Гимнастика для языка 5 6

артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет материал по развитию речи (младшая группа)

Артикуляционная (речевая) гимнастика для детей 2-3 лет

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»
— Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
— Сами покажите, как нужно улыбаться.
— Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
— В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. «Поцелуй маму»
— Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
— После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

1. «Домик для язычка»
— Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
— Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
— Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
— Убираем язычок, рот закрываем.
— Следует повторить упражнение 3-5 раз.
2. «Накажем непослушный язычок»
— Попросим малыша приоткрыть ротик.
— Теперь высовываем язычок
— И покусаем его слегка зубками.
3.»Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
— Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
— Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
— Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
— Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

1.»Перед нами елочка:

сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,

показывают кулачки

Иголочки,

указательные пальцы

Шарики,

пальцы сжимают в круг

Фонарики,

показывают «фонарики»

Зайчики,

показывают «ушки зайца»

И свечки,

прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,

прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».

ставят средний и указательный пальцы на колени

2.»Кот на печи

стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке

показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята

поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,

и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.

показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».

щелкают зубками

3.»Мы вот так, мы вот так,

«мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,

пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,

широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,

поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек

движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,

руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,

манят к себе

Очень, очень просим!»

4.»Курочка — рябушечка

не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,

пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

— Раз, два, три, четыре, пять!

загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:

грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»

загибают пальчики на другой руке

5.»Вот как наши ребятишки

дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»

трут ладошкой о ладошку

6.»Этот пальчик мой танцует.

дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.

делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,

стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,

царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,

прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку

сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,

сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

при повторе выполняются движения другой рукой

7. Как в лесу на кочке

выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,

«фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

8. С ветерком шептались трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались. кивают головками

«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону

9.»Сорока – белобока

дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

показывают большой палец

Ты воды не носил,

грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!

разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,

сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»

указательным пальцем показывают на угол

10.»Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»

Поиграли снова в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени

Как они устали — ладушки – ладошки!» поглаживание рука об руку

11.»Девочки и мальчики!

вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,

наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,

поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,

руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

12.»На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

13.»Есть у киски глазки

показывают свои глазки

Есть у киски ушки

показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,

сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись

грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»

хлопок в ладоши

14.»Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!

руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,

руки в замок, большие пальцы соединены, остальные

прямые

Подпевают сто ужей,

соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,

«ушки зайчика»

И поют ее лисята,

«лисьи лапки»

Под землею старый крот

прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,

руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,

«лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот

выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил

соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

15.Промурлыкала нам кошка

«кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.

кладут голову на «лапки»

Слышишь,

указательный палец вверх

Как под нашей крышей

руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?

«мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

16.»Наши девочки и наши мальчики

руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

17.На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим шевелят ими

Наши пальчики проснулись кисти вверх

— Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься руки в замок

Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться. фонарики

18.Подошла Ладошка выставление ладоней

И сказала: — Крошки! шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями

Надобно трудиться! руки вместе

— А мы хотим резвиться! Фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались кулачки

Молчок палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка огорчают!

— Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики

— Будем, будем мы трудиться руки соединили

А потом, уже резвиться!» хлопают по коленям

19.»Ах, как жутко на лесной лужайке руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза руки в кулаки,

выставив указательный и

средний пальцы,

быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза. «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала, приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало. руки в кулак, выставление указательного пальца

И жуки рогатые ползут руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь взяться за голову руками

Загрызут. пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. «ушки зайчика»

Список использованных источников

«Пальчиковые игры для детей» — С.О.Ермакова, 2009 г.

«Забавы для малышей» — М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

«Озорные пальчики» — муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

«Пальчиковые игры для малышей» — Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.

10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Ключевые слова:1Риторика

Артикуляционная гимнастика в возрасте 4-5 лет

Правильное звукопроизношение – важная составляющая успешного формирования всех компонентов родного языка. Дети с нормальным речевым развитием самостоятельно овладевают правильным произношением фонем. А группы с ЗРР (задержка речевого развития) и другими дефектами испытывают затруднения в освоении определенных артикуляционных укладов.

Чтобы их сформировать, логопеды включают в занятия комплекс упражнений для органов артикуляции и выработки сильного выдоха. Специалист их подбирает индивидуально с учетом особенностей ученика. Подобную гимнастику можно делать не только на логопедических занятиях в детском саду, но и в домашних условиях.

Краткое описание

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на повышение качества работы органов речевого аппарата и формирования нужных укладов для произношения фонем. Она является частью индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. В первом случае подбирают задания для выработки определенного артикуляционного уклада. Для других видов занятий упор делают на базовые положения органов речевого аппарата.

Базовые задания направлены на улучшение подвижности губ, языка. Для некоторых главная задача − нормализация мышечного тонуса. Таким образом, вы создаете необходимую базу для сложных укладов. Также есть задания на удержание определенной позы, динамические, улучшающие качество движений и их переключаемость. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься в 2-3 года, чтобы малышу было проще усвоить правильное звукопроизношение.

Рекомендации по выполнению

Чтобы результат был заметным, выполнять комплекс нужно каждый день. Лучше всего – 2 раза, продолжительность не должна превышать 10-15 мин. Во время гимнастики наблюдайте за состоянием ребенка: если вы заметили, что он устал, то занятие нужно остановить и дать ему отдохнуть.

Занятие проводят перед зеркалом. Сначала взрослый показывает образец, затем выполняет движения вместе с ребенком, а потом малыш повторяет все самостоятельно. Каждое задание повторяют 3-5 раз. За любой успех хвалите малыша и не показывайте расстройство, если у него что-то не получилось.

В комплекс должны быть включены базовые упражнения для губ, нижней, челюсти и языка. После них переходят к гимнастике, предназначенной для создания определенных артикуляционных укладов и сильного направленного выдоха.

Проводят зарядку для язычка с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 4-5 лет продолжительность занятия должна составлять 10 мин. Задания лучше проговаривать в форме стихов – так будет проще запомнить последовательность движений. Используют также картинки, чтобы малыш понимал, какое положение органы артикуляции занимают в этом задании. Выполняя все перечисленные рекомендации, занятия артикуляционной гимнастикой будут результативными.

Описание базовых упражнений

Начинают комплекс с основных заданий. Их цель − подготовка органов артикуляции к воспроизведению более сложных укладов. Если у детей появляются затруднения с их выполнением, то стоит на них остановиться, чтобы не закреплять неправильное положение при их дальнейшем выполнении.

Для губ

Перечисленные упражнения – статичные, которые потом комбинируют, чтобы улучшить динамическую составляющую. Удерживают предлагаемые позы в течение 5-10 секунд:

  • «Улыбка» − это базовое положение при произношении свистящих, И, Й. Малыш улыбается так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
  • «Трубочка» − такое положение губы занимают при проговаривании У. Их вытягивают максимально вперед. При выполнении следите за тем, чтобы не выдвигалась одновременно вперед нижняя челюсть.
  • «Окошечко» − упражнение необходимо при отработке произношения О. Губы округлены, язык находится внизу.
  • «Забор» − на этом задании делают акцент при коррекции шипящих звуков. Губы слегка выдвинуты вперед и по форме напоминают квадрат, зубы сомкнуты, язык внизу. При выполнении их не нужно слишком сильно выдвигать вперед, а нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Несмотря на то что это задания на статику (удержание), их можно сочетать для тренировки переключения движений. Детей просят выполнить сначала одно упражнение (например, «Улыбку») и сразу за ним другое, то есть не удерживая позы. Тренировка переключаемости движений важна для правильного звукопроизношения, потому что во время проговаривания слов малыш должен уметь быстро подбирать нужное положение органов артикуляции.

Для верхней и нижней челюсти

При сложных речевых расстройствах могут быть нарушения подвижности челюсти. Упражнения помогают нормализовать ее работу.

  • Ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, как при произношении Ы, и отводит назад.
  • Малыш двигает челюстью влево и вправо. Движения не должны быть резкими, слишком интенсивными, иначе можно травмировать нижнюю челюсть.
  • Широко открыть и закрыть рот несколько раз.
  • Локти поставить на твердую поверхность, кисти рук расположены под подбородком. Широко открывайте рот, при этом кисти оказывают сопротивление.

Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять аккуратно, чтобы не травмировать челюсть.

Для языка

Чаще всего у детей в возрасте 4-5 лет имеются нарушения в работе языка. Это или неправильный мышечный тонус, или его ограниченность в движениях. Иногда артикуляционной гимнастики бывает недостаточно, и логопед назначает массаж.

  • «Блинчик», или «Лопаточка», − рот открывают не сильно широко, на нижнюю губу помещают широкий язык. И в положении «блинчика» его удерживают 3-5 сек.
  • «Иголочка» − узкий язык вытягивают максимально далеко в течение 3-5 сек.

Вышеперечисленные упражнения – статичные, они обязательно входят в комплекс при коррекции свистящих и шипящих звуков. Но есть задания, направленные на повышение качества динамической составляющей.

  • «Часы» − движения языка напоминают качание маятника часов: раскачивания влево-вправо, несколько раз в каждую сторону. Губы растянуты в улыбке.
  • «Качели» − уголки губ растянуты в улыбке, только язык поднимают и опускают.

Во время выполнения «Часиков» и «Качелей» язык делают узким, а челюсть остается неподвижной. Тогда они будут выполнены правильно.

Упражнения для формирования определенных артикуляционных укладов

К 4-5 годам у детей сформировано произношение практически всех групп звуков. Трудности возникают с сонорными. Их артикуляция самая сложная, особенно Р и Рь. Если проблема в том, что язык не может занимать верхнее положение, то может быть искажено произношение шипящих.

В комплекс включают следующие основные позы:

  • «Улыбка»;
  • «Заборчик»;
  • все базовые задания для языка.

У шипящих и сонорных артикуляция немного похожа – язык занимает верхнее положение за зубами и есть сильная направленная воздушная струя. Поэтому при подборе заданий делают акцент именно на этих особенностях.

Сначала должен быть нормализован его мышечный тонус. Иначе не получится удерживать правильное положение для произношения этих фонем.

  • «Чашечка» − это базовое положение языка для шипящих. В его основе «Блинчик» с поднятыми передним и боковыми краями. Удерживают «чашечку» 3-5 сек.
  • «Грибок» − рот открыт, переднюю часть широкого языка нужно присосать к небу. Это упражнение не только помогает сформировать умение поднимать язык, но и растягивает подъязычную уздечку, что важно для произношения сонорных звуков.
  • «Гармошка» − в основе «Грибок». Только теперь нужно медленно поднимать и опускать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную уздечку – «ножку» гриба.
  • «Лошадка» − рот открыт, ребенка просят поцокать кончиком языка как лошадка. Нижняя челюсть при выполнении «Лошадки» остается неподвижной.
  • «Барабан» − улыбнуться и начать медленно произносить Д-Д-Д, постепенно ускоряя темп. Но звук должен быть четким.
  • «Индюк» − губы растянуты в улыбке. Широким языком, не отрывая его от верхней губы, делать поглаживающие движения, к которым добавляют произношение сочетания БЛ.

Кроме тренировки мышц языка, в комплекс артикуляционной гимнастики для детей 4-5 лет включают упражнения на выработку сильного направленного выдоха.

Дыхательные задания

К вышеописанному комплексу добавляют задания, в которых язык занимает верхнее положение. На кончик носа кладут маленький кусок ватки или перо. Язык в положении «Чашечка» и ребенку нужно сдуть предмет с носа. Данное задание помогает сформировать сильный направленный выдох.

Возможные ошибки

От того насколько правильно ребенок выполняет упражнения зависит эффективность гимнастки. Вот самые распространенные ошибки:

  • Взрослый не показывает как нужно делать, а дает словесные инструкции. Даже 4-5-летним детям может быть сложно их воспринимать, поэтому показ и наглядное сопровождение – обязательны.
  • Если малыш неправильно повторяет движение – не нужно давать более сложное, чтобы не формировать неправильный артикуляционный уклад.
  • В динамических упражнениях для языка челюсть и губы должны оставаться неподвижными. Если не получается удерживать – пусть ребенок помогает руками.
  • Главная ошибка – нерегулярное выполнение гимнастики. Так, правильный артикуляционный уклад будет дольше формироваться.

Логопед подбирает упражнения и дидактическую картотеку в зависимости от возрастных особенностей. Часто артикуляционную гимнастику дополняют массажем, потому что нормальный мышечный тонус – важная составляющая правильной работы речевого аппарата. Все задания для тренировки губ, нижней челюсти и языка можно и нужно выполнять дома, чтобы ребенок усвоил фонематическую систему речи.

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.























Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Время упражнения — до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в картинках
Артикуляционная гимнастика на шипящие звуки в картинках
Артикуляционная гимнастика для звука
Артикуляционная гимнастика для звука

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика для самых маленьких

Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губки трубочкой, сжимать или раздвигать их. Нам это странно, ведь мы, взрослые, не задумываемся об артикуляции звуков, делаем это автоматически: так же, как при ходьбе, нам не приходится следить за ногами и помнить, как их переставлять. Это потому, что освоение необходимых движений для нас – пройденный этап. А для крохи – нет. Ему еще многому предстоит научиться.

У человека нет специального речевого органа, произнесение звуков обеспечивается органами, которые речевыми изначально не являются, но были приспособлены для этого в процессе эволюции (язык, губы, легкие и др., у животных они служат совершенно для других целей, да и сами мы дышим, едим и т. д. теми же органами, которые помогают нам произносить звуки). Те же шимпанзе имеют с человеком 98 % генетического сходства, но членораздельная речь для них невозможна. Новорожденному же предстоит пройти долгий путь по совершенствованию способностей речевого аппарата и речевого слуха (ребенок может правильно произнести звук, только если он хорошо его слышит, отличает от другого, похожего).

Не ждите, что ребенок научится сразу отчетливо произносить все звуки. Это невероятно сложная задача. Малыш не сразу научится скоординированно двигаться, распоряжаться своими ручками и ножками. Точно так же он постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком, например, (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с таким количеством.

До трех-четырех лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:

  • Смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо ножка и т. д.).
  • Отсутствие и замена шипящих звуков «ш», «щ», «ч», «ж» («косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т. д.).
  • Отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
  • Замены звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» («тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»).
  • Замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка» и т. п.).
  • Смягчение произнесения звука «л», его замена на «й» («кальбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.).
  • Пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик» и т. п.).
  • Сокращение длинных, незнакомых слов («ампитура» вместо «температура» и т. п.).
  • Перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос» и т. п.).Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам, если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Задумайтесь: возможно, вы сами недостаточно четко произносите некоторые звуки, а может быть, ему просто требуется больше внимания (например, у вас появился еще один малыш).

    Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким, он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью – малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь – начнем как можно раньше делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.

Как делать артикуляционную (речевую) гимнастику

Дети прекрасно умеют подражать и делать это они начинают очень рано. Поэтому уже с первых месяцев можно начать, пеленая ребенка, играя с ним, вытягивать губы трубочкой, высовывать язык, шлепать губами, фыркать, цокать.

На первых порах произнесение разных звуков, в том числе неречевых: фырканье, уханье, писк и т. д. очень важно (малыши от этого в восторге), старайтесь произносить звуки утрированно: широко открывая рот, вытягивая губы и т. д, чтобы ребенок не только слышал, но и видел, чем «ку-ку» отличается от «ко-ко».

Вообще, будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как собака лает. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный малыш уже одет. Это и первые артикуляционные упражнения, и прекрасно развивает речевой (фонетический) слух. Только делать это нужно с чувством и на разные голоса. Если боитесь, что кто-то подумает, будто вы сошли с ума, делайте это наедине с малышом. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т. д.). «Играть на дудочке» – прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.

Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные упражнения. Выбирайте время, когда малыш в хорошем настроении, в форме игры. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя вы можете делать их и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д.), в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще, где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее становятся упражнения.

Вот некоторые примеры:

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно).
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, дотянуться до носика, щек, подбородка с силой язычком (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «образовать хобот», «набирать водичку», слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: С закрытым ртом кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
  • Поцокать языком (лошадка скачет), потом пофыркайте, можете при этом играть с игрушечной лошадкой.
  • Улыбнуться, с напряжением обнажив зубы (сделать заборчик).
  • Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (проводить по верхним, потом по нижним).
  • Поиграйте с паровозиком или покажите на картинке (погудите, «У-У»), губы трубочкой.
  • Пароход гудит – приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
  • Покажите ребенку часы с маятником, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, пусть малыш изображает часы.
  • Можете придумать сказку, например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх, где же солнышко (вытянуть язык вверх к носу), посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке) и т. д. Проявите фантазию.

Артикуляционная гимнастика может помочь вам также в ранней диагностике каких-то нарушений, которые можно устранить, обратившись к врачу, или самостоятельно делая упражнения.

Обратите внимание на язычок малыша:

  • Его цвет: иногда он слишком бледный, вялый, из-за того, что недостаточно снабжается кровью, или синюшный, когда кровь застаивается в языке. Иногда язык напоминает географическую карту (его поверхность покрыта разводами белого, бурого и розового цвета, что очень напоминает очертания материков на карте). При этом поверхность языка выглядит блестящей, словно отполированной, на ней мало вкусовых сосочков. Чувствительность такого языка недостаточна, а подвижность существенно ограничена.
  • Размер: слишком большой (с гипертрофированной мышечной массой, как бы не помещается во рту) или слишком маленький (явление микроглоссии).
  • Подъязычную уздечку (пленочку, связку под языком): у одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может приподнять язык вверх. (При этом требуется хирургическое вмешательство, которое избавит ребенка от многих страданий в будущем). Некоторые звуки малыш так и не научится произносить, другие в его устах приобретут странное звучание. Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, которая тоже доставляет крохе массу неудобств.

Внешний вид: Язык рыхлый, его трудно заставить принять нужное положение, наконец, когда это удается, язык как бы застревает и не может перейти в следующую позицию. Речь при этом: «словно каша во рту».
Поверхность языка испещрена глубокими бороздками и морщинами (ребенок при этом ощущает болезненную сухость во рту). Такие особенности могут быть связаны с нарушениями в эндокринной или нервной системе.
Иногда своевременно начатая артикуляционная гимнастика позволяет устранить рыхлость, вялость языка, улучшить его кровоснабжение.

Как развивать речевое дыхание

Легкие с системой дыхательных мышц принимают участие в образовании звуков, обеспечивают силу звучания голоса. Очень часто у малышей сбивчивое, прерывистое дыхание, им трудно сделать длинный выдох, чередовать вдох и выдох носом и ртом и т.п. Это мешает правильно и выразительно говорить. Исправить это могут тренировки речевого дыхания.

  • Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например, упоминаете ветер, поучите ребенка дуть, дуйте ему в лицо, а со временем он начнет подражать вам.
    Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
  • Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите ее на ниточку, покажите ребенку, как она будет порхать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
  • Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок бумаги, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения развивают также воображение.
    Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.
  • Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья, так, чтобы они вертелись.
  • Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола. Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз, выдох должен быть очень долгим, чтобы они улетели как можно дальше.
  • Покажите ребенку, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
  • Научите малыша дуть на горячее, а также греть ручки, пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
  • Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите его нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «А»).
  • Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него, так чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы он хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
  • Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А. С. Пушкина). На вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, длительно произнесите «ш-ш-ш».Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».
    Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровно выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто «п-п-п», и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.

    Начните делать все упражнения как можно раньше, конечно, выбирайте сначала самые простые, делайте их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, постепенно усложняйте задания, не забывая преподносить все в виде сказки или игры, почаще хвалите малыша. Вас ждет непременный успех.

    Наталья Кулакова,
    кандидат филологических наук,
    психолог,
    победитель Санкт-петербургского конкурса
    грантов для молодых ученых и специалистов,
    мама троих детей
    Центр Натальи Кулаковой «Солнечный круг».: Санкт-Петербург, ст.м. «Приморская», ул. Кораблестроителей, д.16, корп.2.