Онр 2 3 уровня

Уровни общего недоразвития речи у детей: ОНР 1, 2, 3, 4

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Читайте также: Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка — это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля — это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет — идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ — по картинке или с помощью вопросов взрослого — уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом — употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов — например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка — неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

Общее недоразвитие речи: понятие, классификация, коррекция и прогноз

Диагноз ОНР (общее недоразвитие речи) ставится при комплексных логопедических нарушениях. Дети с ОНР при здоровом слухе и достаточном уровне интеллекта сталкиваются с проблемами артикуляции, распознавания фонем, осмысления слогового состава слова, формирования лексического запаса.

Для ОНР характерна высокая коморбидность. Речевое расстройство возникает на фоне заикания, алалии, дизартрии или ухудшения фонематического слуха. С такой клинической картиной сталкиваются воспитатели и логопеды у ребят дошкольного возраста, особенно, если до 4-5 лет родители не занимались развитием речи.

Что значит ОНР?

Если логопед пишет в заключении общее недоразвитие речи – это значит, что ребенок будет направлен в логопедическую группу детского сада для коррекции симптомов выявленной проблемы. В заключении после аббревиатуры «ОНР 1 (2, 3 или 4) степени» обязательно дается расшифровка, какой диагноз послужил причиной общей недоразвитости речевого аппарата. К примеру «ОНР 1 степени (заикание)» или «ОНР 2 уровня (алалия)». Такая расшифровка позволяет спланировать коррекционные техники для исправления выявленного дефекта.

Заместитель декана кафедры дошкольной дефектологии МПГУ М. Лынская отмечает, что постановка диагноза ОНР без указания причин речевой незрелости является неправильной и свидетельствует о безграмотности специалиста, проводившего обследование. Это аналогично записи невролога в карте пациента, перенесшего инсульт, «головные боли в анамнезе».

Также, по мнению Лынской, ставить диагноз ОНР при органических поражениях органов слуха, синдроме Дауна и ЗПР (задержке психического развития) некорректно. Поскольку эти патологии не относятся к логопедии, требуют консультации профильных врачей и назначения медикаментозного лечения.

Общее недоразвитие речи среди дошкольников – самый распространенный диагноз. Почти половина всех речевых проблем обусловлена именно ОНР.

Проблемы с артикуляцией и фонетическим пониманием произносимого провоцируют нарушения формирования письменной речи (дислексия, дисграфия).

Этиология речевого расстройства в детском возрасте включает воздействие экзогенных – внешних и внутренних – эндогенных причин.

Эндогенные условия формирования нарушения речи связаны с патологией развития ребенка во время беременности. К ним относят:

  • Проблемы со здоровьем матери: перенесенные во время беременности болезни, склонность к аллергии, токсикоз, гестоз, резус-конфликт, употребление спиртного или курение, эмоциональные нагрузки, тяжелые роды, слишком юный или зрелый возраст.
  • Генетическая предрасположенность к таким заболеваниям, как сахарный диабет, психические болезни.
  • Кислородное голодание плода (гипоксия) не позволяет правильно сформировываться структурам мозга.
  • Травма во время родов, спровоцированная применением специальных механизмов родовспоможения, приводящих к повреждению головного мозга.

Экзогенные причины обусловлены особенностями воспитания и наличием в анамнезе системных недугов:

  • Органические поражения внутренних органов, болезни ЦНС (центральной нервной системы), рахит, замедление метаболизма, регулярные вирусные и бактериальные инфекции.
  • Особенности домашнего воспитания: сложная психологическая обстановка в семье, наличие психотравмирующей ситуации, разлука с родителем, заболевания неврологического и психологического генеза.
  • Речевые проблемы у родственников: заикание, патологически ускоренный темп разговора, невнятное произношение (в том числе «сюсюканье»).
  • Отсутствие вербального контакта с родными в первые 12 месяцев жизни: родители не общаются с малышом, не рассказывают ему об окружающем мире.

Разновидности нарушения

Клиническая симптоматика ОНР разнообразна, поэтому его классификация включает три категории:

  • неосложненная форма патологии наблюдается у малышей с недостаточностью моторики пальцев рук, слабым мышечным тонусом, проблемами с памятью и вниманием;
  • осложненный вид диагностируется у детей с неврологическими проблемами;
  • грубое недоразвитие выявляется при органических поражениях головного мозга, отвечающих за речь.

Периодизация: на каждой стадии к первоначальному расстройству присоединяются характерные вторичные признаки, они указывают на тяжесть заболевания. Обычно ОНР протекает на фоне иннервации речевого аппарата, неврологических расстройств, нарушении артикуляции, реже – заикания и гнусавости.

В логопедии принято классифицировать четыре стадии развития речи у дошкольников. Первый или неречевой уровень характеризуется недостаточным лексическим запасом. Обычно он включает несколько невнятно выговариваемых общепринятых слов и фонем, относящихся к звукоподражанию. Такой ребенок активно использует невербальные элементы – мимику и жесты. Понятия действий и предметов у таких пациентов неразделимы. Они произносят «кроватка» вместо «спать», «самолет» вместо «лететь».

Пассивный запас слов больше используемого. Однако ребенок не понимает грамматическое изменение слов, не различает единственное и множественное число, времена глаголов, разделение по родам.

Произносятся фонемы нечетко, что объясняется нарушением артикуляции и слабыми навыками понимания звуков на слух. Количество дефектно произносимых звуков в несколько раз превышает число правильных. Фонематическое восприятие отсутствует или слабо выражено.

На первом этапе речевого развития отмечается сниженная способность воспринимать и произносить фонемы и слоговые части слов.

На второй стадии активизируются речевые навыки. Лексический и грамматический запас увеличивается, хотя остается по-прежнему ограниченным, а произношение искаженным. Ребенок дифференцирует действия и предметы. Может составить рассказ по картинке, начинает употреблять местоимения и союзы.

Расстройство речи выражается в употреблении примитивных предложений из 2, реже 3-4 слов. Заметен ограниченный лексический запас. Дошкольник не знает названия посуды, предметов мебели, профессий, цветов, геометрических форм. Может подменять сложно произносимое слово простым синонимом.

В отличие от первого этапа дети разграничивают единственное и множественное число, род (мужской, средний или женский), времена глаголов. А вот согласование числительных или прилагательных по-прежнему отсутствует.

Артикуляция фонем искажена. Многие группы звуков выговариваются неправильно.

Ребенок может правильно произнести фонемы изолированно, но в спонтанной речи подменяет их другими звуками. Для второго уровня характерна перестановка слогов или замена их на подобные («какошка» – «картошка», «кофенька» – «конфетка», «морашка» – «ромашка»).

На третьем уровне дети говорят развернутыми фразами, но наблюдается фонетическое недоразвитие артикуляции. Основная характеристика данного этапа – недифференцированное произношение фонем. Они подменяются близкими по звучанию. Например, «коська» – «кошка», «сярь» – «царь», «сяйка» – «чайка». Ребенок может одну и ту же фонему произносить неодинаково в разных словах, правильно выговаривать фонемы изолированно, подменяя их другими в спонтанном разговоре.

Возможно расстройство ритмики: ребенок проговаривает не все слоги. Например, «пешок», а не «петушок», «новик», а не «снеговик». Возможна перестановка слогов в слове, как и на второй стадии. Наблюдается нехватка лексического запаса – ребенок использует минимум слов, обозначающих качественные характеристики, состояния. Дошкольник не может подобрать однокоренное слово или нужный синоним.

В произвольном разговоре используются примитивные предложения. Фиксируется аграмматизм – несогласование числительных и прилагательных с существительным, ошибки в роде, падеже или числе. Существуют сложности в использовании предлогов.

Перечисленные проблемы требуют скорой квалифицированной помощи логопеда. В противном случае у ребенка возникнут проблемы при выполнении школьных заданий, освоении навыков чтения и письма.

На четвертом уровне наблюдаются рудиментные нерезкие фонематические и лексико-грамматические дефекты произношения. Возникновение неярко выраженных расстройств выявляют во время специализированного изучения и при выполнении логопедических задач.

Фиксируются незначительные дефекты слоговой структуры слова. Обычно ребенок сокращает звук, но не пропускает слоги. Возможна перестановка фонем. В исключительных случаях наблюдается добавление несуществующих слогов.

Для четвертого этапа характерна вялая артикуляция, недостаточная четкость дикции. В результате чего речь становится «смазанной». Это свидетельствует о незавершенности процесса образования фонем.

Диагностические мероприятия

Начинается исследование с ознакомления с заключением докторов узкой специализации:

  • педиатра;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • невролога;
  • окулиста.

Проводится собеседование с родителями для выяснения специфики развития речевых навыков в раннем возрасте. Диагностика артикуляции заключается в определении уровня формирования лексических, грамматических и фонетических элементов языка. Исследуется:

  • степень связности речи: умение составить описание по картинке, пересказать услышанное, рассказать о себе, своей семье;
  • степень развития грамматических составляющих: правильность согласования членов предложения, изменение по падежам, правильность употребления времен глаголов, построение развернутого предложения;
  • объем лексического словаря, умение дифференцировать слова с предметом или действием, которые оно означает.

Дальнейшие диагностические мероприятия включают обследование фонетической составляющей языка:

  • структура и функционирование речевого аппарата;
  • произношения фонем;
  • восприятие слогов и их количества;
  • способность к звукоанализу и звукопроизношению.

Проверяется слухоречевая память, правильность формирования психических процессов. По результатам обследования вербальных и невербальных процессов составляется логопедическое заключение, в котором обозначается стадия речевого развития ребенка, клиническая форма выявленного расстройства, сопутствующее заболевание.

Важно дифференцировать ОНР от ЗРР (задержки речевого развития), когда снижается только скорость формирования речи, но не наблюдается проблемы с использованием фонетических и лексических элементов речи.

В соответствии с тяжестью диагностированного нарушения логопед дает рекомендации, как его исправлять. Рекомендуется направлять:

  • Детей с ОНР 1 и 2 уровня в специализированные дошкольные заведения для пациентов с ТНР (тяжелыми речевыми нарушениями), предполагающими присоединение таких диагнозов, как афазия, алалия, заикание, дизартрия.
  • С ОНР 3-4 уровня в логопедические группы, направленные на коррекцию речевых нарушений, в обычных детских садах.
  • При наличии 3 уровня ОНР и заикания – в специализированный детский сад с ТНР или в логопедическую группу по коррекции заикания.

Сегодня вследствие дефицита мест в специализированных дошкольных учреждениях для ТНР в обычных садах создаются комбинированные логопедические группы, в которые направляют детей с ФФНР, алалией, заиканием, дизартрией, аутизмом и разными степенями ОНР. Однако коррекционная работа с разными речевыми расстройствами требует применения специализированных техник, упражнений и методик. Поэтому общая групповая работа в подобных группах оказывается малоэффективной.

Исправление речевого нарушения

Коррекционная работа логопеда и воспитателя для исправления ОНР составляется дифференцированно, в зависимости от уровня развития речи у ребенка. При работе с детьми, у которых диагностировано ОНР 1 уровня требуется:

  • развитие навыков понимания устной речи;
  • стимулирование самостоятельного спонтанного разговора;
  • повышение концентрации внимания, способности к запоминанию, образного мышления.

При исправлении ОНР 1 степени не требуется обучить дошкольника правильной артикуляции, грамматической и лексической составляющей устной речи.

Коррекционные занятия при ОНР 2 уровня призваны:

  • активизировать спонтанную речь;
  • улучшить понимание услышанного;
  • уточнить произношение фонем;
  • добавить отсутствующие звуки и слоги;
  • обогатить лексический и грамматический запас;
  • обучить фразовому произношению.

На встречах с логопедом дошкольники с диагнозом ОНР 3 стадии обучаются построению связных предложений, совершенствуют навыки артикуляции, обогащают запас слов, закрепляют правильное понимание и проговаривание фонем. Такие занятия направлены на подготовку к письму.

Задача логопедического вмешательства при ОНР 4 стадии – восстановление нормальных показателей произношения для указанной возрастной группы, подготовка к школьным заданиям. Для этого закрепляются навыки правильной артикуляции, совершенствуются фонематические процессы, развивается лексический запас. Ребенок готов учиться писать и читать.

Дети с выраженными признаками ОНР (1-2 степень) направляются на учебу в школы с ТНР, где усилия педагогов направлены на восстановление речевых навыков. Школьники с 3 стадией ОНР обучаются в специализированных классах в среднеобразовательных школах, с 4 стадией – в обычных.

Усвоение языковых навыков, усиление спонтанной речи, улучшение мотивационного и смыслового содержания, лексического запаса свидетельствует о переходе с одного этапа развития на другой. Скорость коррекции зависит от сложности первоначального диагноза, его специфики и способностей ребенка.

Профилактика и прогноз

Успешность логопедической работы по исправлению речевых расстройств зависит от ее своевременности. Рекомендуется начинать лечить ОНР как можно раньше – с 3-4 лет. Сегодня во многих детских дошкольных учреждениях есть опытные специалисты, успешно применяющие музыку, арт-терапию, логопедические и игровые техники обучения речевым навыкам.

Профилактика общего недоразвития речи направлена на предупреждение прогрессирования клинической симптоматики заболеваний, на фоне которых оно появляется – алалия, ринолалия, дизартрия, афазия. Родители должны сформировать благоприятную речевую среду воспитания малыша, стимулировать раннее развитие вербальных и невербальных процессов.

Характеристики уровней общего недоразвития речи

Казалось бы, в современном мире столько источников информации, высокотехнологичных средств общения, такая широкая доступность книг, телевизионных детских образовательных и развлекательных каналов, разнообразных специализированных центров для детей всех уровней и возрастов, что общее недоразвитие речи у детей должно стать диагнозом, давно ушедшим в прошлое. Было бы так, если бы не ухудшение экологии, культурная деградация общества, снижение степени психологической защищенности.

Сумеет ли семья противостоять неблагоприятным внешним факторам, чтобы дать ребенку все необходимое для его полноценного развития – это зависит непосредственно от родителей. Но даже самые заботливые мамы и папы не застрахованы от возможного отставания чада в формировании важнейшего навыка, от которого зависит сценарий всей жизни малыша, – правильной, свободной, богатой речи.

Отставание или временный спад?

Временное замедление речевого развития у маленьких детей действительно возможно. Но оно только видимое, кажущееся. Если ребенок развивается гармонично, проявляет навыки, свойственные его возрасту, продолжает живо, адекватно взаимодействовать, реагировать на общение, но речевое выражение его реакций вдруг приостановилось, это может означать, что он проживает очередной период пассивного освоения языка.

Пассивное восприятие у всех людей немного отстает от активного проявления накопленных знаний. Точно так же ребенок сначала впитывает в себя все новое и только потом начинает применять в повседневной жизни.

Освоение новых навыков не равномерно-поступательно, оно носит волнообразный характер. Перевод количества в качество осуществляется по-разному в разные возрастные периоды. Иногда дети сразу начинают выдавать «на-гора» услышанное, а иногда притихают. В это время происходит внутренняя адаптация к свежим впечатлениям, переход понимания в навык применения, который затем сопровождается резким скачком вперед.

Таких периодов затухания и скачков от рождения до 3 лет может быть несколько, но к 3 годам у пропорционально развитых детей основные речевые навыки должны быть сформированы.

Бить тревогу стоит в том случае, если ребенок проявляет явные признаки дисгармоничности, системного нарушения речи.

Общее недоразвитие речи: характерные признаки

ОНР – нарушение речи у детей нормального уровня развития интеллекта (соответственно возрасту), не имеющих физиологических проблем со слухом. Про таких детей специалисты говорят, что у них отсутствует фонематический слух, то есть способность различать отдельные звуки, как следствие – искаженное понимание смысла: ребенок слышит сказанное слово не так, как его произнесли.

При ОНР страдают все речевые навыки: звукообразование, словообразование, грамматический строй, смысловая нагрузка. В разговорной речи дети допускают ошибки, свойственные малышам более раннего возраста.

Динамика речевого развития таких детей не соответствует темпам развития их психики. При отставании в развитии разговорных навыков малыши с ОНР не сильно отличаются от сверстников в общем развитии: проявляют активный интерес к окружающему миру, эмоционально реагируют на ситуации, с удовольствием играют, понимают обиходную речь.

Типичные проявления

В речи:

  • неразборчивый, малопонятный разговор;
  • грамматически неправильное построение фраз;
  • низкая активность речевого взаимодействия, отставание понимания слов от их самостоятельного использования;
  • поздний возраст произнесения первых слов и простых фраз (от 3 до 5 лет, вместо 1,5-2).

В общем психологическом развитии:

  • неразвитая память, плохое запоминание новых слов, их произношения;
  • неспособность выполнить простые инструкции, нарушение последовательности действий;
  • рассеянное внимание, неумение сосредоточиться;
  • затруднения в освоении логического словесного обобщения, сравнения, анализа предметов по свойствам и признакам.

В развитии крупной и мелкой моторики:

  • неточность выполнения мелких движений;
  • замедленность действий, склонность к застыванию в одном положении;
  • нарушенная координация движений;
  • неразвитая ритмика;
  • дезориентация в пространстве и времени при выполнении заданий на движение.

Общее недоразвитие речи: классификация

Логопеды разделяют ОНР на 4 группы.

Уровень 1

Владение навыками, характерными для младенцев: звукоподражание, лепет, лепетные слова, части бытовых слов, куски лепетных фраз. Дети произносят звуки нечетко, активно помогают себе жестами и мимикой.

У детей с ОНР 1 группы разрыв между пассивным и активным словарным запасом значительно больше нормы, при этом они проявляют живой интерес к общению.

Характеристика речи:

  • смазанное произношение звуков;
  • преобладание односложных или двусложных слов;
  • сокращение длинных слов до двух-трех слогов;
  • замена слов-действий словами-предметами;
  • обозначение одним словом разных предметов или разных действий;
  • путаница в созвучных, но разных по значению словах;
  • в отдельных случаях — отсутствие речи.

Уровень 2

Повышение речевого развития: освоение большего количества общеупотребительных слов, использование простых фраз, пополнение активного словаря искаженными, но постоянно использующимися названиями.

Дети 2 группы ОНР способны освоить некоторые грамматические формы в простых словах, как правило, с ударными окончаниями (единственное число – множественное число).

Особенности:

  • произношение звуков дается с трудом, одни звуки подменяются другими (шипящие – свистящими, звонкие – глухими, твердые – мягкими);
  • освоение грамматических форм спонтанно, без связи со смыслом;
  • скудный словарный запас, бедность речевого самовыражения;
  • обозначение одним словом разных предметов и действий, схожих по какому-либо признаку (внешнее сходство или сходство в назначении);
  • очень незначительное или полное незнание названий свойств предметов (цвет, размер, форма);
  • рассогласованность между существительным и прилагательным;
  • отсутствие в речи предлогов или их замена;
  • беспорядочное употребление окончаний, замена одних окончаний другими; неспособность строить рассказ без наводящих вопросов.

Уровень 3

Построение фраз, развернутая речь при общем отставании всех речевых навыков.

Детям с 3 группой ОНР доступны основы грамматического строя: правильное употребление простых форм, использование почти всех частей речи, усложнение предложений. У них уже достаточно жизненных впечатлений для увеличения словарного запаса, правильного названия действий, предметов, их свойств. Дети способны составить несложный рассказ, но свобода общения по-прежнему затруднена.

Речевая характеристика:

  • бедность лексики, недостаточность использования наречий, прилагательных, активного словарного запаса в целом;
  • неустойчивый грамматический строй: чередование правильного построения фраз с неверным из-за ошибочного согласования прилагательных с существительными, неумелого применения глаголов;
  • неправильное употребление союзов при попытке построить сложную фразу;
  • замена разных свойств одним («большой» — вместо «длинный», «высокий», «широкий»; «маленький» — вместо «короткий», «низкий», «узкий»);
  • незнание подвидов предметов, животных, птиц;
  • название действий вместо профессий («дядя поет» вместо «певец», «тетя варит» вместо «повар»);
  • название самого предмета вместо его отдельной части.

Уровень 4

Увеличение словарного запаса при наличии отдельных провалов в грамматике и лексическом разнообразии, низкая усвояемость нового материала, заторможенность в обучении чтению и письму.

При ОНР 4 группы дети умеют правильно употреблять простые предлоги, реже сокращают длинные слова, но речь по-прежнему искажена: наблюдается «выпадение» из слов некоторых звуков.

Сложности речевого поведения:

  • нечеткость речи даже при правильном произношении звуков из-за вялости артикуляции;
  • тусклое, необразное повествование простыми, невыразительными предложениями;
  • нарушение логики в самостоятельном рассказе;
  • трудности в подборе выражений;
  • искажение притяжательных, уменьшительно-ласкательных слов;
  • замена определенного свойства предмета приблизительным;
  • подмена названий предметов с похожими свойствами.

Общее недоразвитие речи: причины

Грубых патологий головного мозга и нервной системы у детей с ОНР, как правило, не находят.

Источниками речевого отставания врачи считают физиологические и социальные причины:

  • болезни матери (наследственные или перенесенные во время беременности);
  • нервные нагрузки у матери в период вынашивания ребенка;
  • склонность беременной к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя);
  • травмы при родовспоможении;
  • слишком ранняя или поздняя беременность;
  • инфекционные или другие заболевания ребенка в младенчестве;
  • травмы головы в первые годы жизни;
  • ранние стрессы в связи с неблагополучием в семье;
  • неблагоприятная обстановка в доме:
  • отсутствие эмоционального контакта с ребенком;
  • конфликты, скандалы;
  • недостаток внимания, общения;
  • грубая речь взрослых;
  • заброшенность ребенка.

ОНР – не приговор

Нарушения речевого развития не является необратимым. Однако без вмешательства родителей в тесном сотрудничестве с профессионалами зачатки разговорных навыков угаснут.

Спохватиться никогда не поздно, но самым оптимальным вариантом будет обращение к специалистам в возрасте 3 лет, когда по принятым нормам ребенок должен уже связно разговаривать. Впереди будет достаточно времени, чтобы успеть скорректировать речь, общее физическое и психическое развитие ребенка до поступления в школу.

Возможно, нужно начать беспокоиться раньше. Точный диагноз, может быть, еще остерегутся поставить, но врачи исследуют физиологию ребенка, в случае нарушений назначат соответствующее лечение, а логопед посоветует программу домашних занятий для развития мелкой моторики и формирования основ правильного произношения.

Лучше всего отдать ребенка в логопедический детский сад. Хорошо, если в детском учреждении практикуется комплексный подход к коррекционной работе с детьми, где логопеды работают совместно с дефектологами, психологами и специалистами по детским неврозам.

Альтернатива коррекционному детскому саду – центры детского развития с медицинской направленностью. Каким бы специалистам ни доверили родители своего малыша, лечение затянется и будет недостаточно эффективным, если всю ответственность переложить на плечи воспитателей, логопедов и медиков.

Необходимо набраться терпения, чтобы вместе со специалистами одолеть сложности кропотливой коррекционной работы: следовать рекомендациям логопеда, продолжать занятия дома по предписанной им программе, не игнорировать прием препаратов, назначенных врачом, заниматься с ребенком физкультурой, играми, развивающими умственные способности, мелкую моторику, побольше гулять, играть, разговаривать.

Одним словом, любить.

И, конечно, сделать все, чтобы минимизировать неблагоприятные факторы в семье, а если потребуется – изолировать ребенка от людей, негативно влияющих на его психику.