Обряд тұсау кесу

15 декабря 2019 года в актовом зале Дома дружбы народов Самарской области прошел казахский праздник культуры «Ата мура» («Наследие предков»).
Организатором праздника выступила самарская региональная общественная организация Национально-культурная автономия казахов «АК ЖОЛ» (СРНКА «АК ЖОЛ») при поддержке Администрации городского округа Самара и ГКУ СО «Дом дружбы народов».
Главной целью мероприятия является сохранение и развитие казахской культуры и языка, обмен опытом работы, раскрытие талантов среди подрастающего поколения, воспитание патриотизма, знакомство зрителей с фольклором, обрядами и традициями народов Самарской области.
Праздник также призван вспомнить забытые обряды, сохранить имеющиеся, передать традиции и ценности казахского народа. Из года в год этот праздник растет и развивается, и уже вырос до межнационального.
В этом году праздник был посвящен Мухамеджану Сералину (1872 – 1929 гг.) – одному из видных деятелей общественной жизни казахского народа начала ХХ века, поэту, просветителю, журналисту и педагогу.
Зрители познакомились с одним из многочисленных казахских обрядов — «Тусау кесер» (разрезание пут). Этот обряд проводится для детей, чтобы те быстро встали на ноги. Время, когда ребенок начинает делает первые шаги, является одним из самых главных в его жизни. Казахи уделяют этому периоду большое внимание. От того, как какими именно будут первые шаги, зависит будущее ребенка, его дальнейшая жизнь.
Обряд разрезания пут обычно проводил житель аула или родственник, качества личности которого родители хотели видеть в своем ребенке, при обряде желали: «Жvрдек болсын, талтак боп оспесiн», — быть легким на подъем, расти хорошим человеком.
По обычаю, ножки ребенка перевязывали веревкой, свитой из пестрой ленты, зеленой травы и высушенной толстой бараньей кишки. Пестрой лентой – чтобы вырос хорошим, честным человеком, не переходил дорогу другим. Зеленой травой – чтобы был удачлив в дороге. Бараньей толстой кишкой – чтобы всегда был сыт, рос и жил без печали.
Путы завязывают на ноге ребенка таким образом, чтобы при перерезании могла она держалась на каждой ноге. Перерезающий ленту приговаривал: «Кашсан кvтыл, кусан жет» – «Будет убегать – пусть его не догонят, будет преследовать, пусть – догонит».
Этот обычай – настоящий праздник для родителей и гостей. Торжество сопровождается общим угощением. После взрослые и дети участвуют в играх и шуточных развлечениях. Перед только что начавшим ходить ребенком клали различные предметы: ножницы, молоток, камчу, домбру, украшение и т.д. По предмету, который выбирал ребенок, можно было судить о том, кем он вырастит и какую профессию изберет в будущем.
В этом году праздник получился очень красочным, добрым и домашним. В фойе гостей угощали национальными блюдами. Это и баурсаки, и сладкая выпечка, мясные блюда, среди которых почётное место занимал, конечно, бешбармак. Гости с интересом рассматривали выставку национальных головных уборов из коллекции Дома дружбы народов Самарской области и произведений декоративно-прикладного творчества, а также украшений и аксессуаров с национальными орнаментами от Гулим Клушевой.
Затем гостям была представлена видео – презентация о жизни и деятельности поэта Мухамеджана Сералина.
В праздничном концерте приняли участие – казахский ансамбль танца «Мереке» (руководитель Жанара Нигметова), женский совет «Ару ана», армянский хореографический ансамбль «Наири» (руководитель Диана Мирзоян), общественная организация «Самарская региональная Армянская национально-культурная автономия «Наири», руководитель и солист самарской региональной общественной организации «Гуманитарная ассоциация туркменского землячества в Поволжье» Рахат Гурбангылыжов, хореографический коллектив «Алпан» (руководитель Мирмагомед Сейидли), общественная организация «Национально-культурная автономия чеченцев г.о. Самара «Вайнах» («Наш народ»), вокальный ансамбль «Искорки», школа №36 г.о. Самара – творческий партнер Областной общественной организации белорусов и выходцев из Беларуси «Русско-Белорусское Братство 2000» (руководитель педагог Елена Кирилышева). Базаргуль Темиргалиева исполнила на домбре композицию «Айда кунде», выступили ученики воскресной школы при СРКНКА «Ак жол» (педагог Болган Жанбековна), Аман Джумабаев исполнил песню «Жас Даурен». В заключение программы выступил Ермек Кульжанов – солист СРКНКА «Ак Жол», лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Каждый номер от добрых друзей – национально-культурных объединений и солистов – зрители провожали бурными аплодисментами.
Все артисты были награждены Благодарственными письмами от президента СРНКА «АК ЖОЛ» Есмухамбета Байтургановича Нуржанова и памятными подарками.

В казахской культуре сохранилось много важных обрядов. Сегодня обряды родильного и свадебного циклов (бесікке салу, қырқынан шығару, тұсау кесер, беташар, и др.) воспринимаются как действия развлекательного характера, ценность которых в сплочении родни, совместном проживании радостных событий, следовании традициям, украшении быта.

Почему для наших предков был так важен обряд тусау кесу? Одна из причин — высокая младенческая смертность. Ну как тут не радоваться тому, что ребенок благополучно прожил первый год (или как говорили казахи — первый мүшелі жас). Потому и первые шаги были важными и радостными знаками того, что человек пришёл в этот мир надолго. И теперь — свободный от пут потустороннего мира – он уверенно пойдёт по своей новой дороге, по Жизни.

В силу сугубой традиционности кочевников тенгрианский обряд тұсау кесу у казахов до сих пор сохранился, но понимание смысла обряда в сознании народа трансформировалось. Между тем, у наших предков такие обряды, как тұсау кесу (разрезание пут) или ашамайға мінгізу (посадка на коня) были обрядами Начала пути, путешествия по жизни, освоения пространства. Если ребенок встал на ноги, значит пора ему седлать коня.

Что нужно знать об обряде тұсау кесу?

1. Он помогает ускорению физического развития ребёнка (чтобы тот уверенно ходил и бывают случаи, когда обряд могут повторить, если ребёнок ходит слабо).

2. Идея обряда в передаче ребёнку духовных и физических качеств избранного родителями уважаемого человека.

3. Ритуал символизирует открытие жизненного пути.

4. Избранный родителями достойный, уважаемый человек торжественно перерезает путы и берёт ребёнка за обе ручки и проходит с ним несколько шагов.

5. В это время присутствующие произносят бата — пожелания герою праздника и осыпают его сладостями (шашу).

6. Веревка на ногах ребенка должна быть черно-белой. По одной версии, это означает, в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть. У казахов есть также притча «ала жiптi аттама» – «не переступай черту», остерегающий человека от неправильных поступков.

Даже специалисты затрудняются ответить на вопрос, каким все-таки был изначальный смысл обряда «тусау кесу»? Среди них распространена версия о том, что он как-то связан с представлением кочевников о трехмерности мира.

Исследователь А. Калыш однажды участвовал в обряде, который включал в себя не один, а целых три варианта действий.

АМАНЖОЛ КАЛЫШ, доктор исторических наук:

«У нас в Жетысу, в Алматинской области, я присутствовал на разрезании пут, мы трое — две женщины и я (это моя ученица была и ее ребенок). Я разрезал шерстяную веревку, бело-черную или серо-коричневую веревку. Это предложили как традиционный кочевому социуму обряд. А второе — я даже такое раньше не видел — путы из бараньих кишков. Кишки намотали и тоже разрезали, это тоже кочевой обряд. А третий способ — путы сделали из травы и разрезали. Это из земледельческой традиции. И вот мы три человека разрезали по-разному».

Обряд разрезания пут олицетворяет собой благопожелание взрослых — юному наезднику не знать препятствий на своем пути под названием Жизнь. Поэт Бахыт Каирбеков в книге «Мир кочевья» пишет о том, что есть три вида пожеланий: «Шөптей көп болсын, тұқымы болсын!», что означает «Быть его роду многочисленным, как густая трава»! В этом случае путы плели из стеблей травы. В другом случае казахи говорили — «Бай болсын» («Быть ему богатым!». При этом использовались путы из бараньих кишок «тоқ шегi». Она с изнанки жирная, а жир всегда олицетворял сытость, достаток, богатство. И, наконец, «Адал бол!» — «Быть ему честным, благородным человеком!».

Сейчас обряд несколько видоизменен. Ребенку разрезают путы и кладут перед ним, деньги, еще что-то. Ребенок делает первые шаги по коврику или белой материи. И если книгу возьмет или ручку, то говорят, что будет ученым. А если деньги берет, то бизнесменом. Раньше разрезание пут доверяли только женщине старшего возраста, у которой было много детей, даже внуки есть, все хорошо воспитаны, сама в жизни устойчивая. А в последние годы разрезают и мужчины. Даже дед разрезает путы своему внуку. Деду можно, а отцу не положено.

Одним из важнейших обрядов у казахов считается тусау кесу. Это разрезание пут на ногах ребенку, чтобы его дальнейшая дорога в жизни была легкой и светлой.

Тусаукесер (тусау кесу) – казахская традиция разрезания пут

С самых давних пор и до сегодняшнего дня казахский народ уделял много времени воспитанию детей. Рождение ребенка было огромной радостью, и сопровождалось различными обычаями и традициями.

Тусаукесер (каз.: тұсаукесер – разрезание пут) – одна из самых старинных казахских традиций, которая соблюдается до сих пор. Обряд посвящен малышу, и делают его для того, чтобы он быстро встал на ноги.

Считается, что обычай тусау кесу существует у казахов еще со времен тенгрианства. Как правило, его проводят как только ребенок начинает делать первые шаги. Чаще всего это происходит, когда малышу исполняется год.

Тусаукесер (тусау кесу) – казахская традиция разрезания пут

Наши предки были уверены, что если не провести обряд разрезания пут, то будущее ребенка будет несчастливым, он будет часто спотыкаться на своем жизненном пути. А если обычай будет проведен, то малыша ожидает светлая и удачная судьба.

Тусаукесер является важным днем для родителей ребенка и представляет собой пышное торжество. Для гостей накрывается дастархан, и весь праздник сопровождается весельем.

Правила проведения тусаукесер

Традиционно для проведения тусау кесу берется специальная белая ткань, которая символизирует светлую дорогу (ак жол) и пестрые разноцветные веревки. Зачастую они бывают трехцветными: красного, белого и зеленого цветов. Белый считается символом чистоты, зеленый – здоровья и долголетия, а красный – достатка.

Тусаукесер (тусау кесу) – казахская традиция разрезания пут

Во время проведения обряда тусау кесу ребенку завязывают ножки с помощью этих веревок восьмеркой – символом бесконечности. Разрезает путы заранее выбранный семьей человек – энергичный, добрый, с самыми положительными качествами и большими жизненными достижениями. Считается, что дальнейший путь малыша будет таким же успешным, как и у человека, который разрезал ему путы.

Этот же человек после разрезания нитей ведет ребенка за обе ручки по белой дорожке, где в конце его ждет несколько предметов. Обычно это яблоко, книга, деньги и домбра. Казахский народ издревле считал: какой предмет выберет ребенка, такой и будет его дальнейшая судьба.

Если яблоко – то он будет всегда сытым, если книгу – умным и любознательным, если деньги – богатым, а если домбру – творческим.

Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».

У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.

Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.

В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).

Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.

К слову, похожий обряд перерезания пут издревле бытовал и у славян: до года ребенок также считался жителем потустороннего мира, покойником, поэтому его ножки был как будто связаны между собой. Обряд разрезания пут проводился тогда, когда малыш делал первый самостоятельный шаг. Доверяли это бабушке. Она брала нож (если мальчик) или ножницы (если девочка) и рисовала ими на земле перед ребенком крест. Потом трижды имитировала разрезание пут между ножками ребенка и трижды бросала на землю нож (ножницы) со словами: «Разрезаю я путы твои, и пусть земля, по которой ты ступаешь, будет тверда, словно железо».

Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.

Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета. Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.

Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.

Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».

После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству. Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.

После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.