Кризис новорожденности причины возникновения и особенности проявления

Кризисные периоды длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии. Происходят значительные сдвиги в развитии – ребенок резко меняется во многих своих чертах.

Для них характерны следующие особенности:

1. Границы, отделяющие начало и конец этих стадий от смежных периодов, крайне неотчетливы.

2. Трудновоспитуемость детей в критические периоды .
Д.Б. Эльконин писал: «Кризис поведения, часто наблюдаемый в трехлетнем возрасте, возникает лишь при определенных условиях и вовсе не обязателен при соответствующих изменениях во взаимоотношениях ребенка и взрослых».Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома, сдвига.

Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием»).

3. Негативный характер развития.
Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Но создается и что-то новое. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Л. С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…»

Кризис — это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего.

Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

Далее следует описание кризиса и следующего за ним стабильного периода, где выделено только самое важное, наиболее характерное. Касательно потребностей следует понимать, что потребности предыдущего времени не исчезают, просто в описании каждого из периодов указаны только те, что добавляются в связи с развитием ребенка.

Для детского возраста считается, что происходит чередование кризисов, связанных с социализацией (0, 3 года, подростковый кризис 12 лет) и саморегуляцией (1 год, 7 лет, 15 лет).

О зоне ближайшего развития
Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития (то, что он может решить в сотрудничестве со взрослым).
Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.

Раннее детство: 0 – 3 года

Кризис новорожденности: 0-2 месяцев
Причина: катастрофическое изменение условий жизни (появление индивидуальной физической жизни), помноженное на беспомощность ребенка.
Характеристика: потеря веса, происходящая настройка всех систем организма на существование в принципиально иной среде – вместо водной в воздушной.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: Беспомощность и зависимость от мира решаются через возникновении доверия к миру (или недоверия). При благополучном разрешении рождается умение надеяться.
Новообразования к концу кризиса:
– индивидуальная психическая жизнь;
– комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращенная ко взрослому. Комплекс оживления формируется примерно с третьей недели жизни: появляется замирание и сосредоточение при фиксации предмета или звуков, затем — улыбка, вокализация, двигательное оживление. Также при комплексе оживления отмечаются учащенное дыхание, радостные вскрики и т. д. На втором месяце при нормальном развитии ребенка наблюдается комплекс в полном составе. Интенсивность его компонентов продолжает нарастать примерно до трех-четырёх месяцев, после чего комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения);
– возникновение привязанности.

Младенчество: 0-1 год
Основная деятельность: непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: сенсомоторная.
6 подстадий:
1. Врожденные рефлексы (до 3-4 мес.);
2. Моторные навыки, рефлексы, переходящие в действия (с 2-3 мес.);
3. Развитие координации между глазами и руками, появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий (с 4 мес.);
4. Координация средств и целей, возрастает способность к возпроизведению действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления (с 8 мес.);
5. Формирование связи между действием и его результатом, открытие для себя новых способов получения интересных результатов (с 11-12 мес.);
6. Ребенок учится отыскивать оригинальные решения проблем в результате уже имеющихся у него схем действий и внезапно возникающих идей, появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме (с 1,5 лет).
Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта – понимание независимого от субъекта существования объектов.
Уровни привязанности: на уровне физического контакта, эмоций.
Потребности: чтобы взрослый откликался и удовлетворял все потребности (формирование ситуации привязанности). Основные потребности данного возраста – еда, комфорт, физический контакт, изучение мира.
Результат к концу периода: Разрушение тесной симбиотической ситуации между ребенком и заботящимся о нем взрослым, связанное с тем, что у ребенка появляется самостоятельная человеческая психическая жизнь, основанная на второй сигнальной системе.

Кризис 1 года
Причина: увеличение возможностей ребенка, появление все большего количества новых потребностей.
Характеристика: всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций, знакомство с границами, возможно нарушение биоритма сна/бодрствования.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: разрыв между желаниями и речевой регуляцией разрешается через возникновение автономии, самостоятельности в противоположность сомнениям и стыду. При благополучном разрешении обретается воля. Развивается речевая саморегуляция.
Новообразования к концу кризиса:
– автономная речь, эмоционально аффективная, многозначная;
– ощущение себя как отделенного от взрослого индивидуума;
– произвольность движений и жестов, управляемость;
– границы существуют и они легитимны (взрослые также им подчиняются).Хочу такой сайт

Младший детский возраст 1-3 года
Основная деятельность: деятельность вместе со взрослым по освоению манипуляций с предметами. Взрослый как образец, как носитель культурно-исторического опыта. Вербализация контакта в совместной деятельности. Развитие игры как подражание конкретному действию, игры как развлечения и как упражнения.
Сфера деятельности: у мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.
Стадия умственного развития: до 2-х лет продолжение сенсомоторной (см. выше 5-6 подстадия), далее – дооперациональная, которая не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Магический способ объяснения мира.
Уровни привязанности: на уровне похожести, подражания (теперь ему не нужно все время быть в физическом контакте с родными, надо просто быть похожими на них, и появляется больше простора для исследований) и потом на уровне принадлежности, лояльности (чтобы сохранить контакт с родителями, достаточно ими обладать).
Потребности: необходимо предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Физическое ограждение от опасности. Введение ограниченного количества четких границ и их совместное поддержание.
Это период, когда ребенок накапливает знания о себе через восприятие себя глазами заботящихся о нем взрослых. Он не умеет критически мыслить, соответственно принимает на веру все, что они сообщат ему о нем и на основании этого будет выстраивать свое «Я». Очень важно уметь давать безоценочную обратную связь, сообщая о его достижениях, ошибках и возможностях их исправления.
Результат к концу периода: становление самосознания ребенка, развитие речи, приобретение туалетных навыков.

Детство: 3 года – 12 лет

Кризис 3 лет
(нынче часто смещается к 2 годам)
Причина: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Взрослый как носитель социальных и личностных отношений.
Характеристика: так называемое семизвездие трехлетнего кризиса:
1) негативизм,
2) упрямство,
3) строптивость,
4) обесценивание,
5) стремление к деспотизму,
6) протест-бунт,
7) своеволие.
В рамках модели Ньюфелда, полагаю, все это можно считать проявлением противления и альфа-комплекса, что не удивительно, так как рождение личности и собственной воли, происходящее в период данного кризиса, требует защиты от внешних воздействий и указаний.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу», появление инициативности в противовес чувству вины. При благополучном разрешении рождается умение ставить цели и добиваться их. Нахождение своего «Я».
Новообразования к концу кризиса:
– соподчинение мотивов и проявление личностной характеристики ребенка;
– формирование внутренних позиций, рождение «Я»;
– произвольность мышления (логический тип обобщения).

Старший дошкольный период: 3-7 лет
Основная деятельность: игра, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит через сюжетную и процессуально-подражательную. В конце периода возможно введение игр по правилам. В это время происходит развития действия от операциональной схемы к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В коллективной форме сюжетно-ролевой игры происходит рождение смыслов человеческих действий.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: дооперациональная. Интуитивное, наглядное мышление, эгоцентризм (не способность представить отличную от своей точку зрения), появляются зачатки логического мышления и устанавливаются причинно-следственные связи.
Уровень нравственного сознания: доморальный. Ориентировка на одобрение-неодобрение (собственно, вместе с появлением «Я» появляется и нравственное сознание).
Уровни привязанности: на уровне чувства важности для другого, и потом на уровне любви (только на этом уровне он может быть несовершенным без боязни потерять привязанность). При прохождении уровня любви ребенок может захотеть заботиться о младшем или питомце. Ждать заботы ранее этого уровня – малореально.
Потребности: важно отнестись со вниманием к его потребностям и суждениям. Поддержка в отношениях собственности (для того, чтобы человек научился делиться, ему надо насытиться своей собственностью, своим правом распоряжаться). Поддержка в проявлении эмоций, дать возможность безопасно переживать слезы тщетности. Важно сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способностях.
Результат к концу периода: собственная позиция в системе социальных отношений.

Кризис 7 лет
Причина: замечаются собственные эмоции, чувства. Возникает возможность их саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка.
Характеристика:
1) потеря непосредственности;
2) кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения;
3) замкнутость, неуправляемость.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: умение подчинять свои желания правилам способствует приобретению трудолюбия в противоположность комплексу неполноценности. При благополучном разрешении рождается компетентность.
Новообразования к концу кризиса:
– внутренний план действий;
– возникновение интегративного мышления, рефлексии;
– формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов;
– рождение Я-концепции, самооценки.

Младший школьный период: 7-12 лет
Основная деятельность: учебная деятельность. Взрослый как носитель обобщенных способов деятельности в системе научных понятий. Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида. Впоследствии учитель организует кооперацию со сверстниками как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе с взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим формированием действия. Таким путем дети осваивают не только операциональный состав действий, но и их смыслы и цели, осваивают учебные отношения.
По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Кроме того для 10-11-летнего человека важно получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку.
Сфера деятельности: операционально-техническая.
Стадия умственного развития: стадия конкретных операций – возникновение элементарного логического рассуждения. Возможность понять, что другой видит мир иначе, чем я.
Уровень нравственного сознания: конвенциональная мораль. Стремление вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми, потом из поддержки авторитета.
Уровни привязанности: на уровне желания, чтобы тебя знали (если не было проблем в предыдущих уровнях и если отношения с родителями благоприятные). Иногда этот уровень достигается только в взрослой жизни.
Потребности: уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания. Нуждается в поддержке при общении во внешнем мире, в помощи по правильному отношению к оценке себя.
Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.
В 10-11 лет ребенок нуждается в коллективной общественно-полезной деятельности, которая признается окружающими как значимая помощь обществу.
Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль.

* Я предполагаю, что уровень развития интеллекта, нравственного сознания и уровни привязанности коррелируют между собой. Так, без преодоления эгоцентризма не дорасти до желания быть познанным, а способность к интеграции дает возможность развиться автономной морали.

Отрочество: 12-19 лет
(фактически до момента выхода во взрослую жизнь, очень индивидуально)

Подростковый кризис 12 лет
(ранее обычно идентифицировался, как кризис 14 лет, но сейчас «помолодел»)
Причина: выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества.
Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму. При благополучном разрешении рождается верность.
Новообразования к концу кризиса:
– умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка;
– чувство взрослости;
– рефлексия.

Подростковый период 12-15 лет
Основная деятельность: интимно-личностное общение со сверстниками. К 12 – 13 годам развертывается потребность в общественном признании, осознании своих прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой общественно полезной деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития. Осознание себя в системе общественных отношений, осознание себя общественно значимым существом, субъектом. Стремление проявиться в обществе ведет к развитию социальной ответственности как возможности отвечать за себя на уровне взрослого, актуализации себя в других; выходу за пределы самого себя, когда «я» не растворяется в системе взаимосвязей, а проявляет силу — «я для всех», приводя к развитию сознательного отношения к другим людям, к окружающему; стремлению найти свое место в коллективе — выделиться, не быть заурядным; потребности играть определенную роль в обществе.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: стадия формальных операций – формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.
Уровень нравственного сознания: зарождение автономной морали. Поступки определяются своей совестью. Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, потом — на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: углубление и развитие предшествующих уровней, начало сепарации
Потребности: самоопределение себя в системе отношений с другими людьми, проявления потребности в уважении, доверии, признании, самостоятельности. Если в 12-13 лет ребенок не имеет опыта реально общественно-полезной деятельности и признания за нее, то далее труд будет ассоциирован исключительно со средством для прожития, очень трудно будет получать удовольствие от работы.
Результат к концу периода:
– развитие самосознания,
– развитие мировозрения и философского мышления,
– формирование системы теоретических знаний.

Юношеский кризис 15 лет
(так называемый период философской интоксикации)
Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности.
Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера.
Ряд основных противоречий, присущих этому возрасту: чрезмерная активность может привести к изнурению; безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются цинизмом и скептицизмом; страсть к общению сменяется замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность – в умственное равнодушие; страсть к чтению – в пренебрежение к нему; стремление к реформаторству – в любовь к рутине; увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения.
Противоречие, разрешаемое в кризисе: выбор между способностью заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять или закрытостью из-за собственной уязвимости приводит либо к развитию интимности и общительности, либо к поглощенности собой и избеганию межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. При позитивном разрешении рождается способность к выстраиванию глубоких интимных взаимоотношений, к любви.
Новообразования к концу кризиса:
– профессиональное и личностное самоопределение;
– ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
– складывается личная система ценностей;
– формирование логического интеллекта;
– гипотетико-дедуктивное мышление;
– задается личный стиль мышления;
– осознание своей индивидуальности.

Юношеский период: 15-19 лет
Основная деятельность: учебно-профессиональная деятельность. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает в 14 – 15 лет стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации.
Для этого периода характерны:
– «эгоцентрическая доминанта” – интерес к собственной личности;
– «доминанта дали” – установка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие;
– «доминанта усилия” – тяга подростка к сопротивлению, преодолению,
к волевым напряжениям;
– «доминанта романтики” – стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Сфера деятельности: мотивационно-потребностная.
Стадия умственного развития: отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление.
Уровень нравственного сознания: автономная мораль. Совесть. Ориентация на общечеловеческие этические принципы.
Уровни привязанности: cтановление сепарации, становление способности вступать в танец привязанности.
Потребности: рассматривать взрослого как старшего соратника. Есть желание оградить некоторые сферы своей жизни от грубого вмешательства. Иметь собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Становление интимности – это контакт плюс две вещи:
– я не нуждаюсь в мониторинге себя, когда я с тобой (доверие);
– я могу сказать тебе все важное, что я думаю в этот момент, не опасаясь негативного ответа.
Еще одно условие для зарождающей интимности — это долгосрочность отношений. Безопасность рождается в контакте с человеком, которого давно знаешь. Очень рискованно входить в интимность с малознакомым. (Интимность – это не обязательно нежность, ласка. Можно во время даже интимной ссоры испытывать чувство безопасности).
Результат к концу периода:
– самостоятельность, вступление во взрослую жизнь;
– контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм;
– нравственные убеждения.

* Забавно то, что в качестве результатов кризисов в классической психологии приводятся те достижения, которые по Ньюфелду могут развиться у ребенка значительно раньше:
1. Чувство собственной важности по Ньюфелду возникает после 4-х лет, а в классической психологии этому соответствует претензия на уважение после кризиса 7 лет.
2. После 12 лет у подростков возникает чувство общности – «мы”. По Ньюфелду же это соответствует третьему уровню привязанности – принадлежности и характерно для детей после 3-х лет.
3. Чувство интимности/ безопасности по Ньюфелду возможно после 7 лет, а классическая психология относит его проявления к юношескому периоду. Хотя, насколько я понимаю, зачастую и в более позднем возрасте люди не всегда способны ощутить безопасность в общении с теоретически самыми близкими людьми в семье.
Эти расхождения наводят на мысль о том, что фактически классическая практическая психология изучает в большей степени отклоняющееся поведение, а не то, что хотелось бы видеть как норму.

Онтогенез,или индивидуальное развитие организма,делится на два периода: пренатальный (внутриутробный)и постнатальный (послерождения). Первый продолжается от моментазачатия и формирования зиготы дорождения; второй — от момента рожденияи до смерти.

Пренатальныйпериод всвою очередь подразделяется на трипериода:начальный,зародышевыйи плодный.

  1. Начальный (предимплантационный)период у человека охватывает первуюнеделю развития(с момента оплодотворения до имплантациив слизистую оболочку матки).

  2. Зародышевый (предплодный,эмбриональный) период — от началавторой недели до конца восьмой недели(с момента имплантации до завершениязакладки органов).

  3. Плодный (фетальный)период начинается с девятой недели идлится до рождения. В это время происходитусиленныйрост организма.

Пренатальныйпериод онтогенеза начинается с моментаслияния мужских и женских половых клетоки образования зиготы.

Зиготапоследовательно делится, образуяшаровидную бластулу. Настадии бластулы идет дальнейшее дроблениеи образование первичной полости— бластоцеля.

Затемначинается процесс гаструляции,в результате которого происходитперемещение клеток различными способамив бластощель, с образованием двухслойногозародыша. Наружныйслой клеток называется эктодерма,внутренний — энтодерма. Внутриобразуется полость первичной кишки— гастроцель. Этостадия гаструлы.

Настадии нейрулыобразуются нервнаятрубка, хорда, сомиты идругие эмбриональные зачатки. Зачатокнервной системы начинает развиватьсяеще в конце стадии гаструлы. Клеточныйматериал эктодермы, расположенный надорсальной поверхности зародыша,утолщается, образуя нервнуюпластинку.Дробление клеток нервной пластинки(медуллобластов) приводит к изгибаниюпластинки в желоб, а затем к смыканиюкраев желоба и образованию нервнойтрубки.При соединении медуллярных валиковобразуется ганглиозная пластина, котораязатем делится на ганглиозные валики.

Однородныепервичные клетки стенки медуллярнойтрубки — медуллобласты — дифференцируютсяна первичные нервные клетки (нейробласты)и исходные клетки нейроглии (спонгиобласты).Клетки внутреннего, прилежащего кполости трубки, слоя медуллобластовпревращаются в эпендимные,которые выстилают просвет полостеймозга.

Всепервичные клетки активно делятся,увеличивая толщину стенки мозговойтрубки и уменьшая просвет нервногоканала. Нейробласты дифференцируютсяна нейроны,спонгиобласты — на астроцитыиолигодендроциты,эпендимные — на эпендимоциты (на этомэтапе онтогенеза клетки эпендимы могутобразовывать нейробласты и спонгиобласты).

Придифференцировке нейробластов отросткиудлиняются и превращаются в дендритыи аксон,которые на данном этапе лишены миелиновыхоболочек. Миелинизацияначинается с пятого месяца пренатальногоразвития и полностью завершается лишьв возрасте 5—7 лет. На пятом же месяцепоявляются синапсы.Миелиновая оболочка формируется впределах ЦНС олигодендроцитами,а в периферической нервной системе —Шванновскимиклетками.

Впроцессе эмбрионального развитияформируются отростки и у клеток макроглии(астроцитов и олигодендроцитов). Клеткимикроглииобразуются из мезенхимы и появляютсяв ЦНС вместе с прорастанием в неекровеносных сосудов. Клетки ганглиозныхваликов дифференцируются сначала вбиполярные, а затем в псевдоуниполярныечувствительные нервные клетки, центральныйотросток которых уходит в ЦНС, апериферический — к рецепторам другихтканей и органов, образуя афферентнуючасть периферической соматическойнервной системы. Эфферентная частьнервной системы состоит из аксоновмотонейронов вентральных отделовнервной трубки.

В психическом развитии новорожденного на первом году жизни выделяется два этапа: новорожденность и младенчество. Время, когда ребенок отдален от матери физически, но имеет с ней физиологическую связь называют новорожденностью. Этот промежуток длится первые 6 недель, пока не появится комплекс «оживления». Далее начинается период младенчества, который продолжается до года.

Кризис новорожденности

Кризис новорожденности возникает в первые минуты рождения и связан с явлениями, сопровождающими процесс появления на свет. Причины кризисного момента психологические и физиологические.

Физиологические. Отделение от матери – уже травма. Кроме этого, малышу предстоит освоить новые условия среды: холод, воздух, свет, необходимость смены питания.

Психологические. Ребенок перестает ощущать тепло матери, в связи с этим появляются незащищенность и тревога.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Безусловные рефлексы новорожденного

Психика новорожденного ребенка имеет набор безусловных рефлексов, которые оказывают ему помощь в первые часы жизни. Это дыхательный, сосательный, ориентационный рефлексы, а также рефлексы защитного характера (зрачковый, зажмуривание, отдергивание), атавистические – цепляние, переступание. Атавистические рефлексы в скором времени исчезнут за ненадобностью. Безусловные рефлексы позволяют судить о функциональной зрелости центральной нервной системы новорожденного, хотя в первые 12 месяцев жизни многие из них перестают проявляться. Мозг начинает созревать, и безусловные рефлекторные проявления уступают место другим, более сложным, реакциям поведения, которые контролируются уже не подкорковыми структурами, а корой больших полушарий головного мозга.

Развитие ребенка в период новорожденности

Определение 1

Период новорожденности – это промежуточный этап между внутриутробным и внеутробным существованием.

На протяжении этого периода младенец спит, взрослые удовлетворяют все его потребности, которые заключаются в уходе, соблюдении гигиены, кормлении, общении. В этот период малыш не приспособлен к жизни, у него еще не сформировался поведенческий акт, несовершенна регуляция температуры. Но инстинкт самосохранения развит, поэтому он часто принимает внутриутробную позу, уменьшая при этом площадь теплообмена.

Период новорожденности можно назвать адаптацией к новой среде. Уже через несколько недель увеличится время бодрствования, разовьется зрительное и слуховое сосредоточение, разовьются первые сочетательные и условные рефлексы. Сенсорные процессы в этот период тоже развиваются быстрыми темпами, моторика появится позже.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • психическое развитие
  • тактильные ощущения

Календарь развития ребенка: первая неделя жизни

С момента рождения ребенка начинается так называемый период новорожденности, который длится в течение первого месяца его жизни. В этот период младенец адаптируется к новым условиям: из теплого и темного пространства маминого живота, который плотно «обнимал» его в последние недели беременности, он попадает в мир, наполненный ярким светом, звуками, запахами и разными ощущениями. Природа отводит ребенку примерно три недели на то, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, и это самый трудный период в его жизни. Поэтому, организуя уход за новорожденным, родителям важно научиться понимать и удовлетворять потребности малыша, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к окружающему миру.

В первом выпуске передачи из цикла «Мы-родители!» о своем опыте воспитания ребенка от рождения и до года рассказывает певица, актриса и мама Анна Руднева.

Физиологические особенности развития ребенка первой недели жизни

Питание ребенка на первой неделе жизни

Первое время младенец ест очень часто. Лучшим питанием для него является грудное молоко, которое содержит все необходимые питательные вещества и витамины. Кроме того, грудное молоко – «индивидуальный продукт», который организм мамы вырабатывает только для данного ребенка, учитывая его потребности и состояние здоровья. Состав грудного молока меняется в зависимости от возраста младенца. Так, в первые два-три дня после родов он питается молозивом, которое имеет богатый и ценный состав. Современные педиатры рекомендуют кормить ребенка, питающегося грудным молоком, по требованию, то есть столько раз, сколько он захочет.

Сон ребенка на первой неделе жизни

В первый месяц жизни ребенок очень много спит – 19-20 часов в сутки, просыпаясь через каждые два-три часа, чтобы поесть. Периоды бодрствования новорожденного не зависят от времени суток, а сон значительно отличается от сна взрослого человека. Для младенцев характерна так называемая поверхностная фаза сна. Если спящего малыша побеспокоить в этот период, он может с легкостью проснуться.

Особенности кожи новорожденных детей

Кожа новорожденного ребенка имеет ряд особенностей. Она довольно сухая и тонкая, легко уязвима и склонна к раздражениям. На крыльях носа и щеках младенца могут быть заметны беловатые или желтоватые «точки» – результат скопления секрета сальных желез. Также на лбу, затылке и верхних веках ребенка могут быть багрово-синюшные пятна, которые пропадут через несколько недель.

Также на коже здоровых новорожденных может наблюдаться так называемая физиологическая эритема – расширение кожных капилляров, которое выглядит как покраснение. Это результат адаптации кожных покровов к окружающей среде. В норме это явление проходит в течение десяти дней и не требует лечения. Однако если через этот срок физиологическая эритема не прошла, родителям стоит показать ребенка врачу.

Психическое развитие новорожденного ребенка

Как считают детские психологи, кроме физиологических потребностей, главной потребностью младенца в этот период является необходимость чувствовать присутствие мамы, тепло ее тела, биение сердца. Присутствие рядом взрослого, способного понять его потребности и устранить неприятности, дает новорожденному чувство защищенности, формирует у него базовое доверие к миру – ощущение, что мир надежен и безопасен. Поэтому наиболее важным для полноценного психического развития ребенка в период новорожденности является физическое присутствие родителей, главным образом мамы.

Эмоциональное состояние новорожденного и формирование темперамента

Ребенок еще до своего рождения способен реагировать на эмоциональное состояние матери. Все переживания матери, как положительные, так и отрицательные (и стрессы в том числе), немедленно переносятся на психологическое состояние ребенка. Поэтому если мама постоянно нервничает или злится, малыш может стать капризным и плаксивым.

Темперамент и настроение матери также влияют на становление собственного мировоззрения ребенка, отношение к окружающим и к жизни в целом.

Первое познание мира новорожденный осуществляет вместе с молоком матери.

Чувства и ощущения новорожденного: плач

Мамам следует знать и помнить, что у новорожденного чувства и ощущения не дифференцированы от эмоций. О своих потребностях младенец сообщает родителям единственным доступным ему способом – плачем. Чаще всего его причиной являются голод или жажда, потребность в тепле, мокрое или грязное белье, различные физические неудобства, связанные со статичным положением тела или одеждой. В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка замерзшего или перегревшегося. Но и новорожденный пока сам не знает, что он хочет. Малыш чувствует, что «что-то не так» и сообщает об этом. Поэтому он охотно принимает всё, что ему предлагают: грудь, теплое одеяло, поглаживание животика. Через какое-то время младенец начинает понимать, что его избавит от неприятных ощущений. И тогда в следующий раз он выплюнет соску и сбросит ножками одеяло.

Потребность новорожденного в любви и заботе

В период новорожденности ребенку особенно важно чувствовать любовь и заботу родителей, поэтому он стремится к телесному контакту с матерью, успокаивается на ее руках. Специалисты в области психологии сходятся во мнении, что ребенка на протяжении семи-восьми месяцев нужно держать на руках как можно чаще, при этом носить его по дому, называя предметы и действия окружающих. Таким образом, родитель воссоздает работу младенческого мозга, специально акцентируя внимание на нужных вещах, выбирая их из хаоса окружающего мира.

Потребность новорожденного в любви и заботе

Способность ребенка любить закладывается в раннем детстве, и она напрямую зависит от количества любви, подаренной ему близкими людьми. На этом этапе зарождаются отличительные черты характера каждого ребенка, которые потом станут определяющими при формировании личности. В этот период для ребенка не менее важны положительные эмоции и уверенность во всеобщей любви.

Количество внимания и проявленной заботы сильно влияет на развитие новорожденного ребенка, особенно на проявление доверия или недоверия младенца к окружающему миру. Чем чаще к ребенку подходят, прикасаются, гладят и разговаривают, тем комфортнее ему в новом мире, он чувствует любовь и заботу и его боязнь окружающего постепенно исчезает. И, наоборот, чем меньше тактильного общения, ласковых слов и добрых интонаций, тем подозрительнее новорожденный относится к окружающей обстановке. Со временем чувство недоверия к людям может перерасти в страх и другие психологические проблемы (например, низкую самооценку). Кроме того, ограничение общения матери и ребенка может впоследствии пагубно сказываться на развитии речи, даже при условии, что принципы питания, гигиены и ухода не нарушались.

О том, как правильно выбирать игрушки для детей в возрасте до одного года, родители могут узнать, посмотрев видеоурок с участием президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолога Антонины Цицулиной.

На что вы готовы пойти ради своего ребенка? Ответьте на вопросы теста, составленного психологами портала «Я – родитель», и он дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания детей.

Пройти тест