Какое образование нужно для воспитателя детского сада

Можно ли работать воспитателем после курсов переподготовки?

Из статьи вы узнаете, с каким образованием можно работать воспитателем, каковы обязанности педагога в детском саду, кем ещё можно работать с такой квалификацией. Начинающие специалисты получат рекомендации по работе с гиперактивными детьми.

Воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО) – это педагог, который работает с детьми до семилетнего возраста, занимается их обучением, воспитанием и развитием. Что конкретно делает воспитатель? Каждый день он:

  • помогает детям в формировании навыков самообслуживания;
  • знакомит с основами этикета;
  • занимается личностным, познавательным, физическим, творческим развитием детей;
  • учит различным видам игр;
  • организует походы, экскурсии;
  • анализирует показатели освоения детьми образовательных программ, уровень развития воспитанников.

При этом педагог учитывает культурные, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников. В компетенции воспитателя входит также обеспечение безопасного пребывания детей в ДОО.

Может ли воспитатель давать детям таблетки?

Нет, этим должна заниматься штатная медсестра, и допустимо давать только те препараты, которые находятся в медицинском кабинете ДОО. Ребёнок может получать лекарства по назначению участкового педиатра, по согласованию с медработником детского сада, но педагоги не имеют права давать детям никакие препараты.

Можно ли работать воспитателем после курсов переподготовки?

Да. Профстандарт допускает два варианта образования:

  1. Высшее или среднее профессиональное педагогическое.
  2. Наличие диплома вуза или колледжа по любому направлению подготовки плюс диплом о профпереподготовке по профессии воспитателя.

В АНО ВО «МИСАО» — ГАПС реализуется 15 программ для желающих учиться на педагога ДОУ. Смотреть все курсы.

Сколько часов должен работать воспитатель?

Согласно статье 333 Трудового кодекса РФ – не более 36 часов в неделю. При этом дневная нагрузка не должна превышать 12 часов. Для воспитателей, работающих с дошкольниками с ОВЗ, установлена норма в 25 часов в неделю.

Должен ли воспитатель писать рабочую программу?

Нет. Ст. 48 ФЗ «Об образовании» регламентирует составление рабочих программ педагогами. Это относится к должностным обязанностям учителей и преподавателей, но не воспитателей. В детском саду отсутствуют предметы, дисциплины или курсы, к которым требовались бы рабочие программы.

Кем еще может работать воспитатель?

Помимо работы в ДОО, есть возможность реализовать свои педагогические способности:

  • развивающих центрах;
  • в школах (подготовительные группы, группы продлённого дня);
  • в организациях дополнительного образования;
  • в оздоровительных и пришкольных лагерях;
  • в интернатах и детских домах;
  • в педиатрических клиниках/отделениях;
  • в санаториях;
  • в семье (частная практика).

Воспитатель может работать педагогом, няней, гувернёром, аниматором, ведущим праздничных мероприятий с детьми. Также специалист всегда может поменять сферу деятельности, получив необходимое образование.

Рекомендации начинающим специалистам: как работать воспитателю с гиперактивным ребёнком?

Если в группе есть один или несколько гиперактивных детей, это может усложнять работу воспитателя, особенно начинающего. Кроме того, у некоторых детей без СДВГ это может вызывать чувство дискомфорта. Сложно работать, если кто-то из воспитанников вскакивает, бегает, перебивает, отвлекает педагога и других детей.

Как работать воспитателю с гиперактивным ребёнком?

Признаки гиперактивности:

  • ребёнок не может долго усидеть на одном месте;
  • невнимателен;
  • двигается нескоординированно;
  • не выполняет просьбы и требования педагога;
  • излишне разговорчив;
  • импульсивен;
  • вспыльчив;
  • конфликтен.

Что делать воспитателю?

  • Учитывайте, что гиперактивные дети продуктивнее в первую половину дня – старайтесь планировать день так, чтобы наиболее сложные занятия, требующие усидчивости и внимания, приходились на утро.
  • Иногда там, где среднестатистическому дошкольнику потребуется десять минут, гиперактивный может справиться за пять. Сокращайте время нагрузки на воспитанника, сохраняя при этом её объём и сложность.
  • Делайте занятия дробными, чередуйте спокойные моменты с физкультминутками.
  • Будьте спокойны и последовательны в требованиях.
  • Создайте ситуацию успешности для ребёнка – чаще задействуйте его в тех задачах, которые ему лучше удаются.
  • Кратко и чётко формулируйте свои просьбы к ребёнку.
  • Хвалите и поощряйте воспитанника сразу, не откладывая.
  • На занятиях сажайте его возле себя, используйте тактильный контакт.
  • Организуйте взаимодействие гиперактивного ребёнка со спокойным и медлительным. Они будут уравновешивать друг друга. Такое сотрудничество пойдет на пользу и тому, и другому.

Даже воспитатель обладающим небольшим опытом работы сможет найти общий язык с гиперактивным дошкольником и повлиять на его поведение, если будет учитывать эти советы.

Поможем с выбором программы

Другие новости >>

Светлана Муньёс

5 минут

  • Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
  • Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
  • Требования к образованию воспитателя по профстандарту
  • Трудовые функции воспитателя по профстандарту
  • Компетенции воспитателя по профстандарту
  • Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действия

Необходимые умения

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;

Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения

детьми образовательной программы;

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;

Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;

  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;

  • «Менеджмент в дошкольном образовании»;

  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;

Программы повышения квалификации

  • «Педагогика и методика дошкольного образования»;

  • «ФГОС в дошкольном образовании»;

  • «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС»;

  • «Музыкальный руководитель дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;

  • «Современные подходы к организации работы с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;

  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;

  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.

  • Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.

  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.

  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.

  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Воспитатель детского сада – воспитывает детей дошкольного возраста. Профессия подходит отвественным и активным людям, которые любят детей. Зарплата в России варьируется от 15000 до 60000 рублей. Воспитатель может работать в муниципальных, ведомственных или частных детских садах. Образование может быть средним профессиональным, но для повышения квалификации нужно окончить вуз. Существуют курсы для воспитателей детского сада. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Воспитатель занимается воспитательной работой: проводит занятия, игры и в целом организует пребывание детей в детском саду.
Дошкольных воспитателей чаще всего называют воспитательницами.

Мужчины дошкольными воспитателями обычно не работают, а если такое и случается, то это непременно становится сенсацией, о чем обязательно пишут местные газеты и даже снимают сюжеты для теленовостей.

В детский сад ходят дети в возрасте с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст делится на три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет.

Каждый возраст требует особого подхода, воспитательных и обучающих методик. Но в целом можно сказать, что игра для любого детсадника – главное дело. Поэтому воспитатели в своей работе используют много игровых приёмов. Даже в обучающих занятиях используются дидактические игры – они лучше удерживают внимание детей и помогают им усваивать материал незаметно для самих себя.

В программу детского сада входит занятия по развитию речи детей, по математике, музыке, физкультуре. Также детей знакомят с произведениями детских писателей, учат рисовать лепить, прививают им начальные трудовые навыки. Большое внимание уделяется знакомству с природой, окружающим миром.

И конечно, важное место занимает нравственное воспитание и социализация ребёнка: в детском саду он учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, получает навыки жизни в обществе. Воспитатель – руководитель всех этих процессов, и очень многое зависит от его личности и умений.

Важно! Воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.

Обычно воспитательница ведёт одну группу детей, начиная с младшего возраста до самого их выпуска из детского сада. Воспитатели группы работают в паре, сменяя друг друга по графику: кто-то работает с утра, кто-то – во второй половине дня, и наоборот. Методическую помощь воспитателям оказывают методисты — педагоги с высшим образованием.

Рабочее место

Муниципальные, ведомственные, частные детские сады.

Оплата труда

Зарплата на 24.05.2021

Россия 18000—60000 ₽
Москва 30000—80000 ₽

Важные качества

Хорошему воспитателю присущи любовь к детям, жизнерадостность, отсутствие раздражительности, высокое чувство ответственности, чувство справедливости, высокий уровень культуры, организаторские способности, активность.

Знания и умения

Воспитатель должен владеть педагогическими методиками, навыками организации воспитательного процесса.
Также обязательны правильная речь, хорошие манеры.

История профессии

В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.

В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.

Описание профессии

Воспитатель детского сада не просто присматривает за детьми, когда их родители на работе, а в соответствии с программой проводит с малышами занятия по математике, музыке, развитию речи, рисованию и лепке, физической культуре. Педагогу нужно уметь найти контакт со всеми детьми, их родителями, бабушками и дедушками. Он обязан дать ребенку знания об окружающем мире, системе взаимоотношений между людьми, способствовать его социализации, помочь разобраться, как отличить добро от зла.

Воспитанниками детсадов становятся дети в возрасте от 3 до 7 лет. Дошкольный возраст специалисты делят на 3 этапа:

  • 3–4 года – младший;
  • 4–5 лет – средний;
  • 5–7 лет – старший.

Профессия воспитателя предполагает знание особенностей этих возрастных периодов и использование во время учебы подходящих обучающих и воспитательных методов. Основной прием – это дидактическая игра, в процессе которой ученик, сам того не замечая, получает новые знания и навыки.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы стать воспитателем детского сада, можно окончить как среднее, так и высшее профессиональное учебное заведение. В колледжах и техникумах предлагается две специальности:

  • дошкольное образование;
  • специальное дошкольное образование (подготовка направлена на дальнейшую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии).

Основное направление подготовки воспитателей детских садов в вузах – «Дошкольное образование», в рамках которого можно получить одну из профильных специальностей:

  • дошкольное образование и логопедия;
  • психология и педагогика дошкольного образования;
  • дошкольное образование и музыка;
  • дошкольное образование и иностранный язык;
  • педагогическая деятельность в дошкольном образовании.

Какие предметы нужно сдавать на воспитателя

В колледжах от выпускников школ не требуется сдавать экзамены, достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование. Выучиться после 9 классов можно за 3 года 10 месяцев, а после 11 классов – за 2 года 10 месяцев.

Абитуриентам вузов необходимо обязательно представить результаты ЕГЭ по обществознанию и русскому языку. Кроме того, в зависимости от университета и выбранного профиля, могут потребоваться экзамены по биологии, математике, иностранному языку, а также результаты творческого или профессионального испытания (музыка, хореография, физическое воспитание). Учиться 4–5 лет.

Учебные заведения

В каждом регионе, и не только столичном, есть немало ссузов, в которых можно получить профессию воспитатель детского сада, например:

  • Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж (г. Ижевск). Здесь учат очно после 9 класса школы и заочно после 11 класса, также есть дистанционные программы.
  • Педагогический колледж № 10 (г. Москва) готовит специалистов по работе с дошкольниками.
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского Московского городского педагогического университета дает образование воспитателя в детском саду для дальнейшей работы с обычными малышами и с детьми с особыми потребностями.
  • Челябинский педагогический колледж № 2 предлагает очные и дистанционные программы подготовки воспитателей детских дошкольных учреждений.
  • Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С. Макаренко готовит воспитателей детских садов для работы с разными категориями детей.

Нестоличные вузы:

  • Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова;
  • Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова;
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург).

Полный список педагогических вузов России, в которых можно получить (в том числе и дистанционно) специальность «Дошкольное образование» с различными профилями.

Обязанности на работе

К должностным обязанностям работника детсада относится:

  • проведение мероприятий, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья подопечных;
  • обучение детей основным дошкольным общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденной программой;
  • соблюдение режима дня (прием пищи, сон, учеба, прогулки);
  • контроль состояния здоровья детей, информирование в случае необходимости медсестры;
  • организация и проведение различных праздников, соревнований и других видов активного досуга;
  • организация работы с учетом индивидуальных особенностей, характера, способностей и наклонностей каждого ребенка;
  • сотрудничество с родителями и другими педагогами с целью наилучшего развития ребенка;
  • ведение документации;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости.

Эта официальная характеристика профессии воспитателя детского сада не раскрывает всего ее разнообразия и сложности. Ведь педагог должен утром принять каждого ребенка у родителей, выслушать и учесть все их просьбы и советы, во время обеда помогать детям в приеме пищи, а при подготовке к прогулке – с одеванием. Также воспитатель вовремя укладывает детей днем спать, а затем их будит, проводит учебные занятия и организует подвижные игры, успокаивает плачущих малышей и делает еще множество разных дел.

Кому подходит

Воспитателем в детском саду может работать человек с педагогическим образованием. От специалиста требуется знание:

  • методик преподавания различных предметов;
  • методов воспитательной работы;
  • основ возрастной психологии ребенка;
  • возрастной физиологии и гигиены мальчиков и девочек;
  • порядка оказания первой медицинской помощи.

Хорошим воспитателем станет специалист, обладающий такими личными качествами:

  • ответственность и активность;
  • терпение и выдержка;
  • наличие хорошего логического и творческого мышления;
  • хорошая память;
  • любовь к детям и доброта;
  • справедливость и искренность;
  • общительность и умение найти подход к каждому ребенку.

Теперь про плюсы и минусы профессии воспитателя. К положительным сторонам можно отнести:

  • общение с детьми;
  • востребованность на рынке труда;
  • длительный отпуск, стабильная зарплата;
  • постоянное повышение своей квалификации;
  • посменная работа (с утра до обеда или с обеда до вечера), что дает возможность лучше распоряжаться своим временем.

Недостатки – относительно невысокая заработная плата, большая ответственность за воспитанников и нервное напряжение, необходимость постоянного самоконтроля. Также зачастую непросто складываются отношения с родителями детей.

Сколько получают

Средняя зарплата воспитателя по стране составляет 15 тысяч рублей, конкретные суммы различаются в зависимости от региона. Так, в Москве в 2018 году квалифицированный работник детсада зарабатывал 35–40 тысяч рублей, в отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка, Чукотка, Республика Саха) платят около 30 тысяч рублей. На уровень дохода воспитателя также влияет статус дошкольного учреждения (коммунальный, ведомственный или частный) и стаж работы сотрудника.

Как построить карьеру

Профессия воспитателя не имеет сколь-нибудь перспективной схемы карьерного роста. В принципе можно дорасти до заведующего детсадом, но для этого обязательно нужно иметь диплом вуза. Если дополнительно учиться, то будет доступным вариант карьеры чиновника в сфере образования.

Можно заниматься с детьми на дому в частном порядке в свободное время или вести небольшие группы по тому или иному направлению раннего развития ребенка (например, по методике Марии Монтессори). Самый перспективный, но сложный вариант – это открытие собственного частного детского сада.

Перспективы профессии

В ближайшие десятилетия революции в укладе общественной жизни не предвидится, поэтому с уверенностью можно сказать, что профессия педагога дошкольного учреждения по-прежнему останется востребованной. Но перед тем как стать воспитателем, нужно четко определиться, подходит ли вам эта работа, поскольку в реальности она гораздо сложнее и ответственнее, чем кажется на первый взгляд.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия воспитатель детского сада подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид. Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Должность «воспитатель» относится к должностям иных педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).

Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Какое образование должны иметь лица, занимающиеся педагогической деятельностью

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу этого закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в следующем порядке:

  1. среднее (полное) общее образование — к среднему общему образованию;
  2. начальное профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
  3. среднее профессиональное образование — к среднему профессиональному образованию по программам подготовки специалистов среднего звена;
  4. высшее профессиональное образование — бакалавриат — к высшему образованию — бакалавриату;
  5. высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура — к высшему образованию — специалитету или магистратуре;
  6. послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
  7. послевузовское профессиональное образование в ординатуре — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  8. послевузовское профессиональное образование в форме ассистентуры-стажировки — к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Требования к квалификации к должностям «воспитатель» и «младший воспитатель»

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — Справочник). Данный Справочник содержит должности «воспитатель (включая старшего)» и «младший воспитатель». В требованиях к квалификации к данным должностям указано, что работники, замещающие данные должности, должны иметь:

  • для воспитателя — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы;
  • для старшего воспитателя — высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее двух лет;
  • для помощника воспитателя — среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

К какому уровню образования приравниваются одногодичные педагогические классы

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Минпроса СССР от 14.01.1981 № 6 (далее — Временное положение).

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее — Закон СССР).

В соответствии с Временным положением и Законом СССР образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из уровней образования, действовавших в СССР. Из этого следует, что образование, полученное в одногодичных педагогических классах, не может быть приравнено ни к одному уровню образования, действующему в настоящее время.

Таким образом, для работы воспитателем в детском саду курса одногодичных педагогических классов недостаточно.

Как начать карьеру в сфере работы с дошкольниками, если у вас пока нет профильного образования? Самый простой вариант – устроиться на должность помощника воспитателя в детском саду. Познакомимся с этой профессией поближе и узнаем, как и где ее получить.

Сможете ли вы работать младшим воспитателем? Требования к личным качествам и уровню знаний

Помощник воспитателя. Все о профессии требования, обязанности, зарплата и карьерные перспективы

Несмотря на то, что на должности помощника воспитателя нужно выполнять в основном физическую работу, вам предстоит ежедневно взаимодействовать с детьми. Поэтому вы должны уметь и любить общаться с дошкольниками, легко находить с ними контакт.

Большую часть времени вы будете работать в команде с воспитателями и выполнять их поручения и просьбы, так что важно быть ответственным, исполнительным и доброжелательным человеком. Вы должны быть аккуратны и внимательны, ведь от вас будут зависеть порядок, соблюдение санитарно-гигиенических требований, общая атмосфера в группе.

► Чтобы эффективно выполнять свои обязанности, вы должны знать основы педагогики и возрастной психологии, требования к защите, сохранению и укреплению здоровья детей, особенности организации игровой деятельности, санитарно-гигиенические правила содержания помещений ДОО.

Что входит в обязанности помощника воспитателя?

Помощник воспитателя детского сада относится к категории младшего обслуживающего или учебно-вспомогательного персонала. Он подчиняется воспитателям, завхозу и руководителю ДОО. В его должностные обязанности входят:

  • уборка всех закрепленных за работником помещений, в том числе влажная уборка поверхностей и мебели, чистка и дезинфекция сантехники;
  • доставка еды с кухни и ее раздача детям;
  • уборка и санитарная обработка посуды, столов;
  • сервировка столов;
  • организация дежурства детей и их обучение сервировке и уборке столов;
  • помощь воспитателю во всех организационных моментах работы с группой: при сборах на прогулку, при подготовке ко сну, при гигиенических процедурах и т. д.;
  • гигиенический уход за детьми;
  • уборка постелей;
  • подготовка воды для полоскания рта и питья;
  • контроль чистоты и сохранности игрового и учебного инвентаря, замена полотенец, постельного белья в соответствии с графиком или по мере загрязнения;
  • контроль состояния сантехники, посуды, мебели и сообщение завхозу об их неисправности;
  • нахождение с детьми в моменты, когда воспитатель не может быть в группе, например, участвует в собрании или решает организационные вопросы;
  • помощь в изготовлении педагогических пособий, в подготовке к мероприятиям;
  • участие в озеленении и благоустройстве территории ДОО;
  • подготовка веранд и песочниц, которыми будут пользоваться дети.

Какое образование должно быть у помощника воспитателя? Где и как его получить?

На должность младшего воспитателя могут претендовать совершеннолетние лица со средним или средним профессиональным образованием. Но даже такие лояльные требования не означают, что с этой работой справится любой. Поэтому перед трудоустройством рекомендуем пройти дистанционные* курсы профобучения. Так вы не только получите необходимые знания и навыки, но и повысите свои шансы на быстрое трудоустройство. Обучение займет всего 3 месяца, а по его окончании вы получите официальный диплом с присвоением квалификации.

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Помощник воспитателя

Подходит для старта в профессии

10500 руб. 6017 руб.
Отправить заявку

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Младший воспитатель

Подходит для старта в профессии

10500 руб. 6017 руб.
Отправить заявку

► Для поступления на курсы вам не придется сдавать экзамены – просто предоставьте диплом об окончании любого техникума, колледжа или вуза. Обучение проходит в полностью дистанционной* форме, при этом вам не требуется специальное оборудование или ПО – достаточно иметь компьютер со стабильным доступом в интернет. Онлайн-обучение легко сочетать с работой или получением очного образования. Вы сами выстраиваете график занятий, а личный кабинет с учебными пособиями, лекциями, записями вебинаров, практическими заданиями и другими материалами доступен 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

На какую зарплату может рассчитывать помощник воспитателя?

Отучившись на курсах, вы сможете устроиться в государственный или частный детский сад. Стандартная ставка – 40 часов в неделю. Чаще всего график такой – понедельник-пятница, по 8 часов в день. Но если детский сад открыт круглосуточно, то помощники воспитателей могут работать посменно.

По данным портала ►Яндекс.Работа, в муниципальных ДОО учебно-вспомогательному персоналу платят в среднем от 20 000 рублей, а в ведомственных и коммерческих – от 30 000 рублей. В регионах помощник воспитателя может зарабатывать от 12 000 рублей в государственных детских садах, от 20 000 рублей – в частных.

Карьерные перспективы

Помощник воспитателя в большинстве случае – первая ступень карьерной лестницы. Работая на этой должности, необходимо получить образование не ниже среднего профессионального, после чего станет возможным повышение до воспитателя детского сада. Отучившись в вузе, можно претендовать на должность старшего воспитателя, организатора-методиста. А самые мотивированные специалисты со временем становятся руководителями ДОО. Также можно дополнительно получить квалификацию учителя младших классов, воспитателя группы продленного дня. Сегодня школы и детские сады часто объединяют, что позволяет специалистам работать и с дошкольниками, и с учениками 1-4 классов.

Чтобы расти по карьерной лестнице в ДОО, необязательно иметь среднее профессиональное или высшее образование именно по педагогическому направлению. Если вы отучились по другому профилю, можно пройти курсы профессиональной переподготовки, которые также дадут вам возможность претендовать на должности выше помощника воспитателя.

620 часов (5 мес.)

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

17400 руб. 10173 руб.
Отправить заявку

1100 часов (6.5 мес.)

Квалификация: Учитель начальных классов, воспитатель детей дошкольного возраста

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Подходит для старта в профессии и для действующих специалистов

23700 руб. 18668 руб.
Отправить заявку

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Старший воспитатель

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

15600 руб. 6470 руб.
Отправить заявку

340 часов (2 мес.)

Квалификация: Организатор-методист дошкольного образования

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

12500 руб. 6470 руб.
Отправить заявку

340 часов (3 мес.)

Дисциплины: Специальные

Подходит для действующих специалистов

12500 руб. 6470 руб.
Отправить заявку

Работа помощника воспитателя детского сада – отличный шанс начать карьеру в дошкольном образовании и узнать внутреннюю кухню ДОО. К тому же, у профессии отличные перспективы – уделив достаточное внимание своему образованию и хорошо зарекомендовав себя на этой должности, вы без труда дорастете, как минимум, до воспитателя. Так что задумайтесь о получении профильной квалификации, если видите свое призвание в работе с дошкольниками.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Подберем программу для Вас!

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Автор статьи: Бологова
Ольга Борисовна
  • Преподаватель педагогических дисциплин, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, специалист в области работы с детьми с ОВЗ, обладатель благодарственных писем городского и областного уровня.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>