемости, спецификой восприятия ребенка, иными проявлениями.

Также диагностика включает выявление фактора, провоцирующего развитие патологии, и форму расстройства.

Коррекция дислалии

Эффективность коррекционных мер, направленных на лечение дислалии, зависит от формы и степени патологии. В целом схема устранения подчиняется следующему алгоритму действий:

Если была диагностирована механическая форма патологии, требуется устранение физиологических аномалий, которое производится чаще путем хирургического вмешательства.

На фоне функциональной формы патологии большая часть коррекционных мероприятий направлена на развитие речевой моторики.

На протяжении второго этапа курса коррекции производится обучение ребенка первичным навыкам произношения. Как правило, осуществляется это в игровой форме путем подражания.

Завершающий этап коррекции подразумевает закрепление полученных ребенком базовых навыков.

В зависимости от тяжести патологии коррекция дислалии может проводиться на протяжении от одного месяца до полугода.

В наиболее тяжелых случаях может потребоваться не менее десяти – двенадцати месяцев.

Коррекция патологии включает не только правильную постановку звукопроизношения, но также обучение коммуникативным навыкам, развитие внимательности и памяти.

Способы коррекции дислалии

Существует стандартный подход специалистов к проведению занятий, направленных на коррекцию дислалии.

Независимо от специфики работы логопеда, каждое занятие базируется на основных принципах:

  1. Каждое занятие основывается на охвате определенной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес ребенка, а также повысить уровень интеллектуального развития в целом.
  2. Постановка звуков не является единственной задачей. Специалист устанавливает несколько целей, достижение которых осуществляется в рамках одного или нескольких занятий.
  3. Занятия строятся согласно последовательной схеме. То есть, определенные варианты коррекции применяются только после закрепления какого-либо навыка.

Для формирования у ребенка интереса к проводимым занятиям обязательно учитывается возраст малыша. К примеру, у детей младшего возраста занятия проводятся исключительно в игровой форме.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений, направленных на устранение механической дислалии, составляется логопедом в индивидуальном порядке с учетом факторов, которые привели к развитию патологии.

Существуют, однако, базовые элементы комплекса, в число которых входит пальчиковая, дыхательная гимнастика, формирование звукопроизношения в игровой форме.

Наиболее важным и сложным этапом коррекции называют автоматизацию фонема, что подразумевает закрепление новоприобретенных навыков.

В большинстве случаев ребенок произносит звуки неверно по привычке. Для исключения подобного также применяются различные варианты осложнений.

Артикуляционные упражнения для губ

Задачей артикуляционной гимнастики называют прививание умения и навыков задействования собственного речевого аппарата.

Существует масса различных упражнений, которые позволяют добиться требуемых результатов. Для облегчения поставленной задачи логопед нередко предлагает пациенту выполнять упражнения перед зеркалом.

Одним из популярных вариантов артикуляционной гимнастики называют комплекс упражнений для языка и губ.

Манипуляции более чем просты: в первую очередь необходимо высунуть язык, полностью расслабив его и положив на нижнюю губу. Далее требуется свернуть язык в трубочку, вытянуть максимально вперед.

Такую же манипуляцию провести с губами.

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Если развитие дислалии у детей дошкольного возраста не обусловлено поражением головного мозга, прогноз носит благоприятный характер. В ряде случаев расстройство может быть устранено в зрелом возрасте. Для полноценного закрепления результатов коррекции взрослым членам семьи ребенка требуется соблюдать правила произношения звуков, отказаться от употребления уменьшительно-ласкательных форм речи.

Основными мерами профилактики дислалии называют следующие:

С целью полноценного развития и укрепления артикуляционного аппарата рекомендуется своевременно начать давать ребенку твердую пищу. Часто нарушениями страдают дети, которые длительное время употребляли только мягкую еду.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

Главной мерой профилактики дислалии у дошкольников называют правильное произношение звуков родителями.

Рассмотрим как проявляется дислалия у детей и методы ее устранения.

Важной мерой профилактики называют своевременное выявление расстройств речи. Устранить имеющиеся дефекты и звуковое оформление у детей с дислалией рекомендуется в возрасте до шести лет.

В противном случае ребенку будет сложно осваивать учебный процесс в школе. Именно внимательное отношение к проблемам речи ребенка и своевременная коррекция позволят избежать негативных последствий в будущем.

Дислалия — это дефекты произношения, возникающие при совершенно здоровом слухе и сохранности иннервации речевого аппарата. Обычно подобные вербальные отклонения можно наблюдать у детей дошкольного возраста и младших школьников. Проявляются они искажением, смещением, замещением или полным отсутствием одного или нескольких звуков устной речи.

Типы нарушений и их симптомы

Такой термин, как «звукопроизношение» охватывает собой фонетическое (звуковое) оформление разговорной речи и речедвигательные навыки. Среди различных расстройств звукопроизношения чаще всего можно встретить отдельные аномалии ее звукового оформления, в то время как другие операции высказываний остаются естественными. Нельзя не принимать во внимание, что дислалия сегодня остается одним из наиболее распространенных логопедических нарушений, которые не связаны с нарушениями в работе центральной нервной системы или слухового аппарата.

Симптоматику заболевания в каждом случае определяет конкретная форма патологии. В соответствии с классификацией заболевания различают физиологическую, механическую (или органическую), а также функциональную дислалию.

При этом физиологическая дислалия обуславливается возрастной невнятностью речи ребенка. Механическая же вызывается врожденными или приобретенными отклонениями в строении и развитии речевого аппарата.

Различные формы заболевания могут развиваться вследствие разных причин. В одних случаях это могут быть нарушения в строении речевого аппарата, в других случаях заболевание развивается вследствие неправильного вербального воспитания ребенка.

  • В основе физиологической формы недуга лежит обусловленная возрастом недоразвитость органических структур, поддающаяся коррекции по мере того, как ребенок взрослеет.
  • Механическая дислалия возникает вследствие обусловленных генетически приобретенных или врожденных патологий органов речевого аппарата.
  • Функциональная дислалия никак не связывается с патологиями строения органов, ответственных за устную речь. Эта группа более развернута и в свою очередь объединяет несколько видов болезни.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как составляется характеристика речи на детей с ОНР?

Прежде всего, различают моторную и сенсорную дислалии.

  • Первый тип развивается в связи с функциональными нарушениями речедвигательного анализатора. Проще говоря, при подобной патологии у ребенка во время разговора неправильно двигаются губы и язык – это и становится причиной искажения звуков.
  • При сенсорной дислалии неправильно функционирует речеслуховой анализатор, из-за чего разделение на составные части акустически схожих между собой звуков происходит некорректно и малыш, естественно, не может их правильно повторить.

Случается и так, что оба упомянутых типа недуга наслаиваются один на другой, то есть ребенок пытается изначально некорректно произнести услышанный звук, еще и неправильно двигая губами и языком при этом.

Названия дефектов произношения звуков с описанием приводятся в таблице:

Также могут иметь место недостатки твердости и смягчения звуков, когда мягкие согласные ребенок заменяет сдвоенными твердыми и наоборот, а также некорректное выговаривание звонких и глухих звуков, когда глухие согласные звуки заменяются на твердые и наоборот. Кроме того, можно встретить мономорфную или простую и полиморфную (сложную) дислалии. В первом случае ребенок неправильно выговаривает один звук или несколько звуков, принадлежащих к одной группе (рекомендуем прочитать: учимся с ребенком выговаривать букву Р). В случае же полиморфной дислалии всегда нарушено выговаривание сразу нескольких звуков, принадлежащих к различным группам.

Чаще всего при заболевании не страдает лексико-грамматическая сторона устной речи. Ребенок развивается нормально и накапливает словарный запас, который соответствует его возрасту, прекрасно понимает, что говорят ему. Однако что именно он говорит и отвечает, в некоторых случаях тяжело понять даже родным.

Механическая дислалия часто возникает, как следствие короткой подъязычной уздечки, которая затрудняет движение языка (подробнее в статье: как лечится короткая уздечка у новорожденного?). Диспропорциональные размеры самого языка также могут быть причиной невозможности развития правильной артикуляции. Способствовать развитию заболевания также могут различные патологии в строении зубочелюстного аппарата, такие как сильное выступание вперед верхней или нижней челюсти, большие промежутки в рядах зубов, аномальное строение неба или его расщепление, укороченная уздечка верхней губы.

Функциональная форма недуга может обуславливаться следующими социальными факторами:

  • Изначально неправильное речевое воспитание ребенка. В частности, частое копирование взрослыми «детского лепета» и постоянные «уси-пусечки».
  • Ребенок воспитывается в семье, где говорят на двух языках. Малыш просто-напросто переносит особенности артикуляции из одного языка в другой. В результате страдает произношение, когда ребенок говорит на обоих языках. Это же может наблюдаться и в случае, когда в семье ребенка говорят на одном языке, а, например, в детском саду – на другом.
  • Недостаточно развито слуховое восприятие фонем.
  • Педагогическая запущенность, а именно – ситуация, когда родители не обращают внимание на неправильное произношение ребенка.
  • Недостаточная подвижность речевого аппарата, которая в результате становится причиной неверного произношения звуков.
  • Умственные отклонения.

Вообще же можно считать, что любые отклонения в психическом развитии ребенка могут стать причиной заболевания. Значение педагогической составляющей также нельзя недооценивать.

Обследование

В результате подобного обследования специалистом может быть сделан вывод о наличии или отсутствии патологий.

Исследование заболевания начинают с того, что собирают полную информацию о течении беременности у матери ребенка. Тщательно анализируется история развития самого ребенка и перенесенные им в разное время болезни. Врач-логопед проводит зрительный осмотр маленького пациента, в ходе которого изучает строение и уровень подвижности речевого аппарата малыша, после чего предлагает ему выполнить несколько упражнений по подражанию.

Анализ уровня развития устной речи специалист проводит с помощью специально разработанных для выявления аномалий произношения дидактических материалов. Определяется природа существующих у малыша нарушений в различных позициях. Кроме того, оценивается фонематический слух маленького пациента, то есть его умение различать звуки, без которого невозможно нормальное понимание смысла сказанного. При постановке диагноза указывается не только форма, но и тип заболевания.

Если обнаруживается, что заболевание относится к механическому типу, ребенок направляется на консультацию к стоматологу-ортодонту или хирургу. В случае, если заболевание носит функциональный характер, ребенку будет рекомендована консультация детского невролога. А для исключения патологий слуха полезно будет пройти осмотр отоларинголога.

Лечение и профилактика

Способы лечения нарушения звукопроизношения определяются в зависимости от этиологии заболевания.

  • В случаях механической дислалии терапия будет направлена на исправление прикуса, коррекцию уздечки хирургическим путем и т.д. Устранение таких дефектов проводится в стоматологическом кабинете врачом-ортодонтом. Лучший возраст, в котором подобные патологии поддаются исправлению – 5-6 лет.
  • Лечение функциональной дислалии состоит из нескольких этапов, которые проводятся под контролем врача-логопеда. Чтобы заинтересовать ребенка в обучении, на протяжении подготовительного этапа лечения большое внимание уделяется применению специальных педагогических методик. В частности, используют различные способы развития концентрации внимания и памяти. Кроме того, с определенным вниманием следует отнестись к развитию логопедических навыков (распознаванию звуков (фонем) и т.д.).
  • Моторный тип недуга требует проведения специфических занятий с ребенком, ориентированных на совершенствование речевой моторики. Это особый логопедический массаж, специальная артикуляционная гимнастика для выработки правильного выговора и прочее (подробнее в статье: как выполняется общая артикуляционная гимнастика для детей?). Не последнее значение в отработке хорошего произношения звуков имеет правильное направление струи воздуха при произношении и развитие мелкой моторики.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится подрезание уздечки у детей?

Дальнейшие действия следует направлять на постановку звуков и доведение их проговаривания до автоматизма, в том числе и в составе отдельных слогов, слов и целых фраз. Одновременно у малыша развивается навык распознавания звуков. Для отработки качественного выговаривания отдельных звуков применяют методы подражания и механическую коррекцию при помощи особого логопедического зонда (подробнее в статье: как делается коррекция дислексии?).

Во время заключительного этапа лечения дислалии особое внимание уделяется психологической составляющей, поскольку должна развиваться способность малыша к коммуникабельности при любых обстоятельствах. Велико также значение педагогической работы для формирования у ребенка уверенности в себе.

В таблице ниже приводятся примеры упражнений для выработки произношения отдельных звуков:

Звук Упражнение
Выработка выговаривания звука «р» Во дворе гора, под горой нора. В той норе крот нору стережет.
Выработка выговаривания звука «с» Сидел воробей на сосне, Заснул – и свалился во сне. Если б он не свалился во сне. До сих пор бы сидел на сосне.
Тренировка выговаривания звука «ж» У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи.
Тренировка выговаривания звука «щ» Щенок жалобно пищит, Тащит он тяжелый щит.

Среди всех нарушений речи у детей дислалия встречается чаще всего. Она не сопряжена с поражениями головного мозга, как алалия, афазия или заикание, в силу чего наиболее просто поддается устранению. Расстройство заключается в нарушении звукопроизношения, в силу чего речь становится нечеткой, малопонятной и требует корректировки. Дислалия характерна абсолютно для всех детей, однако у одних она носит физиологический характер и проходит по мере формирования артикуляционного аппарата и развития фонематического слуха, а другие нуждаются в коррекционном воздействии.

Что такое дислалия

В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По характеру звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».

В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их. Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки.

По классификации дислалия разбивается на два вида:

  1. Органическая или механическая.
  2. Функциональная.

Органическая дислалия или механическая дислалия связанна с нарушением артикуляционного аппарата анатомического происхождения, такие как, удлинение или укорочение подъязычной складки, неправильный прикус. Может быть вызвана травмой ротовой полости, наследственными факторами.

Функциональная дислалия. Причинами развития функциональной дислалии выступают такие факторы, как отсутствие речевого воспитания, фонематические слуховые расстройства, окружение иноязычной речью.

Функциональная дислалия разделяется на 3 вида:

  1. Артикуляторно-фонетический вид.
  2. Артикуляторно-фонематический вид.
  3. Акустико-фонематический вид.

По количественным факторам дислалия разделяется на:

  1. Мономорфная
  2. Полиморфная

Мономорфная дислалия связана с проблемой воспроизведения одного звука, при полиморфной дислалии нарушается произношения от двух и более звуков.

При дислалии отдельные звуки могут, не воспроизводится вовсе, один звук может произноситься вместо другого, возможно изолированное произношения звука, но его отсутствие при самостоятельной речи.

Существует и другая классификация дислалии:

  1. Причины заболевания:
    • сенсорная (восприятие);
    • моторная (произношение);
    • физиологическая (не требующая коррекционного воздействия разновидность, характерная для раннего возраста).
  2. Группа звуков, произношение которых нарушено:
    • ротацизм;
    • гаммацизм;
    • ламбдацизм;
    • свистящий и шипящий сигматизм;
    • хитизм;
    • капацизм;
    • йотацизм.
  3. Форма заболевания:
    • механическая, обусловленная несовершенством органов звукопроизношения;
    • функциональная, обусловленная изменениями в коре больших полушарий.

Причини дислалии

В основе причин развитие дислалии является нарушения речевого аппарата, которые разделяются на 3 вида:

  1. Физиологические проблемы – или возрастные, связанны с тем, что речевой аппарат недоразвит.
  2. Механические проблемы – охватывают группу, связанную с присутствием генетических, приобретенных патологий речевого органа.
  3. Функциональные проблемы – связанные с социальными факторами.

Причинами функциональной формы дислалии являются:

  1. Неправильное речевое воспитание.
  2. Педагогическая халатность.
  3. Многоязычие.
  4. Предпочтение неверной артикуляции.
  5. Неврологические патологии, ослабление организма длительными хроническими заболеваниями.

Кроме того, дислалия может быть обусловлена следующими причинами:

  • несовершенство артикуляционного аппарата – органы речи у ребенка не способны принимать нужное положение для того, чтобы издать тот или иной звук;
  • нарушения фонематического слуха – ребенок не воспринимает на слух разницу в произнесении звуков.

В свою очередь спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Принято выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухлетнего ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то время, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.

Помимо физиологических особенностей, дислалия может быть обусловлена социальными аспектами, а именно высокой подражательностью ребенка. Если его родственники неправильно произносят те или иные звуки, с высокой долей вероятности малыш начнет дублировать это, повторяя стиль разговора близкого человека.

Дислалию не сложно отличить от других речевых расстройств. При данном диагнозе у ребенка хорошо сформирован грамматический строй речи, лексический запас соответствует возрасту, однако некоторые звуки:

  • отсутствуют в изолированном или фразовом произнесении;
  • заменяются на другие;
  • чередуются.

Главными признаками данного расстройства есть аспекты, связанные с воспроизведением звуков, пропуском звуков, их заменой, искажением, смешением.

Пропуск звука – это значительное выпадение звука в разных окончаниях, будь то звук в начале слова, в конце или середине. Под заменой звука понимают замещение одного звука на другой. Вызван данный феномен не способностью различать фонемы. Так же звуки могут меняться по признаку глухости-звонкости, мягкости-твердости. Упоминая о смешении звуков, признаком является то уместное употреблении звуков, то неуместное, и связанно это с не завершением усвоения фонем.

Использование звуков, которые не присутствуют в родном языке — называется искажением звука. Нарушение произношения одного и более двух звуков возникают, как правило, при функциональной дислалии. При механической дислалии, нарушается воспроизведение сродных по артикуляции звуков.

Для достоверности постановки диагноза дислалия необходим правильный сбор анамнеза. Необходим тщательный опрос матери ребенка и правильно провести работу с самим ребенком. У матери необходимо узнать были ли в семье нарушения связанные с речью или с речевым аппаратом. Нужно учитывать все данные, начиная от самого момента зачатия малыша, учитывать от какой беременности ребенок, особенности протекания беременности, выяснить были ли у матери заболевания во время беременности, учитывать, как проходили роды. Далее собрать данные по поводу психомоторного развития ребенка, состояние слуха и зрения, состояния опорно-двигательной системы. Также необходимо обратить внимание на то, нет ли болей различной локализации, будь то голова, шея, ротовая полость, потому что нарушения могут быть связанны именно с болью, нужно учитывать этот факт. Затем необходим тщательный осмотр органов речи, оценить подвижность, провести с ребенком серию упражнений.

Логопед должен оценить правильность звуковоспроизведения, и выявить наличие дефектных звуков, а затем дифференцировать их с помощью дидактического материала. Оценить характеристику нарушения, будь то замена звука, или их смешение, и так же выяснить в каких позициях слов или словосочетания находится дефект (в начале, середине, или в конце). Провести оценку фонематического слуха – способность ребенка дифференцировать коррелирующие фонемы.

Немаловажным аспектом в диагностике дислалии является осмотр узких специалистов, таких как стоматолог, детский невролог, отоларинголог. Необходимо исключить наличие тугоухости и оценить работу слухового аппарата. Особое внимание должен уделить невролог, так как наличие дополнительных симптомов может говорить о более серьезной патологии, тщательно провести полную неврологическую проверку, наличие рефлексов, памяти, восприятия, чувствительности. Необходимо прохождение дополнительных методов обследования, для исключения патологий связанных с головным мозгом, так как, дефект может быть заложен именно в этом органе, нужно исключить наличие патологического очага, нарушающего связи, между центрами речи и речевым органном. Для этого используют компьютерную томографию или ядерный магнитный резонанс.

Затем нужно провести дифференциальную диагностику дислалии с дизартрией.
При выявлении у ребенка дислалии логопед должен составить заключение, с указанием формы, вида, и вида неправильного звуковоспроизведения, а так же указать сопутствующие заболевания, которые могли привести к данной патологии.

При первых подозрениях на дислалию, необходимо посетить логопеда. В первую очередь таким специалистом с ребенком ведется произвольная беседа, в ходе которой логопед на слух определяет, какие имеются недостатки. Далее малышу предлагается поиграть с картинками, называя изображенные на них предметы. При этом картинки подбираются с тем расчетом, чтобы вынудить малыша издать все звуки речи. Параллельно с этим логопед заполняет таблицу, отмечая, с произношением каких звуков есть проблемы и какие именно.

Далее логопед проводит игру, где просит ребенка произносить звуки изолированно, проверяя способность органов артикуляции занимать нудное положение, а также тестируя фонематическое восприятие. При этом перед обследованием обязательно собирается анамнез. Уточняются данные о жизни и воспитании малыша, социально-бытовые условия, сведения о внутриутробном и раннем развитии, перенесенных заболеваниях, травмах. При необходимости малыша отправляют на консультацию к психоневрологу и проводят компьютерную томографию.

Если с помощью диагностики все же была выявлена дислалия, то ее обязательно нудно корректировать.

Сама коррекция построена в три этапа:

  1. Подготовка.
  2. Формирование начальных воспроизводимых навыков.
  3. Формирование навыков коммуникации.

В случае если дислалия вызвана анатомическим дефектом, то необходимо хирургическое устранение этого дефекта, а затем лечение ортодонта.

При выявлении функциональной дислалии необходимо в первом этапе развивать речевую моторику с помощью артикуляционной гимнастики, логопедического массажа. Так же необходимо научить ребенка правильно формировать и направлять воздушную струю, развивать мелкую моторику, отработать воспроизведение звуков опоры.

Для того чтобы сформировать первичные воспроизводимые навыки, необходимо включать употребление отделённых звуков. При этом используются специальный логопедический инструментарий.

На этапе заключения необходимо сформировать у ребенка умения, с помощью которых он будет употреблять отработанные звуки независимо от ситуации. По продолжительности занятия с логопедом должны проводиться не меньше трех раз в неделю, и обязательным пунктом в коррекции является выполнение упражнений на дому. В свою очередь родители должны объяснить ребенку, зачем выполняются данные упражнения, и чем чреваты последствия в дальнейшем.

Логопедические занятия помогают бороться с проблемойй с помощью трех основных форм нормализации звукопроизношения:

  • механическая постановка звука;
  • отработка звука в изолированном произношении;
  • закрепление звука во фразовой речи.

Так, в первую очередь, логопед добивается того, чтобы ребенок сам услышал ошибку в произношении звука. Хорошо, если удается получить правильное произношение на основе подражания. Для этого логопед, четко артикулируя, произносит изолированный звук. В случае успеха, звук изолированно отрабатывается в играх, словах и фразовой речи. Одновременно с этим ребенок должен делать упражнения, направленные на укрепление органов артикуляции.

Если получить звук таким способом не удается, применяют стерильные зонды. Небольшая палочка придает языку и губам малыша нужное положение и ему предлагается произносить звук. Как правило, когда малыш слышит нужное звучание, он понимает, как именно следует управлять органами речи, и у него получается говорить чисто. Добившись изолированного произношения звука, логопед продолжает развивать сформированный навык, отрабатывая правильное произношение звука в отдельных словах, фразах и спонтанной речи. Когда дислалия вызвана анатомическими дефектами, для получения чистых звуков приходится удалять зубы, подрезать уздечки и прибегать к хирургическому вмешательству.

Прогноз и профилактика дислалии

Прогноз лечения дислалии более чем благоприятный, так как расстройство может пройти в процессе взросления человека. Если расстройство не обусловлено поражением центров коры больших полушарий, отвечающих за понимание речи и ее произнесение, победить его удается за несколько месяцев. Важно, чтобы кроме логопеда, внимание на чистоту звуков, издаваемых ребенком, обращали внимание члены его семьи, являя собой пример безупречного звукопроизношения.

Профилактикой развития дислалии может быть:

  • своевременное ведение в рацион малыша твердой пищи для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
  • правильная речь ближайшего окружения ребенка, недопущение взрослыми искажения звуков, «сюсюкания»;
  • развитие мелкой моторики;
  • артикуляционная гимнастика.

С учетом особенности современной медицины, дислалия отлично поддается коррекции, так что прогноз благоприятный. Все зависит от возраста ребенка, особенности его развития, и, конечно же, самих родителей. Большую роль играет правильность построенной терапии, и устранения дефекта (если таковой имеется).

В сути профилактики положены основы, в которых описана роль родителей в психоэмоциональном развитии ребенка. С взрослением ребенка, нужно больше уделять времени упражнениям направленных на мелкую моторику, речевой аппарат и так далее. И, конечно же, обращать внимание на речь ребенка, чем раньше выявляется дефект речи, тем легче он поддается коррекции.

Самая важная работа начинается в дошкольном возрасте. Ребенка нужно начинать учить различать и воспроизводить звуки именно с 4 до 6 лет. Если же ребенок попадет в школу с дефектами речи, ему будет тяжелее справляться с этой патологией, и чем старше человек, тем и сложнее будет поддаваться лечению эта патология.

Внимательное отношение к речевому развитию ребенка позволит быстро выявить дислалию и своевременно принять меры по устранению данного дефекта. Желательно не позднее достижения ребенком четырехлетнего возраста посетить логопеда с диагностической целью, чтобы до школы успеть провести необходимое коррекционное воздействие.

Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» — специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), дислалия — более короткое название этого отклонения.

Дислалия – распространенный логопедический диагноз, который проявляется в виде искажения произношения звуков и их пропусков.

Определение

Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.

Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

Выделяют следующие формы, различающиеся по природе происхождения:

  • Физиологическую
  • Функциональную
  • Механическую

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

Причины:

Физиологические:

  • органическое поражение мозга;
  • неврологические и другие хронические заболевания;

Социальные:

  • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
  • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
  • смешение языков в семье;

Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

Причины:

  1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
  2. Язык необычных размеров.
  3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
  4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.

Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.

Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия
— артикуляционно-фонетическая;
— артикуляционно-фонематическая;
— акустико-фонематическая

  1. Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
  2. Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
  3. Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие дизартрии — более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.

Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй — главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.

Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.

Лечение и коррекция

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание.

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.