Поражение ЦНС, что это?

Перинатальные поражения центральной нервной системы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) — собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.

К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды.

Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта.

Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка.

Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды.

СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ

В современной международной классификации болезней (МКБ-10) диагноз «перинатальная энцефалопатия» не применяется. Но учитывая установившуюся в нашей стране традицию, а, также имеющиеся трудности в ранней и точной диагностике характера перинатальных поражений головного мозга этот «диагноз» еще продолжает применяться у детей в возрасте до 1 года жизни с различными нарушениями двигательной, речевой и психической функций.

В последние годы произошло значительное улучшение диагностических возможностей детских медицинских учреждений. С учетом этого диагноз перинатального поражения головного мозга может ставиться только до конца периода новорожденности, после 1 месяца жизни ребенка невролог должен определить точный характер и степень поражения центральной нервной системы, спрогнозировать дальнейшее течение заболевания, обнаруженного у ребенка и определить тактику лечения, либо снять подозрение на заболевание мозга.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы.

  1. Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.
  2. Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  3. Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.
  4. Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  5. Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  6. Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  7. Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.
  8. Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период

К повреждающим факторам антенатального периода относят:

  1. внутриутробные инфекции
  2. обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма
  3. интоксикации
  4. действие различных видов излучения
  5. генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

  1. длительный безводный период
  2. отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция
  3. родовой деятельности
  4. недостаточное раскрытие родовых путей
  5. стремительные роды
  6. применение ручных родовспомогательных приемов
  7. кесарево сечение
  8. обвитие плода пуповиной
  9. большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период

Рассматривая постнатальный период, можно отметить, что здесь в генезе повреждений центральной нервной системы наибольшую роль играют

  1. нейроинфекции
  2. травмы

ПРОГНОЗ И ИСХОДЫ

У ребенка с диагнозом перинатального поражения головного мозга после 1 месяца жизни врач в состоянии определить прогноз дальнейшего развития ребенка, который может характеризоваться как полным выздоровлением или развитием минимальных нарушений центральной нервной системы, так и тяжелыми заболеваниями, требующими обязательного лечения и наблюдения у невропатолога.

Основные варианты последствий перинатального поражения центральной нервной системы и детей раннего возраста:

  1. Полное выздоровление
  2. Задержка психического, моторного или речевого развития ребенка
  3. (минимальная мозговая дисфункция )
  4. Невротические реакции
  5. Церебрастенический (посттравматический) синдром
  6. Синдром вегетативно-висцеральной дисфункции
  7. Гидроцефалия
  8. Детский церебральный паралич

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем возрасте часто отмечаются нарушения адаптации к условиям внешней среды, проявляющиеся различными нарушениями поведения, невротическими проявлениями, синдромом гиперактивности, астеническим синдромом, школьной дезадаптацией, нарушением вегетативно-висцеральных функций и пр.

Учитывая недостаточно высокую медицинскую грамотность населения и дефицит детских неврологов в течение особенно первого года жизни такие дети не получают полноценной реабилитации.

Практика работы воспитателей и педагогов дошкольных учреждений и начальных классов школ свидетельствует о том, что за последние годы резко возросло число детей с дефектами речи, недостатками внимания, памяти, повышенной отвлекаемостью и умственной утомляемостью. У многих из таких детей обнаруживаются нарушения социальной адаптации, дефекты осанки, аллергодерматозы, различные дисфункции желудочно-кишечного тракта и дисграфии. Спектр указанных нарушений довольно широк, разнообразен, а «набор» дефектов у каждого отдельно взятого ребенка индивидуален.

Необходимо сразу же заметить, что при своевременной диагностике в раннем детском возрасте имеющиеся нарушения, в первую очередь нервной системы, в подавляющем большинстве случаев могут быть практически полностью устранены коррекционными мероприятиями, а дети в дальнейшем жить полноценной жизнью.

С началом же занятий в школе процесс дезадаптации с проявлениями нарушений высших функций головного мозга, соматических и вегетативных симптомов, сопровождающих минимальную мозговую дисфункцию, нарастает лавинообразно.

Диагностика перинатальных поражений центральной нервной системы

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен только на основании клинических данных, данные различных методов исследования носят лишь вспомогательный характер и бывают необходимы не для постановки самого диагноза, а для уточнения характера и локализации поражения, оценки динамики заболевания и эффективности лечения.

Дополнительные методы исследования в диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы

Ультразвуковая диагностика (ЭХО-ЭГ, НСГ, допплерография)

Эхоэнцефалография -ЭХО-ЭГ

Метод ультразвуковой диагностики, основанный на свойстве ультразвука отклоняться на границе раздела сред с различной плотностью. Метод позволяет оценить величину третьего желудочка мозга, вентрикулярного индекса и амплитуды пульсаций.

Одномерная эхоэнцефалография широко применяется в различных медицинских учреждениях, в том числе и детских, для определения смещения срединных структур головного мозга, при подозрении на внутричерепное кровоизлияние и расширение соответствующих отделов ликворных путей мозга.

Современный, безопасный метод визуализации головного мозга, позволяющий через открытый большой родничок, швы, наружный слуховой проход или глазницу оценить состояние ткани головного мозга, образований передней, средней, задней черепных ямок и ликворных пространств, может применяться как скрининг-метод при подозрении на интракраниальное (внутричерепное) повреждение головного мозга.

С помощью нейросонографии описывается структура и эхогенность (эхоплотность) мозгового вещества, размеры и форма ликворных пространств мозга и оцениваются их изменения.

Наиболее важными особенностями метода является его способность

выявить наличие родовых и ранних послеродовых повреждений головного мозга (церебральные кровоизлияния и инфаркты мозга) и оценить характер последствий таких повреждений, выявить атрофические изменения головного мозга и изменения мозговой ткани и ликворных путей при гидроцефалии.

Метод позволяет определить наличие отека мозговой ткани, сдавления и дислокации структур головного мозга, пороков развития и опухолей центральной нервной системы, повреждения мозга при черепно-мозговых травмах.

При повторном (динамическом) проведении нейросонографического исследования возможна оценка динамики ранее выявленных структурных изменений ткани мозга и ликворных путей.

Метод основан на способности ультразвукового сигнала при прохождении через движущуюся среду изменять свою частоту и отражаться от этой среды и позволяет оценить величину кровотока в интрацеребральных сосудах (сосудах головного мозга) и экстрацеребральных сосудах и отличается высокой точностью при окклюзионных процессах.

Нейрофизиологическая диагностика (ЭЭГ, ЭНМГ, вызванные потенциалы)

Электроэнцефалография — это метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. Методика позволяет правильно оценить состояние функциональной активности мозга, этапы созревания биоэлектрической активности головного мозга у детей первых лет жизни и дает информацию о наличии патологических изменений биоэлектрической активности при различных заболеваниях центральной нервной системы.

Электроэнцефалографическое исследование во сне является наиболее адекватным методом оценки функционального состояния мозга детей в младенческом возрасте, поскольку дети грудного и раннего детского возраста большую часть времени проводят во сне, и, к тому же, при записи ЭЭГ во сне исключены артефакты мышечного напряжения (электрической активности мышц), которые в состоянии бодрствования накладываются на биоэлектрическую активность мозга, искажая последнюю.

Необходимо добавить, что ЭЭГ бодрствования у новорожденных и детей раннего возраста недостаточно информативна, так как у них не сформирован основной корковый ритм.

Однако на ЭЭГ сна уже в первые месяцы жизни ребенка наблюдаются все основные ритмы биоэлектрической активности, присущие ЭЭГ сна взрослого человека. Нейрофизиологическое исследование сна с использованием ЭЭГ и комплекса различных физиологических показателей позволяет дифференцировать фазы и стадии сна и тестировать функциональные состояния мозга.

Вызванные потенциалы — ВП

Вызванные потенциалы головного мозга представляют собой электрическую активность нейронов мозга, возникающую в ответ на раздражение соответствующего анализатора. По способу получения вызванные потенциалы подразделяются на слуховые, зрительные и сомато-сенсорные.

Вызванные потенциалы выделяются из фоновой спонтанной биоэлектрической активности мозга (ЭЭГ) и нередко используются в определении наличия изменений проводящих путей центральной нервной системы и их динамики при перинатальном поражении ЦНС.

Зрительные вызванные потенциалы демонстрируют путь нервного импульса от зрительного нерва до зрительных зон затылочных областей коры головного мозга и используются чаще у недоношенных детей для определения состояния проводниковых путей в области задних рогов боковых желудочков, наиболее часто страдающих при перивентрикулярной лейкомаляции.

Слуховые вызванные потенциалы отражают прохождение нервного импульса от слухового нерва до проекционных зон коры головного мозга и используются чаще у доношенных детей.

Сомато-сенсорные вызванные потенциалы отражают путь, проходимый электрическим сигналом при раздражении периферических нервов до соответствующей проекционной зоны коры головного мозга и используются как у доношенных, так и у недоношенных детей.

Видеомониторинг

Представляет собой простой и относительно недорогой метод диагностики, позволяющий оценить этапы формирования спонтанной двигательной активности ребенка с момента рождения с помощью анализа видеозаписей. Оценивается спонтанная двигательная активности ребенка, своевременность и характер смены типов двигательной активности.

Сочетание проведения ЭЭГ- мониторинга в состоянии бодрствования и естественного сна со снятием других физиологических показателей жизнедеятельности ребенка (ЭНМГ, ЭОГ и пр.) и видеомониторинга позволяет более точно дифференцировать характер пароксизмальных состояний различного происхождения у детей раннего возраста.

Электронейромиография — ЭНМГ

ЭМГ (электромиография) и ЭНМГ (электронейромиография) нередко исользуются в диагностике перинатальных поражений нервной системы, в том числе и гипоксического характера (у здоровых новорожденных и детей, родившихся в гипоксии выявляется различная электрическая активность мышц, отличающаяся по амплитуде и частоте клонических сокращений мышечных волокон при различных вариантах проявлений перинатального поражения центральной нервной системы).

Рентгенографические методы исследования (КТ, МРТ, ПЭТ)

Компьютерная томография — КТ

Компьютерная томография — метод исследования, основанный на последовательном сканировании органов и частей тела человека рентгеновским лучом и последующим восстановлением изображения получаемых срезов.

Широко используемый у детей старшего возраста и во взрослой практике метод визуализации макроструктурных изменений центральной нервной системы (кровоизлияния, кисты, опухоли и т.п.) достаточно проблематично использовать у детей раннего возраста в связи с необходимостью проведения наркоза (для достижения обездвиженности ребенка).

Магнитно-резонансная томография — МРТ

Магнитно-резонансная томография — метод исследования, позволяющий оценить не только нарушение макроструктуры исследуемого органа, но и состояние и дифференцировку ткани мозга, выявить очаги повышенной и пониженной плотности и признаки отека головного мозга.

Позитронно-эмиссионная томография — ПЭТ

Позитронно-эмиссионная томография — позволяет определить интенсивность метаболизма в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

ЛЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Поражения головного мозга в перинатальный период являются основной причиной инвалидизации и дезадаптации детей.

Лечение острого периода перинатальных поражений ЦНС проводится в стационаре, под постоянным контролем врача.

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (ЛФК, массаж, ФТЛ и пр.), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Тактика лечения основных синдромов, встречающихся у новорожденных, грудных детей и детей раннего возраста при поражениях головного мозга различного происхождения

Синдром внутричерепной гипертензии

Существенное значение в лечении имеет контроль объема жидкости в ликворных путях. Препаратом выбора в этом случае является диакарб (ингибитор карбоангидразы), уменьшающий продукцию ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности лечения повышенного внутричерепного давления диакарбом, прогрессирующем увеличении желудочков по данным методов нейровизуализации и нарастании атрофии мозгового вещества целесообразно применение нейрохирургических методов лечения (вентрикуло-перитонеальное или вентрикуло-перикардиальное шунтирвание).

Синдром двигательных расстройств

Лечение двигательных расстройств проводится в соответствии с характером двигательных нарушений.

При синдроме мышечной гипотонии (снижении тонуса мышц) применяют дибазол или, иногда, галантамин. Преимущество данных препаратов заключается в их непосредственном действии на центральную нервную систему, в то время как другие препараты действуют на периферический отдел нервной системы. Однако назначение этих препаратов должно быть очень осторожным во избежании смены мышечной гипотонии спастическими состояниями.

При синдроме мышечной гипертонии (повышении тонуса мышц) применяют мидокалм или баклофен.

Однако ведущую роль в лечении синдрома двигательных расстройств у детей с последствиями перинатального поражения ЦНС играют физические методы воздействия, перечисленные выше.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

Четкой общепринятой тактики ведения детей с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости до настоящего времени не существует, многие специалисты относятся к данному состоянию как к пограничному состоянию и советуют только наблюдать за такими детьми, воздерживаясь от лечения.

В отечественной практике некоторые врачи продолжают применять детям с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости достаточно серьезные препараты (фенобарбитал, диазепам, сонапакс и т.п.), назначение которых в большинстве случаев мало оправдано. Широко распространено назначение ноотропных препаратов с тормозным действием, таких как патногам, фенибут. Достаточно эффективно применяется фитотерапия (седативные чаи, сборы и отвары).

При наличии задержки речевого, психического или моторного развития базовыми препаратами отечественной медицины в лечении этих состояний являются ноотропные средства (ноотропил, аминалон, энцефабол). Наряду с ноотропами применяются всевозможные занятия, направленные на развитие нарушенной функции (занятия с логопедом, психологом и пр.).

Эпилепсия

, или, как часто называют это заболевание в России — эпилептический синдром нередко является одним из последствий перинатальных поражений головного мозга. Лечение данного заболевания должно проводится врачом-неврологом достаточной квалификации в этой области или эпилептологом, что предпочтительнее.

Для лечения эпилепсии применяются противосудорожные препараты (антиконвульсанты), назначение и контроль за приемом которых осуществляется непосредственно лечащим врачом. Резкая отмена препаратов, замена одного препарата другим или любые самовольные изменения схемы приема противосудорожных средств часто сами провоцируют развитие эпилептических приступов. Поскольку антиконвульсанты — препараты не безвредные, то принимать их следует строго по показаниям (точно установленный диагноз эпилепсии, эпилептического синдрома).

Минимальная мозговая дисфункция (ММД, синдром гиперактивности, гипермоторного ребенка)

Развитие данного синдрома связано с незрелостью и снижением активности тормозных механизмов головного мозга. Поэтому, в некоторых зарубежных странах, для лечения этого синдрома используют амфетамины, запрещенные к применению в России (препараты попадают в категорию наркотических веществ, вызывающих быстрое привыкание).

Так же используются различные элементы педагогической коррекции, занятия с психологом и логопедом, упражнения на концентрацию внимания.

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС

Перинатальное поражение центральной нервной системы (ППЦНС) – это группа патологий, при которых нарушается нормальная работа спинного головного мозга у новорожденных. Процесс может развиваться по разным причинам, одной из них является гипоксия, то есть кислородное голодание. Перинатальный период включает последний триместр беременности, роды и первую неделю жизни ребенка. За это время организм испытывает стресс при переходе на легочное дыхание, а также при адаптации к различным факторам окружающей среды, поэтому гипоксически-ишемическое поражение ЦНС – частый диагноз. 10% новорожденных испытывают дефицит кислорода в разной степени, особенно недоношенные. Состояние требует срочной медицинской помощи, но в 80% случаев имеет благоприятный исход и никак не отражается на дальнейшем развитии ребенка.

Механизм развития гипоксии

Центральная нервная система – это головной и спинной мозг. Эти структуры способны нормально функционировать только при достаточном поступлении кислорода, который переносится с кровью. У новорожденных и детей младшего возраста потребность в кислороде значительно выше, чем у взрослых, а его дефицит может становиться причиной серьезной задержки физического и умственного развития. Поражение ЦНС ишемического генеза связано с недостаточным кровоснабжением тканей головного мозга, в связи с чем наблюдается постепенное отмирание нервных клеток.

Гипоксией называется нехватка кислорода в тканях. При перинатальном поражении это происходит во время беременности, при родах и в первые дни жизни ребенка. Состояние обратимо, поскольку в младшем возрасте процессы регенерации протекают быстрее. Со временем можно нейтрализовать пагубное влияние кислородного голодания и восстановить нервную проводимость. Ишемия – более опасное состояние. Этот термин подразумевает полное прекращение поступления кислорода в клетки, что приводит к их быстрому некрозу.

Причины поражения ЦНС

Основная причина заболевания – это ишемическая гипоксия, то есть повреждение клеток нервной системы из-за их недостаточного кровоснабжения. Тип нарушений зависит от ряда факторов, в том числе от длительности кислородного голодания. Так, при острой гипоксии повреждаются стволовые части и подкорковые структуры, при длительном дефиците кислорода – кора головного мозга. Процесс развивается в период внутриутробного развития и сразу после рождения, а его причинами могут становиться следующие факторы:

Советуем почитать статью:Заболевания сосудов головы

  • со стороны матери: различные нарушения кровообращения в матке, обильные кровотечения, различные патологии развития плаценты;
  • во время беременности: вредные привычки, системный прием некоторых групп препаратов;
  • во время родов: обвитие пуповины, массивные кровопотери у матери, пониженное артериальное давление и низкий пульс у ребенка;
  • в первые дни жизни: пороки сердца и врожденные заболевания системы дыхания, ДВС-синдром и другие патологии.

Различные патологии сердечно-сосудистой системы являются пусковым механизмом к развитию гипоксически-ишемического поражения ЦНС. Дефицит кислорода в артериальной крови вызывает его нехватку в нервной ткани. Так возникает некроз (отмирание) некоторых нервных клеток либо их групп. В таком состоянии снижение артериального давления провоцирует ухудшение ситуации, может приводить к хронизации процесса и необратимым изменениям. Из-за замедления обмена веществ происходит ацидоз (окисление) клеток, что становится причиной отечности. Ишемические изменения часто включают повышение внутричерепного давления, а также патологии внутренних органов (легких, почек, печени).

СПРАВКА! Под ишемически-гипоксическим поражением ЦНС подразумевают необратимые изменения в тканях головного мозга, вызванные их недостаточным кровоснабжением. Менее опасные нарушения чаще классифицируют как гипоксически-ишемическую энцефалопатию, но эти термины могут быть взаимозаменяемы.

Признаки

Клиническая картина ишемического синдрома индивидуальна для каждого пациента. Она проявляется в зависимости степени и длительности гипоксии. Стоит отметить, что прогноз в детском возрасте в большинстве случаев благоприятный. Центральная нервная система обладает свойствами регенерации, поэтому осложнения развиваются только на последних стадиях.

Диагноз можно поставить уже на первых минутах жизни, особенно если болезнь проявляется в тяжелой форме

Тяжесть состояния больного оценивают по шкале Апгар. Она включает ряд показателей, в том числе пульс и дыхание, состояние кожи, выраженность рефлексов. Так, поражение головного мозга гипоксического генеза можно диагностировать непосредственно после рождения. Выделяют 3 основные степени болезни, третья из которых наиболее опасна.

1 степень

При гипоксическом повреждении ЦНС первой степени симптомы выражены незначительно. Общее состояние ребенка оценивается на 6–7 баллов (оптимальным результатом считается оценка 7–10 баллов). Клиническая картина включает следующие признаки:

  • бледность, синюшность кожи;
  • ухудшение мышечного тонуса, тремор;
  • беспокойный сон;
  • активизация либо ухудшение рефлексов.

Повреждения первой степени не представляют опасности для пациента. Уже в течение первой недели жизни все показатели возвращаются в норму, а далее ребенок развивается наравне со сверстниками.

2 степень

Вторая степень поражения головного мозга чаще возникает при гипоксии как во время беременности, так и при родах. По шкале Апгар состояние ребенка можно оценить на 5 баллов. Патологический процесс проявляется следующими симптомами:

  • недостаточность рефлексов;
  • повышение либо снижение мышечного тонуса;
  • выраженный цианоз кожи и слизистых оболочек;
  • повышение внутричерепного давления – этот показатель продолжает увеличиваться, проявляется выпиранием родничков, расстройствами сна, непроизвольными движениями мышц;
  • вегетативные нарушения, в том числе аритмии, замедление сердечного ритма, апноэ (остановки дыхания), проблемы с работой органов пищеварительного тракта.

ВАЖНО! В первые дни жизни ребенка важно следить за показателями внутричерепного давления. При своевременном лечении состояние может улучшиться к концу первой недели жизни, при его отсутствии – болезнь прогрессирует.

3 степень

Поражение ЦНС третьей степени – это последствие гестозов во второй половине беременности. Состояние ребенка осложняется при аномальных родах. Новорожденный нуждается в проведении реанимационных мероприятий, поскольку у него может отсутствовать дыхательная активность, резко выражены патологии сердечно-сосудистой системы. Рефлексы отсутствуют, в том числе глотательный, поэтому кормление естественным способом невозможно. Часто у таких пациентов диагностируют почечную и печеночную недостаточность, ДВС-синдром (патологию свертывания крови).

Этапы развития болезни и прогноз

В развитии заболевания выделяют несколько стадий. Установлено, что наиболее эффективно лечение в первую неделю жизни ребенка – именно за это время происходит наиболее интенсивное восстановление функций. Каждый этап характеризуется определенной клинической картиной, а их выраженность указывает на тяжесть патологии.

Острый период

Острым считается период с рождения ребенка и до первого месяца жизни. Вне зависимости от сложности его состояния, лечебные мероприятия лучше проводить именно в это время, чтоб избежать отдаленных последствий. Клиническая картина отличается, но может включать следующие синдромы:

  • гипертензионно-гидроцефальный – повышение внутричерепного давления за счет нарушения оттока жидкости из желудочков головного мозга;
  • судорожный – непроизвольные мышечные сокращения;
  • вегетативно-висцеральный – у ребенка появляется мраморный оттенок кожи, а также различные нарушения работы пищеварительного тракта, сердца и сосудов;
  • апатии – рефлексы замедлены, мышечный тонус снижен;
  • повышение нервной возбудимости, что проявляется повышением либо снижением тонуса мышц;
  • коматозный – наиболее опасный признак гипоксии головного мозга.

Первые улучшения должны появиться в течение первой недели. Лечение проводится в стационаре, а в тяжелых случаях – в реанимационном отделении. Основная цель – нормализовать кровоснабжение головного мозга и препятствовать отечности тканей.

Восстановительный период

Восстановительный этап длится до года, у недоношенных детей – до двух лет. Вначале появляются заметные улучшения: нормализуются рефлексы и тонус мышц, исчезает цианоз тканей. Однако, болезнь может протекать с обострениями, особенно при второй и третьей стадиях. Стоит помнить, что при нарушении питания головного мозга у ребенка может наблюдаться отставание в росте и психическом развитии, но с возрастом эти изменения исчезнут. На этом этапе необходимо делать акцент на постоянном наблюдении за пациентом, а также на проведении реабилитационных мероприятий (массаж, гимнастика).

Лечение в домашних условиях невозможно, поскольку ребенку необходимо быстро восстанавливать мозговое кровообращение и находиться под постоянным наблюдением

Исход заболевания

Дальнейшее состояние пациента можно прогнозировать в годовалом возрасте. К этому времени уже не должны быть заметны отличия в росте и развитии, особенно при легкой степени. Исход зависит от своевременности терапии и типа нарушений, вызванных гипоксией, и может быть следующим:

  • полное выздоровление;
  • неблагоприятным, с прогрессированием неврологической картины;
  • инвалидность;
  • латентное течение – симптомы проявляются с возрастом.

СПРАВКА! Даже при благоприятном исходе могут сохраняться такие отдаленные последствия, как задержка речи, гиперактивность, нарушения сна и перепады настроения. В тяжелых случаях возможно развитие гидроцефалии, эпилепсии и ДЦП.

Методы диагностики и лечения

Гипоксически-ишемическое поражение ЦНС выявляют непосредственно после рождения. На первом этапе проводят полный осмотр и диагностику рефлексов. При подозрении на поражение головного мозга дальнейшее обследование включает следующие методы:

  • нейросонография – УЗ-исследование тканей головного мозга через родничок, возможно только у новорожденных;
  • МРТ, КТ – наиболее информативные способы определения состояния ЦНС;
  • электроэнцефалография – диагностика активности головного мозга;
  • допплерография – исследование активности кровотока.

Лечение подбирается индивидуально и зависит от стадии патологии. Оно чаще проводится консервативными способами и заключается в использовании определенных групп препаратов:

  • противосудорожные средства;
  • ноотропы – лекарства для улучшения кровоснабжения головного мозга;
  • мочегонные препараты для снижения внутричерепного давления;
  • успокоительные средства на растительной основе (экстракт валерианы) при расстройствах сна;
  • дополнительные методы по показаниям.

В восстановительный период полезно посещать сеансы лечебного массажа, делать пассивную гимнастику. Возможно, потребуется длительный систематический прием препаратов для улучшения мозгового кровообращения.

Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы – это распространенный диагноз, но он чаще проявляется в легкой форме. Патология возникает из-за недостаточного кровоснабжения головного мозга в период внутриутробного развития плода и во время родов. Большинство детей (до 80%), которые при рождении имели подобные нарушения, ничем не отличаются от сверстников. Однако, недооценивать болезнь опасно, поскольку она может становиться причиной опасных последствий и нервных расстройств.

Чем опасен и как справиться с синдромом повышенной нервно рефлекторной возбудимости у грудничка

Синдром возбуждения центральной нервной системы у детей диагностируется примерно через 2-3 месяца после рождения. Его возникновение обуславливается влиянием на ребенка негативных факторов преимущественно в период внутриутробного развития. Проявляться данная патология может различными симптомами – нарушением сна, отсутствием аппетита, плаксивостью и т.д. Лечение должно осуществляться сразу же после постановки диагноза, так как его отсутствие может повлечь за собой развитие серьезных осложнений.

Краткие сведения о патологии

Практически у каждого второго грудничка выявляются расстройства ЦНС (код МКБ G00-G99) в той или иной степени. Чаще всего они легко поддаются коррекции и не требуют длительного восстановления, так как первые месяцы жизни функциональность нервных клеток у детей можно нормализовать, главное, правильно подобрать лечение.

При развитии синдрома нервно-рефлекторной возбудимости (СНРВ), у малыша наблюдается гиперактивность. Он вздрагивает во сне, что способствует его пробуждению, становится раздражительным и часто плачет. При этом отмечаются снижение врожденных сосательных рефлексов, тремор, иногда судороги конечностей.

Такое состояние вызывает у ребенка психологический дискомфорт. Он не высыпается и испытывает постоянное чувство голода, что проявляется подобными симптомами. Такого малыша очень сложно накормить и успокоить, он практически постоянно плачет и требует к себе повышенного внимания.

Многие родители стараются решить проблему самостоятельно, используя различные ванночки с травами, которые часто провоцируют аллергические реакции у ребенка, прибегая к длительным прогулкам на свежем воздухе, массажам перед сном и т.д. А некоторые и вовсе используют седативные препараты, что делать категорически нельзя, ведь их прием может вызвать привыкание, что в последующем приведет к еще большим расстройствам ЦНС.

Лечением синдрома повышенной возбудимости должен заниматься врач после выявления точной причины его возникновения. Только правильно подобранная терапия способна предотвратить появление серьезных последствий в будущем.

Причины СНРВ

Как уже говорилось в самом начале, основными провокаторами синдрома являются негативные факторы, воздействующие на ребенка в период внутриутробного развития. К таковым относятся:

  • Прием наркотических средств матерью.
  • Злоупотребление алкогольными напитками и курение.
  • Инфекции, перенесенные женщиной в период беременности.
  • Стрессы.
  • Отсутствие полноценного питания.

Также среди основополагающих факторов развития синдрома возбуждения нервной системы находятся:

  • Многоплодие.
  • Гипоксия.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Кесарево сечение.
  • Травмы, полученные во время родов.

Влияние этих негативных факторов приводит к нарушению связи коры и отделов головного мозга, что и приводит к расстройствам ЦНС и дальнейшему развитию СНРВ. При этом, не всегда удается выявить отклонения сразу же после рождения. Ребенок может на протяжении нескольких недель вести себя спокойно и ничем не отличаться от других детей. Но позже появляются первые симптомы, которые обязательно должны насторожить родителей и заставить их обратиться за помощью к специалисту.

Как проявляется синдром?

В норме новорожденный большую часть времени спит. Бодрствует он мало, и если ребенок накормлен и находится в чистом подгузнике, то он практически не капризничает. Малыш с СНРВ ведет себя совершенно иначе. У него отмечается снижение сосательного рефлекса, после употребления пищи он часто срыгивает, набор веса происходит медленно.

При наличии синдрома даже его крик отличается от здорового грудничка. При плаче фиксируются звуки в высоких тонах, кажется, что он не кричит, а визжит. Все это сопровождается запрокидыванием головы назад, тремором подбородка и конечностей.

Как утверждает доктор Комаровский, есть еще один характерный признак развития СНРВ, который можно определить самостоятельно. В норме, если у новорожденного развести руки в стороны, то он раскручивает кулачки. При синдроме малыш это делает спонтанно, находясь абсолютно в любом положении. Во время осмотра также можно отметить снижение мышечного тонуса и отсутствие подошвенного рефлекса (если ребенка поставить на ножки, пальчики, вместо того, чтобы сжиматься, раскрываются, словно веер).

Малыши с синдромом ПНРВ беспокойны. Они часто просыпаются и вздрагивают при прикосновениях или резком звуке. Периодически могут лежать с открытыми глазами, не реагируя на происходящее вокруг.

Появление хоть одного симптома СНРВ должно являться для родителей серьезным поводом для обращения к неврологу. Возбудимость ЦНС необходимо в обязательном порядке лечить. Подобное поведение не стоит связывать с темпераментом или возрастными особенностями ребенка. Так как если заболевание действительно имеется, отсутствие своевременной терапии может негативно сказаться на речи, поведении и мышлении малыша в будущем.

Чем опасен синдром?

Синдром ПНРВ характеризуется развитием патологических процессов в головном мозге. И если их не устранить, они могут усилиться, что впоследствии приведет к частым судорогам и эпилептическим припадкам.

Помимо этого, нарушенные сосательные рефлексы при СНРВ могут стать причиной развития дистрофии и возникновения иных проблем со здоровьем. Также детки с таким диагнозом плохо осваивают двигательные навыки, они поздно начинают ходить и самостоятельно кушать.

При этом ребенок, у которого был диагностирован СПНРВ, трудно приспосабливается к социуму. У него отмечаются частые смены настроения. Он может становиться чрезмерно агрессивным и опасным для других детей, или же, наоборот, пассивным.

Задержка развития речи – еще одно последствие отсутствия должного лечения. И нужно отметить, что малыши с таким диагнозом не только начинают поздно говорить, но и неправильно сочетать слова, что будет делать его речь непонятной и несвязной. По мере развития синдрома ПНРВ, дети становятся гиперактивными, забывчивыми, неаккуратными, чрезмерно эмоциональными и требуют к себе повышенного внимания.

Развитие синдрома ПНРВ негативным образом сказывается на психическом состоянии ребенка, что нередко становится причиной возникновения проблем в детском саду и школе. С возрастом нагрузка на нервную систему увеличивается и она перестает справляться с поставленными перед ней задачами, блокируя поступающую информацию. Это, в свою очередь, является провокатором иных синдромов ЦНС, проявляющихся частыми судорагами, тяжелыми психоэмоциональными расстройствами и приводящие к развитию ДЦП .

Методы диагностики СПНРВ

Чтобы выявить синдром нейрорефлекторной возбудимости, применяются современные компьютерные технологии. Наиболее подробную информацию дает КТ. Это обследование позволяет получить точную оценку состояния головного мозга и происходящих в нем патологических процессах. Если его проведение по каким-то причинам становится невозможным, прибегают к МРТ и рентгенологическому исследованию.

При подозрениях на развитие синдрома, обязательным является осмотр у невролога. При помощи специальных манипуляций, он сможет определить, имеются ли у ребенка отклонения в ЦНС или нет. Если расстройства присутствуют, после полного обследования он поставит точный диагноз и назначит соответствующую терапию.

Лечение СПНРВ

Синдром ПНРВ не требует госпитализации. Терапия включает в себя консервативные методы, которые вполне могут осуществляться в домашних условиях или дневном стационаре. К ним относятся:

  1. Лечебный массаж. Имеет несколько видов – расслабляющий, точечный и общий. Какой из них требуется малышу, определяет невролог с учетом всех особенностей протекания СПНРВ. Данный метод лечения снижает возбудимость нервной системы и улучшает мышечный тонус. Массаж при диагностировании синдрома делать самостоятельно не рекомендуется, так как применение неправильной техники может усугубить течение болезни. Осуществляться он должен только специалистом (его можно вызывать на дом). При этом, не стоит применять различные масла, содержащие в себе красители, ароматизаторы и прочие консерванты, так как они могут спровоцировать появление у ребенка аллергической реакции. Для проведения лечебной процедуры следует использовать обычный детский крем.
  2. Прием медикаментов, усиливающих кровообращение в головном мозге. Как правило, при синдроме ПНРВ маленьким пациентам назначаются препараты в виде суспензий. Однако, существуют лекарства, которые выпускаются только в таблетках или драже. Если таковые назначили, то, прежде чем давать их малышу, их необходимо измельчать и предварительно смешивать с водой или грудным молоком. Дозировка подобных средств рассчитывается в индивидуальном порядке, в зависимости от степени имеющихся расстройств и веса.
  3. Следовать режиму. Абсолютно каждый врач вам скажет, что соблюдение распорядка дня является залогом здоровья любого ребенка. А крохи с нарушениями ЦНС и выявленным синдромом особенно нуждаются в нем. Необходимо четко соблюдать часы кормления и контролировать длительность сна, прогуливаться на свежем воздухе и проводить водные процедуры.
  4. Прием медикаментов, обладающих мочегонным действием. Их следует принимать строго по назначению врача и только в том случае, если синдром сопровождается повышенным внутричерепным давлением. В комплексе с такими лекарствами принимаются препараты калия.
  5. Гимнастические занятия. Приучать детей в столь маленьком возрасте к физкультуре сложно, но нужно постараться. Она позволяет в разы ускорить процесс лечения синдрома, так как во время занятий мозг начинает «привыкать» получать больше информации, а параллельный прием препаратов заставляет делать это его намного быстрее. Таким образом, поврежденные нервные клетки восстанавливаются в кратчайшие сроки.

Лучший способ заниматься гимнастикой при синдроме ПНРВ, ходить вместе с ребенком в бассейн. Вода не только снимает напряжение с мышц, но и оказывает тонизирующее действие. Плавание обеспечивает устранение спазмов, улучшает обменные процессы и кровообращение в организме.

Другие способы лечения СНРВ

В качестве дополнительной терапии применяют:

  1. Ванны с травами. Еще один эффективный способ лечения синдрома ПНРВ. Но и его применять стоит осторожно, так как у ребенка также может возникнуть аллергия на используемое сырье. Наиболее безопасными для малышей считается ромашка, мелисса, сосна, мята и череда. Они гипоаллергенны и оказывают успокаивающее действие на ЦНС.
  2. Ароматерапию. Эффективный метод устранения повышенной возбудимости нервной системы, но в то же время и опасный. Масла могут вызывать аллергические реакции, поэтому применять их нужно осторожно. Использовать концентрированный продукт нельзя, только разбавленный.

Эфирные масла обладают расслабляющим и успокаивающим действием. Но дозировать их следует аккуратно. Курс лечения начинают с 1-2 капель, постепенно увеличивая количество. При этом, лучше наливать их в специальные аромалампы, которые затем следует помещать в комнату, где спит ребенок. А вот добавлять их в воду при купании категорически нельзя! Младенец может получить ожог!

Расстройства центральной нервной системы могут приводить к серьезным последствиям. И если они были выявлены у вашего малыша, незамедлительно начинайте лечение. В том случае, если при синдроме ПНРВ оно будет подобрано правильно и пройдено до конца, уже к году у крохи полностью исчезнут признаки синдрома и никаких отставаний в развитии наблюдаться не будут.

В народе существует мнение, что синдром проходит сам и он не требует проведения какой-либо терапии. Но это не так. Данная патология характеризуется нарушением работы ЦНС и если не провести ее корректировку, последствия будут различными. Ребенок может остаться инвалидом и иметь большие трудности с общением со сверстниками. Но учитывая, что в первый год жизни есть высокие шансы нормализовать функциональность ЦНС, проблему можно решить. Главное, это начать вовремя с ней бороться.

Диагноз ПЭП — перинатальная энцефалопатия

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — «рождение» + греч. encephalon — «головной мозг» + греч. patia — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.

Причины возникновения перинатальной патологии

К факторам риска возникновения перинатальной патологии головного мозга относятся:

  • Различные хронические заболевания матери.
  • Острые инфекционные заболевания или обострения хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.
  • Нарушения питания.
  • Слишком молодой возраст беременной.
  • Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.
  • Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).
  • Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при оказании помощи во время родов.
  • Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
  • Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к нарушению снабжения кислородом тканей плода и в первую очередь головного мозга. Во многих случаях причины возникновения ПЭП установить не удается.

Составить объективное представление о состоянии ребенка в момент рождения помогает 10-балльная шкала Апгар. При этом учитывается активность ребенка, цвет кожных покровов, выраженность физиологических рефлексов новорожденного, состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Каждый из показателей оценивается от 0 до 2 баллов. Шкала Апгар позволяет уже в родзале оценить адаптацию ребенка к внеутробным условиям существования в течение первых минут после рождения. Сумма баллов от 1 до 3 указывает на тяжелое состояние, от 4 до 6 — на состояние средней тяжести, от 7 до 10 — на удовлетворительное. Низкие баллы относят к факторам риска для жизни ребенка и развития неврологических нарушений и диктуют необходимость применения экстренной интенсивной терапии.

К сожалению, высокие баллы по шкале Апгар полностью не исключают риск возникновения неврологических нарушений, ряд симптомов возникает уже после 7-го дня жизни, и очень важно как можно раньше выявить возможные проявления ПЭП. Пластичность мозга ребенка необычайно велика, своевременно проводимые лечебные мероприятия помогают в большинстве случаев избежать развития неврологического дефицита, предупредить нарушения в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Течение ПЭП и возможные прогнозы

В течение ПЭП выделяют три периода: острый (1-й месяц жизни), восстановительный (с 1 мес. до 1 года у доношенных, до 2 лет — у недоношенных) и исход заболевания. В каждом периоде ПЭП выделяют различные синдромы. Чаще наблюдается сочетание нескольких синдромов. Такая классификация целесообразна, так как она позволяет выделить синдромы в зависимости от возраста ребенка. Для каждого синдрома разработана соответствующая тактика лечения. Выраженность каждого синдрома и их сочетание позволяют определить тяжесть состояния, правильно назначить терапию, строить прогнозы. Хочется отметить, что даже минимальные проявления перинатальной энцефалопатии требуют соответствующего лечения для предотвращения неблагоприятных исходов.

Перечислим основные синдромы ПЭП.

Острый период:

  • Синдром угнетения ЦНС.
  • Коматозный синдром.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Судорожный синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Восстановительный период:

  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
  • Эпилептический синдром.
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром.
  • Синдром вегето-висцеральных дисфункций.
  • Синдром двигательных нарушений.
  • Синдром задержки психомоторного развития.

Исходы:

  • Полное выздоровление.
  • Задержка психического, моторного или речевого развития.
  • Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (минимальная мозговая дисфункция).
  • Невротические реакции.
  • Вегетативно-висцеральные дисфункции.
  • Эпилепсия.
  • Гидроцефалия.
  • Детский церебральный паралич.

Все больные с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями мозга нуждаются в стационарном лечении. Дети с легкими нарушениями выписываются из роддома под амбулаторное наблюдение невролога.

Остановимся более подробно на клинических проявлениях отдельных синдромов ПЭП, которые наиболее часто встречаются в амбулаторных условиях.

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости проявляется усилением спонтанной двигательной активности, беспокойным поверхностным сном, удлинением периода активного бодрствования, трудностью засыпания, частым немотивированным плачем, оживлением безусловных врожденных рефлексов, переменным мышечным тонусом, тремором (подергиванием) конечностей, подбородка. У недоношенных данный синдром в большинстве случаев отражает понижение порога судорожной готовности, то есть говорит о том, что у малыша легко могут развиться судороги, например, при повышении температуры или действии других раздражителей. При благоприятном течении выраженность симптомов постепенно уменьшается и исчезает в сроки от 4-6 месяцев до 1 года. При неблагоприятном течении заболевания и отсутствии своевременной терапии может развиться эпилептический синдром.

Судорожный (эпилептический) синдром может проявляться в любом возрасте. В младенчестве он характеризуется многообразием форм. Часто наблюдается имитация безусловных двигательных рефлексов в виде приступообразно возникающих сгибаний и наклонов головы с напряжением рук и ног, поворотом головы в сторону и разгибанием одноименных руки и ноги; эпизодов вздрагиваний, приступообразных подергиваний конечностей, имитаций сосательных движений и пр. Порой даже специалисту бывает сложно без дополнительных методов исследований определить природу возникающих судорожных состояний.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром характеризуется избыточным количеством жидкости в пространствах головного мозга, содержащих ликвор (спинномозговую жидкость), что приводит к повышению внутричерепного давления. Врачи часто называют это нарушение родителям именно так — говорят, что у малыша повышенное внутричерепное давление. Механизм возникновения этого синдрома может быть различным: чрезмерная выработка ликвора, нарушение всасывания избытков ликвора в кровеносное русло, либо их сочетание. Основными симптомами при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, на которые ориентируются врачи и которые могут контролировать и родители, являются темпы прироста окружности головы ребенка и размеры и состояние большого родничка. У большинства доношенных новорожденных в норме окружность головы при рождении составляет 34 — 35 см. В среднем в первое полугодие ежемесячный прирост окружности головы составляет 1,5 см (в первый месяц — до 2,5 см), достигая к 6 месяцам около 44 см. Во втором полугодии темпы прироста уменьшаются; к году окружность головы — 47-48 см. Беспокойный сон, частые обильные срыгивания, монотонный плач в сочетании с выбуханием, усиленной пульсацией большого родничка и запрокидыванием головы сзади — наиболее типичные проявления данного синдрома.

Однако большие размеры головы часто бывают и у абсолютно здоровых малышей и определяются конституциональными и семейными особенностями. Большой размер родничка и «задержка» его закрытия часто наблюдаются при рахите. Маленький размер родничка при рождении повышает риск возникновения внутричерепной гипертензии при различных неблагоприятных ситуациях (перегревание, повышение температуры тела и др.). Проведение нейросонографического исследования головного мозга позволяет правильно поставить диагноз таким пациентам и определиться с тактикой терапии. В подавляющем большинстве случаев к концу первого полугодия жизни ребенка отмечается нормализация роста окружности головы. У части больных детей к 8-12 месяцам сохраняется гидроцефальный синдром без признаков повышения внутричерепного давления. В тяжелых случаях отмечается развитие гидроцефалии.

Коматозный синдром является проявлением тяжелого состояния новорожденного, которое оценивается 1-4 баллами по шкале Апгар. У больных детей проявляются выраженная вялость, снижение двигательной активности вплоть до полного ее отсутствия, угнетены все жизненно важные функции: дыхание, сердечная деятельность. Могут отмечаться приступы судорог. Тяжелое состояние сохраняется 10-15 дней, при этом отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Синдром вегето-висцеральных дисфункций, как правило, проявляется после первого месяца жизни на фоне повышенной нервной возбудимости и гипертензионно-гидроцефального синдрома. Отмечаются частые срыгивания, задержка прибавки массы тела, нарушения сердечного и дыхательного ритма, терморегуляции, изменение окраски и температуры кожных покровов, «мраморность» кожи, нарушение функций желудочно-кишечного тракта. Часто этот синдром может сочетаться с энтеритами, энтероколитами (воспаление тонкого, толстого кишечника, проявляющееся расстройством стула, нарушением прибавки массы тела), обусловленными патогенными микроорганизмами, с рахитом, утяжеляя их течение.

Синдром двигательных нарушений выявляется с первых недель жизни. С рождения может наблюдаться нарушение мышечного тонуса, как в сторону его снижения, так и повышения, может выявляться его асимметрия, отмечается снижение или чрезмерное усиление спонтанной двигательной активности. Часто синдром двигательных нарушений сочетается с задержкой психомоторного и речевого развития, т.к. нарушения мышечного тонуса и наличие патологической двигательной активности (гиперкинезы) препятствуют проведению целенаправленных движений, формированию нормальных двигательных функций, овладению речью.

При задержке психомоторного развития ребенок позднее начинает держать голову, сидеть, ползать, ходить. Преимущественное нарушение психического развития можно заподозрить при слабом монотонным крике, нарушении артикуляции, бедности мимики, позднем появлении улыбки, задержке зрительно-слуховых реакций.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего поражения центральной нервной системы. При ДЦП нарушения развития носят, как правило, сложную структуру, сочетаются нарушения двигательные, нарушения речи, задержка психического развития. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей; страдает мелкая моторика, мышцы артикуляционного аппарата, мышцы-глазодвигатели. Нарушения речи выявляются у большинства больных: от легких (стертых) форм до совершенно неразборчивой речи. У 20 — 25% детей имеются характерные нарушения зрения: сходящееся и расходящееся косоглазие, нистагм, ограничение полей зрения. У большинства детей отмечается задержка психического развития. У части детей имеют место нарушения интеллекта (умственная отсталость).

Синдромом гиперактивности с дефицитом внимания — нарушение поведения, связанное с тем, что ребенок плохо владеет своим вниманием. Таким детям трудно сосредоточиться на каком-либо деле, особенно если оно не очень интересное: они вертятся и не могут спокойно усидеть на месте, постоянно отвлекаются даже по пустякам. Их активность зачастую слишком бурная и хаотичная.

Диагностика перинатального поражения головного мозга

Диагноз перинатального поражения головного мозга может быть поставлен на основании клинических данных и знаний особенностей течения беременности и родов.

Данные дополнительных методов исследований носят вспомогательный характер и помогают уточнить характер и степень поражения головного мозга, служат для наблюдения за течением заболевания, оценки эффективности проводимой терапии.

Нейросонография (НСГ) — безопасный метод осмотра головного мозга, позволяющий оценить состояние ткани мозга, ликворных пространств. Он выявляет внутричерепные поражения, характер поражений мозга.

Допплерография позволяет оценивать величину кровотока в сосудах головного мозга.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — метод исследования функциональной активности головного мозга, основанный на регистрации электрических потенциалов мозга. По данным ЭЭГ можно судить о степени задержки возрастного развития мозга, наличии межполушарных асимметрий, наличии эпилептической активности, ее очагов в различных отделах мозга.

Видеомониторинг — способ, позволяющий оценить спонтанную двигательную активность у ребенка с помощью видеозаписей. Сочетание видео- и ЭЭГ-мониторингов позволяет точно выявить характер приступов (пароксизмов) у детей раннего возраста.

Электронейромиография (ЭНМГ) — незаменимый метод в диагностике врожденных и приобретенных нервно-мышечных заболеваний.

Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) — современные методы, позволяющие детально оценить структурные изменения головного мозга. Широкое использование этих методов в раннем детском возрасте затруднено из-за необходимости применения наркоза.

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет определить интенсивность обмена веществ в тканях и интенсивность мозгового кровотока на различных уровнях и в различных структурах центральной нервной системы.

Наиболее широко при ПЭП используются нейросонография и электроэнцефалография.

При патологии ЦНС обязателен осмотр окулиста. Изменения, выявляемые на глазном дне, помогают диагностировать генетические заболевания, оценивать степень выраженности внутричерепной гипертензии, состояние зрительных нервов.

Лечение ПЭП

Как уже говорилось выше, дети с тяжелыми и среднетяжелыми поражениями центральной нервной системы во время острого периода заболевания нуждаются в стационарном лечении. У большинства детей с легкими проявлениями синдромов повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и двигательных нарушений удается ограничиться подбором индивидуального режима, педагогической коррекцией, массажем, лечебной физкультурой, применением физиотерапевтических методов. Из медикаментозных методов для таких больных чаще используют фитотерапию (настои и отвары седативных и мочегонных трав) и гомеопатические препараты.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме учитывается степень выраженности гипертензии и выраженность гидроцефального синдрома. При повышенном внутричерепном давлении рекомендуется приподнять головной конец кроватки на 20-30°. Для этого можно подложить что-либо под ножки кроватки или под матрас. Медикаментозная терапия назначается только врачом, эффективность оценивается по клиническим проявлениям и данным НСГ. В легких случаях ограничиваются фитопрепаратами (отвары хвоща полевого, листа толокнянки и др.). При более тяжелых случаях используют диакарб, уменьшающий выработку ликвора и увеличивающий его отток. При неэффективности медикаментозного лечения в особо тяжелых случаях приходится прибегать к нейрохирургическим методам терапии.

При выраженных двигательных нарушениях основной акцент уделяется методам массажа, лечебной физкультуры, физиотерапии. Медикаментозная терапия зависит от ведущего синдрома: при мышечной гипотонии, периферических парезах назначают препараты, улучшающие нервно-мышечную передачу (дибазол, иногда галантамин), при повышенном тонусе применяют средства, способствующие его снижению — мидокалм или баклофен. Используются различные варианты введения препаратов внутрь и с помощью электрофореза.

Подбор препаратов детям с эпилептическим синдромом зависит от формы заболевания. Прием противосудорожных препаратов (антиконвульсантов), дозы, время приема определяются врачом. Смена препаратов осуществляется постепенно под контролем ЭЭГ. Резкая самопроизвольная отмена препаратов может спровоцировать учащение приступов. В настоящее время используют широкий арсенал противосудорожных средств. Прием антиконвульсантов не безразличен для организма и назначается только при установленном диагнозе эпилепсии или эпилептическом синдроме под контролем лабораторных показателей. Однако отсутствие своевременного лечения эпилептических пароксизмов приводит к нарушению психического развития. Массаж и физиотерапевтическое лечение детям с эпилептическим синдромом противопоказаны.

При синдроме задержки психомоторного развития наряду с немедикаментозными методами лечения и социально-педагогической коррекцией применяются препараты, активирующие мозговую деятельность, улучшающие мозговой кровоток, способствующие образованию новых связей между нервными клетками. Выбор препаратов большой (ноотропил, луцетам, пантогам, винпоцетин, актовегин, кортексин и пр.). В каждом случае схема медикаментозного лечения подбирается индивидуально в зависимости от выраженности симптоматики и индивидуальной переносимости.

Практически при всех синдромах ПЭП больным назначают препараты витаминов группы «В», которые могут применяться внутрь, внутримышечно и в электрофорезе.

К годовалому возрасту у большинства зрелых детей явления ПЭП исчезают либо выявляются незначительные проявления перинатальной энцефалопатии, не оказывающие существенного воздействия на дальнейшее развитие ребенка. Частыми последствиями перенесенной энцефалопатии являются минимальная мозговая дисфункция (легкие нарушения поведения и обучения), гидроцефальный синдром. Наиболее тяжелыми исходами являются детский церебральный паралич и эпилепсия.

Характеристика

Под перинатальной энцефалопатией принято понимать совокупность симптомов, характеризующих анатомические и физиологические нарушения головного мозга. Возникновение этого расстройства связывают с околородовым периодом, начало которого обычно относят к 28-й неделе (иногда к 22-й) внутриутробной жизни, окончание – к 7-му дню после рождения.

Разделяют перинатальный период на 3 фазы:

  1. Антенатальная продолжается до родов.
  2. Интранатальную относят непосредственно к процессу родовой деятельности.
  3. Постнатальную – после родов до 168 часов после рождения (7 дней).

Перинатальная энцефалопатия не является заболеванием. Такого диагноза в МКБ не существует. Об этом же говорит и Е. Комаровский. С его точки зрения, диагноз надуманный и ничего не говорит о действительных болезнях. Однако в связи с тем, что у новорожденных детей трудно определить точную патологию, а многочисленные нарушения центральной нервной системы однозначно присутствуют, принято объединять их в один термин.

Наличие возможной патологии можно заподозрить уже в момент появления малыша на свет. На основе специально разработанной шкалы Апгар учитываются физиологические рефлексы, активность новорожденного, дыхание, особенности сердечно-сосудистой деятельности, цвет кожи. Показатели 7-10 баллов говорят об удовлетворительном состоянии, 4-6 – о среднетяжелом, 1-3 – об очень тяжелом состоянии, высоком риске развития нарушений неврологического характера.

Возникновение патологии связывают с образом жизни и состоянием здоровья будущей матери, особенностями малыша и воздействием внешних факторов.

Хронические и инфекционные заболевания будущей мамы, курение, употребление алкоголя, наркотических средств, нарушения питания влияют на развитие плода. Негативное воздействие усиливается бесконтрольным приемом лекарственных средств, игнорированием тяжелых симптомов, частыми стрессами, возрастом. Постоянное влияние этих факторов приводит к замедлению развития ребенка, возникновению расстройств.

Появление патологий провоцируется особенностями течения беременности: токсикозами, малым количеством околоплодных вод, угрозами выкидыша или самопроизвольных родов в позднем периоде.

Вызвать нарушения ЦНС может высокая радиация, выбросы токсических веществ, присутствие в воздухе солей тяжелых металлов, отходов.

Приводит к ППЦНС преждевременное рождение малыша, стремительные или затяжные роды, инфицирование его по время рождения, если у мамы есть заболевания, передающиеся половым путем.

Отдельно выделяются нарушения, возникающие после рождения, – возможные травмы, передозировка лекарственными препаратами, приобретенные инфекционные болезни.

Классификация

На перинатальное развитие ребенка влияют многие факторы. В зависимости от того, в каком периоде происходит воздействие и какая причина является ключевой, выделяют несколько групп поражения:

  1. Гипоксически-ишемические. Патологии этой группы встречаются чаще всего. Возникнуть они могут как во время беременности, так и при родах. Во внутриутробном периоде появляются из-за раннего старения плаценты, многоводия, маловодия, многоплодной беременности. Большой группой причин, вызывающих гипоксическое поражение, являются заболевания будущей мамы, прежде всего, гипертония, сахарный диабет, анемия. Все эти факторы ведут к нарушениям снабжения кислородом головного мозга плода. Временные ограничения, вероятно, оказывают меньшее влияние, чем постоянные. В последнем случае замедляется рост капилляров мозга, увеличивается их проницаемость, нарушается обмен вещества, обнаруживаются застойные явления в венах. Выраженные явления могут привести к некрозу головного мозга, кровоизлияниям. При родах возникает асфиксия – удушье, приводящее к кислородному голоданию.
  2. Травматические. Нарушения возникают преимущественно в процессе родов и связаны с повреждением спинного и головного мозга. К ним ведут большая масса тела новорожденного, неправильное расположение головки, ее сильные повороты, вытягивание, тазовое предлежание, узкий таз матери, неправильное использование способов защиты промежности. Родовая травма возникает и вследствие неправильных акушерских мероприятий, неверно выбранной тактики защиты промежности, при слишком маленьком разрезе при выполнении кесарева сечения. Нередко травмирование новорожденного происходит в первые дни его жизни.
  3. Дисметаболические. Развиваются, прежде всего, из-за алкогольного, наркотического, никотинового, лекарственного отравления плода.
  4. Инфекционные. Вирусные и бактериальные болезни будущей матери ведут к негативному воздействию вируса на формирование нервной системы плода. Одним из наиболее опасных заболеваний, влияющих на формирование головного мозга, является краснуха, она приводит к гидроцефалии, микроцефалии, воспалению мозга. Среди других заболеваний, оказывающих наиболее сильное влияние, выделяют сифилис, цитомегаловирусную, герпесную инфекцию, токсоплазмоз.
  5. Смешанные. К гипоксии смешанного генеза относят патологии, вызванные несколькими причинами.

Фазы развития

В динамике перинатальной энцефалопатии у детей выделяют 4 фазы. Первую, или острую, ограничивают первым месяцем после рождения. Ребенок, родившийся с нарушениями, проходит адаптацию к окружающему миру и новым условиям. Нарушения в этой стадии проявляются наиболее ярко и затрагивают все сферы жизни грудничка. О возможных повреждениях мозга говорят нарушения сна, вялость, повышенный тонус мышц, плохая терморегуляция, непрекращающийся сильный плач с остановкой дыхания.

При распространении патологии на 2-3-й месяц жизни говорят о ее переходе на вторую фазу. Именно в этот период невропатолог говорит о перинатальной энцефалопатии. Неврологические расстройства становятся менее выраженными. Заметно улучшается состояние, нормализуется тонус, рефлексы, движения становятся более активными. У некоторых малышей улучшения носят временный характер, и к концу 3-го месяца состояние опять может ухудшиться.

Третью фазу, длящуюся на протяжении 3-6-го месяца, называют периодом спастических явлений. Отмечается повышение тонуса. Малыш часто запрокидывает голову, держит у груди согнутые ручки, перекрещивает ножки. При попытке поставить его встает на носочки. Наблюдаются судорожные явления, тремор. Эти симптомы не появляются вовсе или появляются в малой степени у выздоравливающих детей.

На последней, четвертой фазе, характерной обычно для 7-12-го месяца, малышей можно разделить на тех, у которых происходит нормализация нервной системы, и тех, у кого нарушения носят необратимый характер. К последней группе обычно относят не более 20% ребятишек. Расстройства у них приводят к тяжелым заболеваниям.

По достижении 1 года диагноз «перинатальное поражение ЦНС» обычно снимается, ребенка считают либо здоровым, либо определяют болезнь в соответствии с характерными признаками и результатами диагностики.

Обнаружение некоторых специфических признаков позволяет сделать вывод о диагнозе ППЦНС у младенца. Прежде всего, это длительный непрекращающийся плач, пассивность, вялость, слишком сильное возбуждение, чуткий сон, длительные периоды без сна. После кормления малыш часто срыгивает. Наблюдаются слабые сосательные рефлексы или их отсутствие. Лежа в кроватке, ребенок беспричинно вскидывает ножки и ручки, беспокоится, проявляет сильную реакцию на свет или звук.

При наличии сходных симптомов, имеющих единый патогенез, говорят о специфических синдромах:

  1. Повышенная нервно-рефлекторная возбудимость. Наблюдаются спонтанные движения, беспокойный сон, долгий период бодрствования, длительное засыпание, частый плач, сочетание повышенного и сниженного тонуса, тремор. В большинстве случаев все эти проявления исчезают к 12 месяцам. При неблагоприятной динамике возможно развитие эпилепсии.
  2. Судорожный. Проявляется в первые месяцы, сопровождается приступообразными подергиваниями, периодическими сгибаниями конечностей, наклонами, поворотами головы, вздрагиваниями, имитацией сосания.
  3. Гипертензионно-гидроцефальный. Основной особенностью этого синдрома является повышение внутричерепного давления из-за избытка спинномозговой жидкости. Увеличение объема ликвора связывают с его излишней выработкой, нарушением всасывания в кровь или сочетанием данных процессов. Признаками расстройства является быстрое увеличение размеров головы и сильно заметная пульсация большого родничка. Ребенок спит беспокойно, запрокидывает голову, часто срыгивает.
  4. Вегето-висцеральный. Развивается на втором месяце жизни малыша, объединяет в себе признаки чрезмерной возбудимости и повышенного внутричерепного давления. Характерны нарушения пищеварения, сердечной деятельности, дыхания, частые срыгивания, малая прибавка веса. Кожа имеет мраморный оттенок.
  5. Двигательные нарушения. Отмечается повышенный и пониженный тонус, причем для одной группы может быть характерно сильное напряжение, для другой – вялость. Часто малыш слишком активен, но эта активность носит непроизвольный характер. Нарушения ведут к задержке речевого, двигательного и психического развития, т. к. не формируются целенаправленные движения. Ребенок позже проявляет зрительные и слуховые реакции, позже начинает улыбаться, держать головку, ползать, сидеть.
  6. Детский церебральный паралич. Патология носит комплексный характер, включает нарушения речи, моторики, зрения, интеллекта, эмоциональной сферы.
  7. Гиперактивность с недостатком внимания. Отмечается в более позднем возрасте. Характеризуется нарушениями внимания, неумением сосредоточиться и усидеть на одном месте.
  8. Коматозный. Ребенок очень вялый, движения ограничены или отсутствуют, нарушено дыхание, возможны судороги. У него могут отсутствовать сосательные и глотательные рефлексы.

Степени тяжести

Острота проявления признаков ПЭП позволяет говорить о трех степенях патологии. Легкая характеризуется дрожанием подбородка, ослабленными рефлексами, нарушением тонуса мышц. Обычно признаки такого поражения наблюдаются только в первые дни после рождения.

Среднюю степень энцефалопатии характеризует повышенное внутричерепное давление, беспокойность, тревожность, плохой сон, судороги.

Малыш в тяжелом состоянии нуждается в реанимации. У него обнаруживаются проблемы с дыханием, сердечно-сосудистой деятельностью. Проявляются тяжелые судорожные явления, признаки высокого внутричерепного давления, нарушаются функции некоторых отделов ЦНС.

Степень поражения зависит от продолжительности кислородного голодания. Более тяжелые симптомы проявляются при хронической гипоксии.

Для определения диагноза врач расспрашивает маму об особенностях поведения ребенка, его сне, кормлении, моментах, которые ее настораживают, ходе беременности и родов. При необходимости назначает дополнительные исследования.

Нейросонография позволяет выявить повреждения мозга, структуру пространств, заполненных спинномозговой жидкостью, состояние сосудов, обнаружить отеки. Исследование проводится до выписки из родильного дома, в 1 месяц жизни, при необходимости повторяется позднее. Повторное исследование позволяет прояснить динамику и влияние лекарств.

Если данные нейросонографии недостаточны, назначают МРТ и КТ. Оба метода информативны, однако для проведения обследования малышу вводят специальные препараты для того, чтобы он мог оставаться в капсуле без движения.

Для объективной регистрации особенностей поведения ребенка используется видеомониторинг. Записи определенных периодов его жизни позволяют оценить особенности двигательной активности, эмоциональные проявления.

Электроэнцефалография назначается при симптомах судорожной активности мозга для оценки его биоэлектрической активности.

Лечение

Терапия всех видов нарушений ЦНС наиболее эффективна в первое время после рождения ребенка, когда большинство изменений носят обратимый характер. Основные цели лечения:

  • стимулирование кровообращения;
  • нормализация тонуса;
  • улучшение обмена веществ;
  • стабилизация внутричерепного давления;
  • купирование отечности;
  • уменьшение судорожной активности.

При обнаружении признаков внутричерепного давления назначаются мочегонные препараты, а также средства, улучшающие отток спинномозговой жидкости, например, Диакарб. Лечение медикаментозными средствами сопровождается гимнастикой, массажем, рефлексотерапией.

ППЦНС с признаками эпилепсии является показанием для приема лекарств, снимающих судорожную активность. Применяют Дифенин, Седуксен, Фенобарбитал, Финлепсин. Физиотерапевтические методы противопоказаны.

Лечение двигательных нарушений осуществляется с применением Дибазола, Прозерина, Галантамина. По меньшей мере, 4 раза в год делают массаж. Показана остеопатия, рефлексотерапия, парафиновые компрессы. Каждый день обязательно делают физические упражнения.

Лекарства, направленные на улучшение кровообращения – Актовегин, Пантогам, Ноотропил, назначаются младенцам для стимулирования психомоторного развития. Обнаружение минимальной мозговой активности является показанием для приема амфетаминов.

Плавание, воздушные ванны помогут улучшить состояния при патологии любого генеза. В тяжелых случаях возможно нейрохирургическое вмешательство.

В 80% случаев постгипоксической энцефалопатии прогноз благоприятный. У некоторых детей проявляется склонность к истерии, легкой задержке развития, вялости, высокому уровню тревожности, нарушениям сна, метеозависимости.

Тяжелая степень ППЦНС у новорожденных вызывает следующие последствия:

  • отклонения в развитии;
  • задержка психического развития;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушения поведения;
  • эпилепсия;
  • гидроцефалия;
  • ДЦП.

Во взрослой жизни многие из негативных последствий патологии могут вылиться в развитие гипертонии, остеохондроза, мигрени, привести к нарушениям слуха и зрения, проблемам с мелкой моторикой.

Профилактика

Часто перинатальное поражение центральной нервной системы вызвано причинами, появление которых будущая мама может предотвратить. При планировании беременности следует отказаться от алкоголя и курения, вспомнить, болела ли она ветряной оспой или краснухой, при необходимости сделать анализ и прививки.

Важно во время ожидания малыша контролировать прием лекарственных средств. Принимать их строго по назначению, при возникновении побочных явлений консультироваться с врачом об их отмене или коррекции лечения.

Посещение предродовых курсов поможет узнать больше о родовой деятельности, научиться правильно дышать, подготовиться к родам физически и эмоционально. При наличии показаний необходимо сделать кесарево сечение и не рисковать своим здоровьем и здоровьем малыша.

Перинатальная энцефалопатия является комплексом симптомов, появление которых связано с воздействием негативных факторов в перинатальный период. Большинство нарушений, обнаруженных в ранний период жизни малыша, носят обратимый характер. Для их коррекции используют лекарственные средства, массаж, плавание, гимнастику.