Не ест прикорм

Ребенок плохо ест прикорм

«Мой ребенок плохо ест прикорм» — на детской площадке и в кабинете врача эта фраза не так уж редка. Большие и маленькие проблемы со «взрослой» едой начинаются уже в первые шесть месяцев жизни малыша. Врач-педиатр и ведущий эксперт онлайн-школы для будущих и состоявшихся родителей «SMART Mama» Полина Александровна Кизино знает, как сделать так, чтобы грудничок получал удовольствие от новой пищи, а родители были спокойны.

— Полина Александровна, для начала давайте поговорим, что такое прикорм?

— Прикорм — твердая взрослая пища, которую ребенок начинает получать в первую очередь на фоне молочного кормления. До прикорма ребенок ест только грудное молоко или молочную смесь, адаптированную под его возраст.

— До скольких месяцев исключительно грудное вскармливание — норма?

— Если под грудным вскармливанием понимать питание только маминым молочком и ничем другим, то норма — до 4-6 месяцев. Именно в этот период малышей впервые знакомят с прикормом.

Когда ребенок должен начинать есть прикорм

— Раньше считалось, что дети на искусственном либо смешанном вскармливании должны получать прикорм чуть раньше, чем дети на грудном вскармливании. И сроки четыре-шесть месяцев были справедливы только для малышей, которые получают смесь. Современные специалисты приходят ко мнению, что детям на грудном вскармливании также оптимально вводить прикорм в возрасте с четырех до шести месяцев.

— Может ли ребенок старше 6 месяцев есть только смесь, если нет грудного молока, а от прикорма он отказывается?

— Малыша нужно стараться знакомить с новой пищей. Возможно, ему не нравится то, что предлагают, и нужно дать что-то другое. Но прикорм должен присутствовать в детском питании, и в шесть месяцев малыш уже обязан познакомиться с одной или несколькими группами продуктов. В противном случае разовьется дефицит некоторых веществ, поскольку ребенок растет и потребностей у него становится больше.

Играет роль и другой фактор. Если ребенка вовремя не обучить есть, в дальнейшем это будет сделать гораздо сложнее. 4-6 месяцев — оптимальное время для введения прикорма как с точки зрения питательной ценности, так и с точки зрения психологической подготовки.

Как познакомить малыша с новой едой

— Можно говорить о дифференцированном подходе к введению прикорма.

Консистенция продуктов прикорма

— Некоторые специалисты рекомендуют первыми вводить гомогенные пюре (максимально измельченные продукты без кусочков), другие — давать с тарелки то, что едят родители. Однако это крупные куски, и их можно предлагать только в качестве педагогического прикорма и для знакомства со вкусами. Для полноценного питания такой прикорм преждевременен: желудочно-кишечный тракт малыша может быть к нему не готов, и основная часть питания пройдет транзитом по кишечнику. Поэтому если говорить про питательную ценность, то лучше использовать гомогенные пюре — измельченная пища достаточно легко обрабатывается ферментами на протяжении всего желудочно-кишечного тракта.

Группы продуктов для начала прикорма

— В зависимости от веса, стула и возраста ребенка, в котором вводится прикорм, выбираются либо каши, либо овощи. В сладких и вкусных фруктах нет ничего плохого, но их редко вводят первыми, чтобы не рисковать и не провоцировать отказ от менее вкусных и менее сладких каш и овощей.

Схема кормления и совмещение с грудным молоком и молочной смесью

— Достаточно взрослого ребенка допустимо сначала покормить грудным молоком или смесью и затем предложить прикорм. На начальном этапе знакомства лучше сначала давать прикорм. Совсем маленький ребенок не знает, что должен что-то съесть или что существует ложка, с которой можно получить что-то вкусное. Если давать прикорм после молока или смеси, малыш насытится ими, и у него не будет потребности пробовать новое с непривычной ложки.

Малыш плохо ест прикорм — чего не нужно делать

  • Не стоит давать продукты не по возрасту.
  • Не стоит давать продукты, которые могут вызвать аллергию.
  • Не стоит давать плохо измельченные продукты.
  • Не стоит маскировать прием пищи под игру или включать мультики и в это время стараться впихнуть несколько ложек прикорма.

Попытка отвлечь ребенка мультиками приведет к тому, что он будет садиться за стол не поесть, а поиграть. Еда не будет представлять для него никакой ценности. Тело, хоть мы и не замечаем, контролируется головным мозгом. И если в момент кормления ребенок отвлекается и думает не про еду, его организм хуже адаптируется к бессознательному приему пищи. Нарушается выделение ферментов, необходимых, чтобы правильно управлять моторикой кишечника. Пищеварение происходит не так гладко и приносит меньшую пользу, чем когда ребенок понимает, что он действительно ест и участвует в процессе питания.

— Бывает так, что ребенок плохо ест прикорм, если еще не дорос до него?

— Здесь важно учитывать возраст, в котором вводится прикорм. В очень маленьком возрасте грудной ребенок может быть действительно к нему не готов и примется выталкивать содержимое ложки изо рта, выплевывать все, что ему дают.

Позже отказ от конкретных продуктов по большей части связан со вкусовыми предпочтениями малыша или дискомфортом при проглатывании пищи. Если мама видит, что большие твердые кусочки ребенку даются пока тяжело, лучше предложить ему гомогенное пюре или очень мягкие и достаточно мелкие кусочки. Ребенок не заметит, как проглотит их.

Неготовность организма к конкретному виду продукта может проявляться диспепсическими явлениями и расстройством стула (поносом, примесями прожилок слизи или крови), беспокойством ребенка из-за повышенного газообразования в животике.

Почему ребенок плохо ест прикорм

Позднее введение прикорма и, как следствие, отсутствие пищевого интереса

  • Если прикорм впервые вводится во втором полугодии, малыш уже может потерять пищевой интерес, который развивается с 4 до 6 месяцев. Это время нельзя упускать.

Некорректный подход к режиму питания

  • Во время прикорма ребенок должен хотеть есть, но не быть крайне голодным, особенно в начале знакомства с новой пищей.
  • Малыш еще не знает, что ложка может накормить, поэтому может есть прикорм долго по сравнению с питанием из груди или бутылочки.
  • При отсутствии режима питания с прикормом у ребенка не возникает системы и связи: он не понимает, когда нужно есть, и теряет к процессу интерес.

Переключение внимания во время кормления

  • Если вы кормите ребенка во время мультиков или игры, он привыкает к такой обстановке и без развлечений есть не станет.
  • Если во время кормления ребенку захотелось поиграть или рядом происходит интересное действие, он захочет за ним понаблюдать или поучаствовать в процессе.

Вкусовые предпочтения

  • Ребенок имеет право не любить определенный продукт, даже если многие другие малыши едят его с аппетитом. Все индивидуально.

— Полина Александровна, почему ребенку может не нравиться прикорм?

— Причины, по которым малышу не нравится прикорм, различны. Вот самые распространенные:

  1. Вкусовые предпочтения. Очень частый продукт для первого прикорма — кабачок, который мама может приготовить сама или приобрести в виде готового детского пюре. Домашнее и покупное пюре имеют совершенно разные вкусовые качества. Поэтому одним детям больше нравится то, то готовит мама, а другие с удовольствием едят баночный продукт.
  2. Консистенция первого прикорма. Например, ребенок плохо ест кашу. Такое возможно, если каша густая — по консистенции она слишком сильно отличается от грудного молока или смеси, которую малыш употреблял раньше.
  3. Иногда грудничок плохо ест прикорм просто потому, что ему не нравится обстановка или вообще не до питания.


Читайте также: о проблемах введения первого прикорма.

— Если грудной ребенок плохо ест один вид прикорма, можно ли поменять прикорм?

— Нужно убедиться, что ребенок не ест именно из-за того, что ему не нравится конкретный вид продукта, например, брокколи. Попробуйте предложить овощ несколько раз в разной обстановке или в разных вариантах приготовления. Если в течение недели продукт никак «не заходит», не нужно мучить малыша. Взамен можно предложить ему пюре из кабачков или цветной капусты. Когда малыш привыкнет к новому питанию и возрастной норме, в пюре можно в разных пропорциях подмешивать брокколи и смотреть, как он будет есть этот овощ. Нет таких незаменимых продуктов, которыми нужно кормить ребенка насильно. Главное, чтобы малыш ел разнообразный прикорм.

— Помогут ли в кормлении малоежки специальные поильники, ложки, бутылки?

— Нужно разграничивать причины, по которым малыш плохо ест. Если ему не нравится вкус продукта, то никакая ложка или поильник не помогут. Но если во время кормления ребенку скучно, тарелочки с животными и яркая ложка пригодятся. Бывает, ложка не подходит, ребенку физически тяжело есть с нее — тогда нужно пробовать другие. Посуда должна быть комфортной, особенно когда малыш начинает есть самостоятельно.

Настоятельно не рекомендую родителям давать еду из бутылочки. Таким образом взрослый прием пищи маскируется под кормление маленького ребенка. Малыш не приучается к еде за столом, к тому же не совсем правильно запускается переваривание пищи. При кормлении из бутылочки продукт практически не обрабатывается ферментами слюны, потому что контакт минимален. Для грудного молока и молочной смеси это допустимо, но для твердой пищи бутылочка играет негативную роль.


Смотрите видео о введении прикорма и подготовке к переходу за общий стол.

— Что делать, если ребенок не заинтересовался «взрослой» едой?

— Самое лучшее, что родители могут дать своему ребенку, — и это касается не только питания, но и всего, что происходит с малышом, — это личный пример. Давно подмечено, что дети учатся через подражание. Они охотнее играют не с игрушками, а с пультами и телефонами, всегда повторяют движения и мимику родителей. Точно так же они повторяют то, что родители делают за столом. Поэтому важно уже с трех месяцев сажать ребенка за стол, а не изолировать его в то время, когда вы принимаете пищу.

Существует огромное количество стульчиков для кормления с 2—3 месяцев. Малыша можно поместить практически в лежачее положение без нагрузки на спину. Ребенок за столом увидит, что вы едите, как идет процесс, и будет понимать, что это нормально. И к четырем—шести месяцам станет выпрашивать у родителей еду. Самое главное — не упустить такую возможность, поощрить ребенка и дать ему пищу, которую он просит.

Отказ ребенка от еды мотивирован разными причинами, начиная с того, что ребенку не нравится предлагаемый продукт, и заканчивая потерей пищевого интереса. Для того чтобы такие ситуации исключить или свести к минимуму, важно показать ребенку своим примером, как вести себя за столом, демонстрируя, что еда — это вкусно и интересно. Не стоит занимать внимание малыша сторонними делами во время еды — тогда он потеряет к ней интерес, а вот специализированная детская посуда сделает кормление увлекательнее и веселее. Врач-педиатр
Полина Александровна Кизино

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Ребенок не ест овощи. Что делать?

Овощи – кладезь минералов и источник витаминов для организма ребенка. Кроме того, во многих овощах содержится полезная клетчатка, которая способствует лучшему пищеварению и регулярному опорожнению кишечника. По совету докторов, причем не только диетологов и педиатров, овощи должны занимать большую часть дневного рациона ребенка. До полугода потребности ребенка в витаминах покрываются смесью или грудным молоком, но с полугода необходимо вводить первый прикорм – овощи.

Начало овощного прикорма

Именно овощи будут первым прикормом, который начинают предлагать в виде пюре с половины чайной ложечки. Все пюре – однокомпонентные, и первые овощи должны быть белой или зеленой окраски, например, кабачки или брокколи. Это гипоаллергенные овощи, которые практически не становятся причиной аллергии. Но все же, после введения прикорма, необходимо строго отслеживать реакцию ребенка.

Вводить овощи в качестве прикорма необходимо не только для того, чтобы покрыть все потребности в витаминах, но и познакомить ребенка с новыми вкусами. Постепенно увеличивают не только количество пюре, но и расширяют разнообразие. Только при хорошей реакции ребенка, отсутствии аллергических реакций можно комбинировать между собой некоторые виды пюре, например, кабачок и брокколи.

Готовить самостоятельно или покупать?

Одним из самых актуальных вопросов у молодых мам является – покупать пюре промышленного производства, или делать самостоятельно? Ответить на этот вопрос сложно, и в том, и другом случае есть свои преимущества и недостатки. Первые прикормы вводят очень маленькими дозами, буквально с половины чайной ложки. Стоит ли это затраты времени и продуктов? Кроме того, все пюре промышленного производства, мало того, что приготовлены по всем гигиеническим нормам, дополнительно обогащены витаминами и минералами, что прописано на упаковке. Достаточно выбрать добросовестного производителя и качественную продукцию. Однако, многие мамы предпочитают готовить прикорм сами – это вполне допустимо.

Если у ребенка аллергия на овощи

Причиной аллергии может стать практически любой овощ. Аллергия на овощи чаще всего проявляется кожными реакциями – сыпь, шелушение, зуд, и реакциями со стороны пищеварительного тракта – вздутие живота, запоры, различные расстройства пищеварения.

Но все же существуют овощи, которые относятся к группе гипоаллергенных, которые практически не вызывают аллергии и непереносимости. Педиатрами и диетологами сформированы группы овощей, классифицированные по возможности развития аллергии:

  • Низкоаллергенные: цветная капуста, кабачки, репа, огурцы и другие зеленые или светлые овощи. В таких овощах нет естественных красителей и прочих веществ, которые могут стать причиной аллергических реакций. Именно эти продукты рекомендованы в качестве первого прикорма;
  • Средне аллергенные продукты. К этой группе можно отнести горох, зеленый перец, тыкву, картофель. Эти овощи рекомендовано вводить вторым этапом прикорма, после правильного и беспроблемного введения первого прикорма. Несмотря на то, что аллергия на картофель встречается довольно редко, этот продукт оказывается «тяжелым» для детского организма.
  • Сильные аллергены – это все овощи с яркой окраской. В их число можно отнести свеклу, помидоры, морковь, особенно импортного производства, выращенные с использованием пестицидов и прочей «химии». Эти овощи необходимо предлагать с особой осторожностью, и строго отслеживать реакцию организма.

Если не любит и не хочет

Проблема отказа от овощей по вкусовым предпочтениям – далеко не редкость. Особенно часто дети отказываются от брокколи и цветной капусты, моркови и тем более лука. Часто можно наблюдать картину, когда кроха выбирает капусту из борща, и пытается выловить весь мелко нарезанный лук.

Причин, по которым дети отказываются от овощей, довольно много, и они будут зависеть не только от личных предпочтений, но и даже от состояния здоровья.

Аппетит ребенка может снижаться при ухудшении состояния здоровья, например, заболевший ребенок плохо кушает в общем, а не только овощи. Также причиной отказа может стать то, что овощи просто невкусно приготовлены, или недостаточно термически обработаны.

Стоит помнить, что некоторые овощи очень тяжело перевариваются, например, горох, чечевица, и дети отказываются от них, отдавая предпочтение легким в усвоении и более вкусным, особенно сладким.

Кроме того, отсутствие культуры питания в семье не добавит любви ребенка к овощам. Если на столе родителей вместо отварной морковки — «вредная еда», ребенка будет сложно наставить на путь истинный.

Что делать, если ребенок не ест овощи?

Заставлять ребенка кушать овощи – занятие неблагодарное и даже недопустимое, это может стать причиной еще большего обострения ситуации и приведет категорическому отказу ребенка от всех овощей, даже которые кушал до этого. Для того чтобы ребенок начал кушать овощи, достаточно всего лишь проявить смекалку.

  • В первую очередь, необходимо выяснить, в чем причина отказа? Невкусно, некрасиво. Например, если ребенок отказывается от лука в любом виде, необходимо его перетирать в пюре, если ребенок не видит его – нет проблем.
  • Стоит помнить, что для детей важны не только вкусовые качества, но и внешний вид блюда. Постарайтесь оформить блюда празднично, красиво, например, выложить овощи в виде мордочки животных.
  • Дети годовалого возраста и старше стараются подражать во всем взрослым, и если при ребенке родители будут часто кушать овощи и говорить о том, что они очень вкусные, постепенно ребенок заинтересуется и распробует овощи.
  • Дети часто «кусочничают», и в качестве перекусов предпочитают использовать сладости, печенья, даже бутерброды. Овощи станут отличной альтернативой.
  • Для детей старшего возраста можно воспользоваться особой хитростью – пусть ребенок помогает в приготовлении блюд, составлении овощных композиций и нарезок. Доверьте ребенку оформить блюдо и ненавязчиво предлагайте овощи. Например, к картофельному пюре с гуляшом добавьте зеленый горошек.
  • Кроме свежих овощей, ребенку необходимо предлагать и термически обработанные овощи, например, тушеные или в отварном виде. Если от картофельного пюре дети отказываются редко, то вот от кабачков могут отказываться. Можно пойти на некоторую хитрость, и смешивать овощи, создавая многокомпонентные пюре.
  • Лучшим сочетанием продуктов будут овощи и мясо, причем в фарш можно добавить морковь, кабачки, лук, чеснок, капусту и даже картофель и далеко не обязательно, чтобы в котлетах был наибольший процент именно мяса.
  • Овощи можно добавлять и в различные соусы, например, смешивать их со сметаной, добавлять в томатные соусы. Дети редко отказываются от макарон с подливкой. Добавьте в соус помидоры, морковь, лук, любые другие овощи. И если ребенок отказывается от этих овощей, просто перетрите их мелко, или пропустите через пресс или мясорубку.
  • Все овощи в супах можно перетирать и создавать супы-пюре. Добавляйте небольшие порции пюре в супы, вторые блюда, постепенно их увеличивая.
  • Дети лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Можно придумать сказку об особенно проблемном овоще, о его пользе, придумать какую-нибудь героическую историю или рассказать о том, что любимый мульт-герой такой отважный и сильный, кушает овощи.
  • Нельзя исключать и зрительную заинтересованность, можно посмотреть кулинарные каналы, полистать книги по кулинарии различных народов и традиций.

Универсальной рекомендацией будет лишить ребенка перекусов, наладить и сохранить режим питания. С самого раннего детства прививать культуру питания и научить придерживаться правильного рациона. Овощи – это один из основных источников витаминов и клетчатки для всего организма. Достаточное присутствие в рационе этих продуктов окажется полезным для работы и развития всей пищеварительной системы и организма в целом. Получая необходимое количество питательных веществ, ребенок будет правильно и полноценно развиваться.

Фото — фотобанк Лори

Что делать если ребенок отказывается от прикорма (не ест кашу), и не хочет кушать с ложки

Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому – шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый “пищевой интерес”, он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.

Приучаем малыша к новой пище

Начинать прикорм ребенка лучше с овощного пюре. Оно обладает всеми необходимыми достоинствами для нового питания младенца:

  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм – кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной – двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Рекомендуем. Подробно о том, когда начинать первый прикорм грудного ребенка и чем начинать прикармливать. Много полезных советов и рекомендаций

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.

  1. Во-первых, рвотных рефлексов не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания – малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное – никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: режутся зубки или болит животик поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Не хочет есть с ложки

Начинать кормить малыша твердой пищей нужно с использованием ложечки. Хорошо если это будет серебряное изделие (серебро препятствует развитию микробов), но подойдет и ложечка пластмассы (пластмассовые ложки безопасны для ребенка, а благодаря ярким расцветкам, привлекают внимание, поэтому малыш будет с удовольствием с нее есть).

По размеру лучше взять сначала кофейную, затем перейти к чайной.

Чем раньше малыш познакомится со столовыми приборами, тем меньше возникнет проблем с прикормом. Желательно с третьего месяца водичку давать пить только с ложки. Если ребенок не хочет есть прикорм с ложки, то во время приучения к ложке не стоит кормить его из соски, лучше позволить малышу сначала взять еду руками, пусть попробует есть сам. Затем дать ложку. Ребенок и все вокруг будет измазано, но очистить все гораздо легче, чем потом мучиться дальше. Постепенно малыш привыкнет к ложке и будет прекрасно с нее кушать.

Читаем статью: Как научить ребенка есть ложкой

См видео:

Не хочет есть кашу

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 – 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.

Смотрите о правильном введение первых каш

Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм – это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 “взрослой” пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.

По теме прикорма:

  • Вводим: Прикорм на ГВ;
  • Вводим: Приком на ИВ.

Секреты и хитрости первого прикорма

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Введение прикорма – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

Новое питание в жизни ребёнка

Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать кишечных колик, поноса и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

Физиологические параметры готовности

Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

  • младенец может сидеть, держать ложечку в ладошке. Важность этих умений в том, что малыш должен непосредственно участвовать в самом процессе. А для этого нужно уметь принимать полувертикальное положение, держать ложечку в руке и доносить её до рта;
  • рефлекс выталкивания пищи угасает. В полугодовалом возрасте рефлексивные действия, которые побуждают малыша выталкивать язычком твёрдые пищевые комки, начинают угасать. Значит, ребёнок уже способен потреблять что-то другое, нежели жидкие молоко и смеси. Если же кашка или пюре выталкивается обратно либо наблюдается рвота, детский организм к прикорму не готов;
  • нормальные реакции желудочно-кишечного тракта. Если при введении новых блюд наблюдаются болезненные ощущения в животе, диарея, метеоризм, следовательно, пищеварительная система малыша не созрела в достаточной степени для подобных экспериментов. Особенно подобные признаки необходимо отмечать, если ребёнку исполнилось только 5 месяцев.

Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или овощное пюре. Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

Психологические параметры готовности

Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

  • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
  • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
  • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, грудным молоком, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

Почему ребёнок плохо ест прикорм?

Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

  • чрезмерно раннее прикармливание (до четырёхмесячного возраста), когда у малыша ещё не выделяются пищеварительные ферменты, которые помогают усваивать взрослую пищу;
  • если ребёнок 8 месяцев не хочет кушать прикорм, возможно, у него ещё сохранился младенческий рефлекс выталкивания, который не позволяет воспринимать твёрдую пищу;
  • малышу неинтересны новые продукты, потому что родители не высаживали его рядом с собой, не показывали, насколько приятен вкус взрослых блюд;
  • при введении нового блюда малыш плохо себя чувствовал, у него резались зубки, болел животик, была повышенная температура и прочие симптомы какого-либо недомогания;
  • если мама будет заставлять (пусть даже из благих побуждений) кушать прикорм, ребёнок может в итоге отказаться от новых продуктов, или же у него сформируется отрицательное отношение к процессу приёма пищи;
  • ещё одна возможная причина – негативный первый пищевой опыт. К примеру, овощная пюрешка оказалась горьковатой или кисловатой, или же каша получилась слишком густой.

Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

Грудное вскармливание

Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, кормление грудью покрывает большинство потребностей детей до года.

Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

Искусственное вскармливание

Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

Правила введения прикорма

Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

Ориентируйтесь на ребёнка

Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

Прикармливайте только здорового ребёнка

Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

Давайте понемногу

Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

Откажитесь от насилия

Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

Вводите каждый раз по одному продукту

Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

Начинайте с «правильных» продуктов

Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

  1. Старайтесь развивать заинтересованность ребёнка в новой пище. Для этого его необходимо усаживать за семейный стол, давать понемногу то, чем трапезничают взрослые домочадцы. Конечно, предлагаемая пища должна соответствовать возрасту крохи.
  2. Предлагайте новые продукты проголодавшемуся младенцу. Ребёнок, который только что плотно пообедал маминым молоком или смесью, не захочет пробовать что-то другое. А вот после продолжительного гуляния, подвижных игр у крохи разыграется аппетит, чем и можно воспользоваться.
  3. Если малыш не хочет кушать готовые баночные пюре, попробуйте сделать прикорм самостоятельно. Первые детские блюда готовятся очень просто – достаточно в течение четверти часа проварить овощи (или приготовить на пару), а затем измельчить с помощью блендера.
  4. Всегда ищите альтернативу непонравившемуся малышу блюду. Если ребёнок отказывается от кабачка, предлагайте брокколи. Если же не пришёлся по вкусу творог, давайте кефир. Младенцу, который не любит мясо, предлагайте больше белковых продуктов – творога или рыбы.

Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

Решение распространённых проблем

Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

Малыш не хочет есть с ложки

Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

Советы психолога

Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

О чём ещё следует помнить родителям?

  1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
  2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
  3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.