Массаж лица детям логопед для развития речи

Массаж для развития речи

Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж ладошек для развития речи

Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).
  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.
  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж лица для развития речи

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.

Массаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.

Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Как делать логопедический массаж детям для развития речи

    ??Логопедический (артикуляционный) массаж для детей для развития речи ??

    Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

    Польза логопедического массажа

    Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

    • стимулировать развитие разговорной речи;
    • разработать правильное произношение звуков и слов;
    • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
    • развить спектр кинестетических ощущений;
    • повысить эластичность мышечных волокон;
    • восстановить голос и улучшить его качество;
    • развить правильное дыхание;
    • улучшить глотательные рефлексы.

    Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

    Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

    • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
    • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
    • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
    • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
    • задержке развития речи и нарушениях голоса;
    • заикании и дрожании связок;
    • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
    • церебральном параличе.

    Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

    Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

    • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
    • воспаленные десна, герпес или стоматит;
    • увеличенные лимфоузлы;
    • кровотечения из носа;
    • болезни кожи, аллергия или диатез;
    • тошноту, рвоту, понос;
    • болезни глаз;
    • онкологию;
    • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
    • эпилепсию;
    • эмоциональную или физическую усталость.

    Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

    Разновидности массажа

    В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

    • поглаживания;
    • растирания;
    • разминания;
    • вибрационного воздействия.

    Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

    Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

    Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

    Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

    • саночки;
    • крестовины;
    • топорики;
    • толкачи;
    • восьмерки.

    Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

    Классическая массажная техника

    В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

    Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

    • от центральной точки лба в сторону висков;
    • от линии бровей к линии роста волос;
    • вокруг глаз;
    • от переносицы по нижнему веку к вискам;
    • от уголков губ к мочке уха.

    Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

    • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
    • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
    • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

    Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

    Активирующее массирование

    Как делать активирующий логопедический массаж:

    • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
    • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
    • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
    • далее следует энергичное пощипывание щек.

    Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

    Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

    • растирание вдоль, поперек и по спирали;
    • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
    • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

    Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

    Массирование ложками

    Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

    Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

    Массаж специальные ложками

    Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

    Самомассаж

    Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

    Комплекс массажных упражнений

    После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

    Для губ

    Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

    • медленные поглаживания от середины к уголкам;
    • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
    • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
    • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
    • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
    • поглаживание с легким нажатием.

    Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

    Для языка

    Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

    Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

    • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
    • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

    Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

    • от центра к кончику и в стороны;
    • поперек.

    После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

    Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

    Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

    Для ушей

    На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

    При проведении обязательно соблюдать последовательность:

    • мочку размять и потянуть вниз;
    • размять завиток;
    • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
    • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
    • сделать несколько круговых движений ушами.

    Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

    Для шеи и рук

    Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

    Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

    Условия проведения сеансов

    Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

    Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

    Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

    При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

    Если у ребенка родители выявили какие-либо речевые нарушения, им необходимо отвести его на прием к логопеду. Специалист разработает для такого пациента индивидуальную схему терапии, которая поможет правильно поставить звуки.

    Также родителям будет рекомендовано в домашних условиях проводить малышу специальный массаж, который послужит мощным стимулятором к началу говорения.

    Что это и для чего он нужен?

    Логопедический массаж должен назначаться и проводиться специалистом. Но если у родителей нет возможности найти в своем городе врача-логопеда, или по каким-то другим причинам они не имеют возможности водить свое чадо на сеансы, им следует в домашних условиях делать несложные упражнения.

    Цель таких занятий заключается в следующем:

    • повысить или расслабить тонус мускулатуры;
    • сформировать скоординированные движения неба, языка и других органов артикуляции;
    • исправить речевые нарушения.

    Какова польза?

    Польза от ежедневных занятий с малышом будет заключаться в следующем:

    1. Уменьшится слюнотечение.
    2. Снизится психо-эмоциональное перенапряжение.
    3. Произойдет корректировка звуков.
    4. Будет проведена работа над нормализацией показателей речевого дыхания.
    5. Откорректируются такие нарушения: дизартрия, голос, заикание, ринолалия.
    6. Произойдет увеличение тонуса мышечных тканей лица.
    7. Закрепится глоточный рефлекс.
    8. Улучшится состояние голоса и т. д.

    Основные методики

    В настоящее время применяются четыре основные методики логопедического массажа:

    1. Классическая. Осуществляется поглаживание, похлопывание, постукивание, вибрации, растирание.
    2. Точечная. Осуществляется прямое воздействие на биологически-активные участки.
    3. Сегментарно-рефлекторная. Движения позаимствованы из классической методики, но они выполняются на определенных зонах.
    4. Зондовая. Движения выполняются посредством специальных инструментов.

    Показания

    Показанием к проведению массажных процедур являются такие патологические состояния:

    1. Повышенное слюнотечение.
    2. Нарушение голоса. Малыш очень быстро устает во время беседы и жалуется на возникновение першения и болезненных ощущений в горле.
    3. Заикание.
    4. Психические расстройства, из-за которых ребенок не в состоянии правильно выговаривать слова.
    5. ДЦП.

    В 2 года

    Детки такой возрастной группы, как правило, только начинают произносить первые слова. Родителям следует обратить внимание на их произношение, на то, как они выговаривают сложные буквы.

    Также следует учесть, что повышенное слюнотечение в этом возрасте не должно оставляться без внимания и списываться на прорезывание зубиков.

    Это патологическое состояние является показанием к проведению логопедического массажа.

    Виды

    В домашних условиях родители могут выполнять несложные массажные движения:

    1. Языка. Перед началом массажных манипуляций младенцу придется расслабить все челюстные мышечные ткани. Также такое требование предъявляется к мышцам шеи и плечевого аппарата. Крайне важно убедиться в том, что ребеночек расслабил кончик язычка.
      В том случае если во время упражнений у малыша возникает рвотный рефлекс или происходит спазмирование, то мамочке следует массировать только кончик. Постепенно нужно заставлять ребеночка высовывать язычок, чтобы он не испытывал никакого дискомфорта.
    2. Губ.
    3. Шеи. Все манипуляции необходимо выполнять за два часа до или после трапезы.
    4. Ушей. Комплекс специальных упражнений помогает стимулировать артикуляционный аппарат.
    5. Рук. Каждый пальчик младенца отвечает за конкретный орган.
      Например, указательный за ЖКТ, мизинчик за сердце, средний пальчик за позвоночный столб, безымянный за печенку, большой палец за мозг. Специалисты рекомендуют начинать массажные манипуляции именно с пальчиков, постепенно увеличивая область воздействия.
    6. Ложками.

    Ищите ответ на вопрос — как увеличить губы в домашних условиях с помощью никотиновой кислоты? Тогда вам просто необходимо перейти по , и прочесть статью.

    А прочесть о первых симптомах гайморита у взрослых и лечении в домашних условиях, вы сможете по ссылке.

    Языка

    Мамочкам необходимо действовать таким образом:

    1. Кончик язычка фиксируется двумя пальцами, после чего им выполняются движения вверх и вниз, налево и направо, вперед и назад.
    2. Поверхность языка, которому снизу нужно обеспечить поддержку, поглаживается посредством большого пальца.
    3. Создаются вибрации, для чего делаются неинтенсивные постукивания.
    4. Осуществляется массирование уздечки.
    5. Поверхность язычка поглаживается посредством кусочков тканей, имеющих разную текстуру.

    Губ

    Массажные движения, характерные для классической методики, нужно выполнять медленно и не очень интенсивно.

    Поглаживания, пощипывания, постукивания повторяются минимум по пятьдесят раз.

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях зубной щеткой

    Для проведения ежедневных занятий следует задействовать зубную щетку, оснащенную мягкой щетиной.

    Ворсистой стороной мамочка должна проводить по поверхности язычка, вырисовывая различные буквы.

    Техника и условия для проведения

    Чтобы в домашних условиях проводить эффективные занятия с ребенком, родители должны создать тишину и покой, так как в противном случае он будет постоянно отвлекаться.

    В помещении должно быть достаточно светло, а также присутствовать доступ свежего воздуха. Руки родителя предварительно должны быть вымыты и продезинфицированы, согреты.

    Первое занятие должно быть непродолжительным, максимум десять минут, чтобы малышу не стало скучно.

    Постепенно временной промежуток, выделяемый для массажных упражнений, должен увеличиваться, и через неделю составлять минимум 25-ть минут.

    Специалисты рекомендуют мамочкам провести с малышами не менее 15-ти сеансов.

    Для них они должны приобрести в аптечных сетях растительные масла, которые являются гипоаллергенными.

    Если занятия будут проводиться с грудничками, то следует задействовать стерильные перчатки и маски для предотвращения выделения из ЛОР-органов вирусов и бактерий.

    Противопоказанием к проведению логопедического массажа являются такие патологические состояния:

    1. Воспаленные лимфатические узлы.
    2. Чирьи.
    3. Кожные недуги, прогрессирующие в области губ и ротовой полости, лица.
    4. Герпес.
    5. Заболевания горла.
    6. Вирусные болезни.
    7. Стоматит.
    8. Конъюнктивиты.

    Видео: Упражнения

    Какие нарушения можно устранить?

    Благодаря ежедневным занятиям мамочкам удастся добиться таких положительных результатов:

    • устранятся судороги;
    • исчезнет заикание;
    • нормализуется тонус артикуляционной мускулатуры;
    • активизируются мышцы речевого аппарата (периферического);
    • нормализуется речь и т. д.

    Первые результаты будут заметны уже после пятого сеанса.

    Если у малыша наблюдаются тяжелые речевые нарушения, то эффект от выполнения ежедневных массажных упражнений станет заметен уже на восьмом сеансе.

    А известно ли вам, что от зубного камня можно избавиться в домашних условиях при помощи грецкого ореха? Узнать, как это сделать, можно .

    Можно ли во время беременности лечить зубы с анестезией, вы прочтете .

    А прочесть больше о лечении пародонтоза в домашних условиях перекисью водорода и содой, вы сможете по ссылке.

    Дыхательная гимнастика

    Существует большое количество упражнений, которые задействуют логопеды при работе с юными пациентами, имеющими речевые нарушения.

    В домашних условиях мамочки могут их выполнять, благодаря чему ускорится процесс становления речи у их чад:

    1. Берется ватный шарик, на который младенец должен дуть с такой силой, чтобы он пролетел как можно дальше.
    2. На кончик языка малышу ложится небольшой квадратик бумажки, которую он должен сдуть направленной воздушной струей.
    3. Ребенок учится распределять по бокам воздушную струю.
    4. Берется чистый стеклянный пузырек, подносится к личику малыша. Он должен кончиком язычка коснуться горлышка, после чего делается плавный вдох.
      Если во время упражнения не получился свистящий звук, то все начинается сначала.
    5. На тарелочке раскладываются сухие травы, фрукты или овощи с характерным ароматом. После этого ребенок должен их все понюхать, чтобы запомнить запахи.
      Далее ему завязываются глаза, и он в таком состоянии должен угадать какие на тарелке лежат предметы.
    6. В стакан наливается вода, после чего малышу выдается соломинка, через которую он должен сильно дуть. В конечном итоге вода должна забурлить, при этом губы должны оставаться неподвижными, а щеки не должны надуваться.
    7. Расставляются легкие фигурки, на которые участники занятия должны дуть. Чья фигурка дальше улетит, тот и выиграл.


    Показания к массажу

    Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.

    Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.

    Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.

    В чем польза массажной процедуры?

    Польза процедуры в том, что она способствует улучшению состояния здоровья, после массажа кончиков пальцев, ладоней, кистей рук наблюдается следующий эффект:

    • активизируется кровообращение;
    • уменьшается боль в суставах;
    • восстанавливается энергетический баланс организма;
    • проходит мигрень, зубная боль;
    • налаживается работа кишечника.

    Он также помогает снять стресс и мышечное напряжение. В результате поднимается настроение и чувствуется прилив сил.

    Эффективность

    Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно. Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке. Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.

    Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка. Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь. Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.

    По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.

    Ребенок с изолированными движениями пальцев общается уже свободно. А вот если пальцы вялые или совсем не слушаются, речевой аппарат надо развивать активнее, а значит – делать массаж и чаще общаться с грудничком.

    Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

    Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

    • развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

    • восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

    • формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

    Правильная техника

    До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.

    После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:

    1. поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
    2. грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
    3. ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.

    Простые приемы:

    • сгибаем пальчиков по несколько раз;
    • аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
    • растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
    • поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.

    Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

    Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

    1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику. 2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них. 3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца. 4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони. 5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

    6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

    Игры

    При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.

    1. Рыбалка.

    Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.

    1. Снежок.

    Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад. Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза. Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.

    Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.

    Какие недуги лечит?

    Воздействие на биологически активные точки, расположенные на пальцах, способствует избавлению от многих болезней, даже если они перешли в хроническую стадию. Если массировать кисти рук, налаживается работа всего организма. Поэтому многие проблемы со здоровьем легко решаются с помощью этой процедуры.

    Мигрень

    Чаще всего ее вызывают негативные эмоции и нервное напряжение. В редких случаях голова болит по физиологическим причинам.

    После точечного массажа наступает расслабление, проходит ощущение дискомфорта.

    Артроз, артрит, онемение

    Массажные движения налаживают периферическое кровообращение, активно насыщают клетки кислородом. В результате проходит артроз суставов, артрит, онемение рук больше не беспокоит. Стенки сосудов поддерживаются в тонусе, проходят спазмы.

    Простудные

    Благодаря массажным техникам можно вылечить следующие патологии дыхательной системы:

    • бронхит;
    • воспаление легких;
    • насморк.

    Массаж также эффективен при астме – уменьшает частоту приступов и облегчает дыхание. Для достижения максимального результата во время процедуры можно использовать подручные средства – мелкую гальку или горошины. Они усиливают стимуляцию активных точек.

    Синдром хронической усталости

    Если массировать кончики пальцев с плавным переходом к их основанию, это поможет избавиться от нервного напряжения и снять накопившуюся усталость. А за счет дополнительного притока кислорода к тканям и налаживания кровообращения проходит усталость и укрепляется иммунитет.

    Болезни пищеварительной системы

    Избавиться от проблем с желудочно-кишечным трактом поможет массаж указательных пальцев. При этом также налаживается работа печени и желчного пузыря, проходят кожные заболевания.

    III. Особенности логомассажа для детей в домашних условиях

    Где делать массаж, дома или в клинике? Выбирайте то место, где ваш ребенок будет чувствовать себя комфортнее. Одни дети лучше проходят процедуру, находят в новых условиях – они затихают и поддаются гипнозу врача. Другие дети любят домашние знакомые условия, а в клинике ведут себя беспокойно. Конечно, рядом с малышом должна быть мать, чтобы снять его волнение.

    Логомассаж лучше делать в проветренной комнате. Если вы собираетесь массировать ротовую полость ребенка – позаботьтесь о перчатках и защитной маске. Все используемые ложки, зонды и другие инструменты нужно тщательно промыть и обдать кипятком.

    Руки перед процедурой следует обработать раствором с содержанием спирта.

    Ребенок должен хорошо себя чувствовать во время процедуры, так что не стоит делать ее перед сном или сразу после еды. Сеансы не должны быть длинными.

    Положите малыша на кровать и подложите под его голову подушку либо посадите его в кресло. Главное, чтобы ребенок расслабился и ему ничего не мешало свободно дышать. Не помешает несколько одобряющих слов.

    Продолжительность сеанса в зависимости от возраста:

    • дети до 2-3 лет – до 8-10 мин.;
    • дошколята – до 17-20 мин.;
    • от 7 лет – до 26-30 мин.

    Повторять сеансы можно не чаще трех раз в неделю. Достаточный курс может включать от 10 до 15 сеансов.

    Не занимайтесь самолечением! Прежде чем проводить массаж дома, проконсультируйтесь со специалистом. Врач должен составить план и показать наиболее подходящие для вашего ребенка массажные движения.

    Во время сеанса не забывайте разговаривать с ребенком, чтобы ему не было скучно. Можно рассказать малышу сказку или включить приятную музыку. Вы сами можете спеть песенку.

    Теперь разберем конкретные приемы логомассажа для детей.

    Делать перечисленные свыше упражнения можно хоть каждый день. Вреда от этого не будет только в том случае, если у ребенка нет противопоказаний. А это:

    • мелкие повреждения на руках (ранки, болячки);
    • высыпания;
    • грибковые заболевания;
    • плохое самочувствие;
    • общее воспалительное или инфекционное заболевание.

    Массаж рук и пальчиковые упражнения не только развивают моторику, но и приносят другие плоды. Они улучшают концентрацию внимания, развивают воображение (особенно пальчиковые игры), укрепляют доверительные отношения с родителями и стимулируют развитие речи.

    Как развивать мелкую моторику у детей?

    Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года).

    Массаж рук делается самым маленьким деткам. Он неспложен. Вот методика такого массажа, данная О. Приходько

    • Погладьте ручки малыша до локтя по направлению к центру шесть – восемь раз, отдельно каждую ручку. Гладить нужно как внутреннюю, так и наружную поверхность ручки.
    • Пальчики танцуют. Согните и разогните все пальчики ручки одновременно кроме большого пальчика ( 2-4 раза на каждой ручке).
    • Упражнение «Клубочек». Рисуйте спиралевидные движения пальцем по раскрытой ладошке малыша от ее центра до основания пальцев (вспомним известную потешку про «сороку — ворону»). После этого не прерываясь движение переходит на внутреннюю сторону большого пальца. Нарисуйте такие клубочки два – четыре раза на каждой ладошке.
    • Упражнение «Мы шагаем топ-топ» — точечные нажатия большим и указательным пальцем взрослого. Нажимаем на середину фаланги каждого пальчика от кончика к основанию. Говорим: «топ-топ, вот как мы шагаем». Нажимать нужно в двух плоскостях: между пальчиками и с тыльно-ладонной стороны. Так все пальчики рук промассировать 1-2 раза. При этом говорим потешки, стишки, разговариваем с малышом.
    • Упражнение с большим пальчиком. Отведите большой пальчик руки в сторону, а затем верните его на место. Отводить пальчик нужно в трех направлениях по очереди: вперед-назад , вбок – вернулись в исходного положение, по кругу.
    • Погладьте легкими движениями каждую ручку малыша по направлению к центру пять – шесть раз.

    Развитие мелкой моторики: игры и упражнения для детей раннего возраста (от года до трех лет)

    Советы:

    • Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.
    • Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для Золушки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).
    • Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).
    • Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.
    • Не используйте игры с кнопочками. Они не развивают мелкую моторику (что бы ни говорили их производители), а только отвлекают ребенка.