Крест голгофа

Обычай, как нетрудно догадаться, не христианский. Не стану утверждать, но и кресты могут оказаться дохристианскими символами. По крайней мере, русскими язычниками символ равностороннего креста использовался.

Для чего же кресты (неважно — языческие или христианские!) рисуют над входами?

Многим, особенно жившим или бывавшим на селе, знакомо выражение: «В окна не лазь!» Естественно, чаще всего это адресуется детям, причём приезжим. Свои-то давно в курсе! Но можно услышать такое и в городе, особенно от людей постарше. В общем, как обычно и бывает с устоявшимися выражениями с древней историей!

Хотя вроде всё очевидно: ходят в дверь, лезть в окно — непорядок. Да. И кое-что ещё. Часто директиву «не лазить в окна» продолжают: «Пример не показывай!» И логика нарушается. Потому что далеко не всякий, выдавший этот устойчивый оборот, сможет объяснить его вторую часть. Хотя этого и не требуется. Стандартное «объяснение»: так говорят! Если удастся добиться подробнее, скорее всего, услышишь то самое «не принято», «в окна не ходят» и пр. А допытываться дальше не стоит…

Реклама

Объяснение, тем временем, есть. Просто подзабытое за ненадобностью.

Кому же не нужно «показывать пример»? Кто лазит в окна? Любовники? Дети? Воры? Пример можно подавать разве что детям, остальные прекрасно умеют залезть в окно! Но эта фраза употребляется и когда никаких детей близко нет. Чаще всего, самим же детям это и говорится.

Наталья Ритчер,
Наталья Ритчер, «Мурзик»
Фото:

Дальше включаем логику. Значит, окно — «вход» в жилище, но вход неправильный. А какой правильный? Естественно, дверь!

Реклама

Хорошо. Дети-то в дверь пускай идут. А почему сюда не смогут войти всё те же любовники, воры и прочие недружелюбно настроенные посторонние? Дверь заперта? Так в окно полезут! Хотя есть распространённая присказка: мол, «дверей на ночь не запирали!» Обычно её воспринимают как показатель тишины, порядка и честности окружающих.

Хотя в деревнях прекрасно запирали и окна. Ставнями. И повторю: кому-кому, а любовникам и ворам пример в таком деле точно не нужен. Сами любого научат!

Как обычно, если обычай вроде бы не имеет логического объяснения, его корни стоит поискать поглубже в истории и психологии.

Вход в дом — его граница. А любую границу обозначают и, при надобности, защищают. А защищают от тех, кому «пример не показывают», от нечистой силы. Это сейчас, в христианском видении мира. В языческой же картине мира— от враждебных сил, в частности — от навий, враждебно настроенных покойников. От душ умерших. Например, насильственной смертью. Или погибших от сил природы: утопленников, убитых молнией и пр. Не от ушедших родственников — те настроены дружелюбно!

Реклама

Сама традиция, идея защищать дом с помощью ритуально-магических действий — глубоко языческая. Нынешний обряд нанесения крестов чрезвычайно упрощён в сравнении с теми мерами, что принимали предки.

В традиционном доме дверь уже защищена от незваных посетителей похороненным под ней предком. Может ли быть лучший оберег? Дополнительных мер не требуется!

А вот под окнами почему-то не хоронили! То ли столь уважаемых предков не напасёшься, то ли окна появились, когда архаичный обычай уже не практиковали. Окна-то появились в жилище куда позже дверей! И раз уж в отношении двери принималась столь радикальная мера, окно никак не могло защищаться единичным символом креста.

Зачем на двери рисуют крест? Предпасхальный обычай с давней историей
Фото:

Так и есть! Защита границ дома была комплексной. И далеко не ограничивалась окнами. Но сейчас речь о них. И начинается защита с запрета лазать в окна, чтобы не показать враждебным силам путь внутрь.

К окнам вообще отношение особое. У пожилых селян дверь может быть нараспашку — а вот окна будут неохотно открываться даже летом. Сами они могут и не помнить, и не знать причин. Традиция — так воспитали, так предки делали!

Что же касается рисунков-оберегов, то традиционные защитные элементы прекрасно знакомы всем, хоть раз бывавшим в сельской местности. Это наличники! Конечно, они во многом утратили прежний символизм, но кое-что сохранили.

Смотреть всё

В старину всё это было не столь изощрённо и красиво, как можно увидеть на некоторых богатых избах XIX века. Но в то время данная русская традиция уже утрачена и резьба во многом стала «просто» украшением. Сейчас, при наличии желания и средств, можно и покруче красотулечек нарезать!

Но сохранилось главное, принцип: все окна окружены резным орнаментом с определёнными сюжетами. И даже в христианизированном видении мира осталась сама идея — защитить все входы в дом. Очень упрощённо в сравнении с язычеством, но все мы видели кресты на косяках! И можно ли утверждать, что это не работает?

Другие названия: Голгофа напольная

Что такое крест-голгофа?

Крест-Голгофа Голгофой называют поклонный крест, который устанавливают практически в каждом русском православном храме. Перед ним традиционно ставят канун (заупокойный подсвечник). Взирая на Распятого Христа, верующие молятся об усопших. Высота креста-голгофы обычно превышает человеческий рост.

Встречаются и домашние, настольные голгофы, которые имеют небольшой размер.

Материалы изготовления

Как правило, кресты-голгофы изготавливают из дерева или фанеры. Изображение на них может быть написано вручную – так же, как на иконах, вырезано или изготовлено полиграфическим методом.

Особенности оформления

Как правило, крест-голгофа представляет собой композицию: собственно крест, установленный на символическом постаменте, имеющем форму усеченного конуса. Этот постамент знаменует собой гору Голгофу, на которой был распят Христос. На ней изображают человеческий череп – голову праотца Адама. По преданию, первый человек был погребен на том самом месте, где тысячелетия спустя пролил кровь Сын Божий, искупивший его грех.

Зачастую композицию дополняют фигуры предстоящих Распятию Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. Любимый ученик Христа изображается совсем юным – каким он и был на момент Крестной Жертвы Богочеловека.

Из истории

Годеновский крест Когда именно в храмах появились отдельно стоящие кресты, доподлинно неизвестно. Наиболее древний артефакт этого рода, сохранившийся до наших дней в России – знаменитый Годеновский крест. Он был обретен в начале XV века. При этом, по преданию, крест пришел по воздуху из Византии, то есть был создан еще ранее и, скорее всего, был не единственным предметом своего рода. В пользу византийского происхождения Годеновского креста свидетельствует надпись на нем, сделанная на греческом языке.

Довольно широко кресты в храмах распространились в XVII столетии, в правление патриарха Никона. Этому способствовала его деятельность: обустройство символической Голгофы, копии иерусалимской, в соборе Ново-Иерусалимского монастыря. Помимо этого, патриарх Никон заказал в Иерусалиме крест, изготовленный по размерам древа Распятия Христова, и торжественно перенес его в основанный им монастырь на острове Кий в Ладожском озере. Пока Кийский крест везли на место назначения, с него было сделано несколько копий, которые были даны на благословение храмам по пути следования святыни.

Символическое значение

Крест-голгофа напоминает нам о Жертве, которую принес Спаситель ради каждого из нас. То, что перед этим крестом ставят именно заупокойныйподсвечник, помогает молящимся принять от Бога скорбь разлуки с отошедшими в иной мир. Изображение Распятия вселяет в душу надежду на то, что Господь, искупивший Своей Кровью падшее человечество, помилует усопших и всех нас, и все мы встретимся в блаженной Вечности.

Панихидный стол с Голгофой