Ребенок 1 год 3 месяца

Сколько должен весить грудной ребенок? Таблица: возраст — вес — рост

Каждый ребенок живет по своей индивидуальной программе роста и веса. Тем не менее, существует статистика, которая дает представление о том каким бывает средний вес детей. Также, существуют рекомендации врачей, предлагающих оптимальные значения роста, веса, и их соотношения.

Мы сравнили данные, полученные статистическим путем и рекомендации врачей, оказалось, что они практически совпадают с разницей не превышающей 3%.

Итак, данные приведенные в таблице являются оптимальными значениями роста и веса ребенка. Обратите внимание, для мальчиков и девочек значения несколько отличаются.

Поделиться

Как пользоваться таблицей

Сколько должен весить ребенок в 1 год? В левом столбце ищем строку с текстом 1 год. Справа будет вес в килограммах (мальчик 10,300 / девочка 9,500) и рост (75,5 / 73,8) в сантиметрах.

Оценка веса

Отклонение веса ребенка в пределах 6–7% от указанных в таблице — это абсолютная норма.

Большее отклонение веса до 12–14% говорит о склонности к перевесу или недовесу.

Отклонение веса свыше 12–14% говорит о легком перевесе и недовесе.

Отклонение веса свыше 20–25% говорит о перевесе и недовесе, возможно в этом случае будет полезна небольшая коррекция питания, проводимая исключительно по рекомендации врача.

Для более точной оценки веса воспользуйтесь нашим калькулятором или профессиональными центильными таблицами роста, веса или индекса массы тела.

Оценка роста

Отклонение роста ребенка в пределах 3% от указанных в таблице — это абсолютная норма.

При отклонении роста свыше 10% есть смысл проконсультироваться у врача.

Для более точной оценки роста воспользуйтесь нашим калькулятором.

Адекватная оценка роста и веса ребенка

В целом, показатели нормы для каждого ребенка свои. Примерно у 10% процентов детей показатели веса и роста будут выходить за предложенные рамки оценки и для них это будет нормой.

Следить за весом ребенка следует в первую очередь для того, чтобы вовремя обнаружить какие-либо проблемы с питанием. Например, если ребенок резко прекратил набирать вес или снизил его без видимых причин — это показатель того, что возникли какие-то проблемы. Таким образом, для полного анализа необходимо знать предысторию веса и роста конкретного ребенка.

Контроль веса и привеса также помогает оценить оптимальное питание для ребенка: перестроиться на определенный режим питания, перейти на новую смесь, нормировать потребление каши.

При оценке веса новорожденных надо помнить, что в течение первой недели жизни ребенка естественная потеря веса на 5–8% является нормальным явлением.

Вам может быть интересно:

  • Калькулятор идеального веса для взрослых.
  • Сколько надо весить в среднем для человека в возрасте от 2 до 20 лет.
  • Калькулятор норм физического развития для детей.

Что нужно знать родителям о развитии ребенка в 1 год и 3 месяца?

Сказать точно, какие именно навыки должны быть у ребенка в 1 год и 3 месяца, довольно трудно. Все детки развиваются по-разному. У одних что-то получается лучше, у других хуже. Одно точно: это довольно непростой возраст, когда малыш стремится везде успеть, но еще не отдает себе отчета о последствиях своих действий. Итак, что же должен уметь ребенок на 15-м месяце жизни?

Физические достижения

В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.

  • Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
  • Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
  • Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
  • Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
  • Переступает небольшие препятствия.
  • Учится слезать с высокого стула.
  • Может чередовать ходьбу и ползание.
  • Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
  • Пятится назад.
  • Забирается на мебель.
  • Уверенно сидит в своем детском стульчике.
  • Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
  • Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
  • Сам кушает.
  • Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
  • Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
  • Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).

Используйте эти навыки для веселой гимнастики. Это поможет укрепить мышцы, сделать тело более гибким.

Психоэмоциональные изменения

Ребенку в 1 год и 3 месяца хочется демонстрировать свою самостоятельность. Он становится упрямым, капризным, может не слушаться и перечить во всем. Особенно если с ним говорить приказным тоном.

Однако при этом малыш постоянно ищет поддержки взрослых, во всем старается им подражать (кашляет, как дедушка, «читает книжку», как папа, «говорит по телефону», как мама). Он может расстраиваться, если что-то не получилось, или радоваться удаче. Его внимание сейчас легко можно переключить на другой предмет или действие.

Чем еще наполнен мир переживаний ребенка?

  • Любимые игры – с мячом. Они вызывают бурю ярких эмоций.
  • «Выпотрошив» шкафчики и тумбочки, ребенок подолгу увлеченно может рассматривать каждый предмет.
  • Ему нравится собирать предметы в коробку и вытаскивать обратно.
  • Очень любит гулять – ведь на прогулке его ждут новые открытия и эмоции.
  • Выражает свои чувства к любимым людям и игрушкам (объятиями, поцелуями).
  • Понимает, о ком из близких говорят, если произнести конкретное имя.
  • Выполняет простые поручения (дай, принеси, возьми, брось, подними).
  • С интересом строит башенку из кубиков.
  • Кроме игрушек интересуется бытовыми приборами, их устройством (стремится разобрать и изучить).
  • Роль игрушек уже могут выполнять предметы обихода (обувь, посуда, мамина косметика, коробки, банки, одежда).
  • Во время игры «общается» с игрушками, проявляет яркие эмоции.
  • Пробует рисовать.
  • Начинает подражать сверстникам (может заплакать, если рядом плачет малыш, засмеяться, если тот смеется).

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Начинайте прививать малышу полезные привычки: чистить зубки, умываться, каждый день перед сном убирать игрушки, складывать одежду. Показывайте ребенку последовательность таких действий, он будет подражать вам: после года для этого самый подходящий возраст. Повторяйте эти действия ежедневно, чтобы малыш привык: так делать – правильно.

Что говорим?

Прежде всего, на данном этапе у ребенка заметно увеличивается пассивный словарный запас. Это названия многих окружающих предметов (одежды, посуды, мебели, игрушек, частей тела, продуктов), имена членов семьи и близких людей, названия домашних животных. Ребенок этого возраста должен уметь понимать и выполнять простые поручения или просьбы (что-то подать, принести, найти), даже не умея самостоятельно произнести соответствующие фразы.

Малыш употребляет в своей речи до 20 простых слов (мама, папа, баба, деда), несколько слов-звукоподражаний («бибика», «ав-ав», «ам-ам»). Возможны употребления искаженных или неполных слов, характерных для периода автономной речи (подробнее об этом – здесь «Когда ребенок говорит первое слово»). Речь ребенка дополняется мимикой, интонациями, жестами.

Ребенок с интересом разучивает новые звуки и слова, при этом бесконечно повторяя их в течение дня.

Для развития речи в этом возрасте полезно развивать мелкую моторику (о ней рассказано тут – «Моторика рук для развития речи»), проводить артикуляционные игры (описанные в этой статье – «Артикуляционная гимнастика»).

Также весьма полезна активная речевая среда: постоянное общение, чтение сказок, стихов, потешек, разучивание песенок. Это, к тому же, учит ребенка правильному темпу речи, развивает чувство ритма, память малыша.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

  • Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
  • Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
  • Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
  • Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
  • Детали. Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

Режим дня ребенка 1 год 3 месяца имеет основные аспекты, которых необходимо придерживаться. В распорядок дня входят пробуждение, зарядка, игры, питание по часам, купание, ночной сон.

  • Развитие малыша в 1 год и 3 месяца
  • Режим дня ребенка
  • Режим сна
  • Питание ребенка 1 год 3 месяца
  • Прогулки
  • Игры и спорт
  • Гигиенические процедуры
  • Что говорит доктор Комаровский

Развитие малыша в 1 год и 3 месяца

Малыш в этом возрасте очень активен. Он уверено ходит.

Полезно делать гимнастику, так как младенец все понимает и пытается повторить движения, которые видит.

Ребенок хорошо понимает речь, говорит определенный набор слов. К этому возрасту насчитывается уже несколько слов.

После года младенец должен уметь собирать пирамидку, играть кубиками, маленькими игрушками, отличать цвета.

Он пытается рисовать карандашом или пальцами на бумаге, укладывает игрушки спать, кормит их.

Из бытовых навыков отмечаются следующие:

  • начинает ходить на горшок;
  • пьет из чашки;
  • пытается кушать из ложки самостоятельно;
  • вытирает руки после умывания.

У некоторых детей возможны и другие навыки.

Таблица параметров по ВОЗ в 1.3 года
Параметр Мальчики Девочки
Рост 74.1 — 84.2 см 72 — 83 см
Окружность головы 44.2 — 49.4 см 42.9 — 48.4 см
Вес 8.3 — 12.8 кг 7.6 — 12.4 кг

Режим дня ребенка

Режим дня – это рациональное распределение времени на питание, сон, игры и другие виды деятельности.

Цель распорядка дня по часам – это повышение работоспособности малыша в дневное время.

Режим помогает выработать правильные биоритмы, которые необходимы для нормальной работы всех систем организма.

Критерием правильного выбора режима дня ребенка является хорошее эмоциональное состояние, глубокий дневной и ночной сон грудничка.

Для составления распорядка обязательно опираются на следующие пункты:

• нет жестких норм и стандартов для составления распорядка дня;

• режим считается правильным, если время приема пищи, сна, водных процедур, игр совпадает с потребностями малыша;

• резкие изменения в распорядке плохо сказываются на самочувствии грудничка;

• менять режим необходимо постепенно;

• при правильной смене распорядка у малыша нормальное психоэмоциональное состояние;

• режим дня ребенка 1 год 3 месяца помогает облегчить адаптацию к детскому саду.

Отсутствие распорядка дня вызывают капризы, плохое настроение, недосып, нарушение нервно-психического развития.

Без режима трудно приучить малыша к культурно-гигиеническим навыкам.

Примерный распорядок дня:

Такой распорядок больше подходит для детей жаворонков. Если малыш не может вставать рано, можно сместить время на 1-1.5-2 позже.

Будить ребенка с утра не рекомендуется, так как это скажется на его настроении. Грудничок должен просыпаться сам.

Режим сна

В 1.3 года грудничок спит 2 раза в сутки, но возможен распорядок дня и с одним дневным сном. Общая продолжительность отдыха составляет 13.5 часов.

На ночной сон приходится 10-11 часов. На дневной отдых остается 2-3.5 часа.

Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ

Если малыш спит 2 раза за день, то длительность одного дневного сна примерно составляет 1.5-2 часа.

При одноразовом сне допускается спать 3-3.5 часа без перерыва. Распорядок отдыха организовывается индивидуально в зависимости от потребностей.

Питание ребенка 1 год 3 месяца

Питание малыша в 1,3 года 4-5-разовое. Перерывы между кормлениями составляют не более 3-4 часов.

Грудничку уже введены все продукты: овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко, кисломолочные изделия, творог и другие.

Пищу для малыша варят, тушат или готовят на пару.

Ребенку в 1.3 года нельзя давать жаренные, копченые, соленые продукты, так как они нарушают работу поджелудочной железы, изменяют микрофлору кишечника.

Примерный режим питания:

• 7:30 — завтрак: детская каша (овсяная, пшеничная, гречневая, ячневая и другие), сок или слабенький чай;

• 12:00-12:30 – обед: суп (куриный или мясной), пюре рыбное или мясное, огурец свежий, сок, хлеб;

• 16:30 – полдник: кефир, ряженка, фруктовое пюре.

• 20:00 – ужин: мясное пюре, картофельное пюре, ряженка.

По желанию добавляют 2 ужин перед сном. В это время дают кефир, йогурт или ряженку с детским печеньем или булочкой. Допускается накормить грудью.

Если грудничок не хочет первое время кушать по распорядку, его нельзя заставлять. Со временем режим питания наладится.

Прогулки

Прогулки на свежем воздухе осуществляются ежедневно. Гулять рекомендуется ходить перед дневным и ночным сном.

Прогулка зимой разрешена при температуре до -20ᵒ. В очень жаркую погоду не рекомендуется ходить на улицу, так как малыш потеет, теряет электролиты.

Если поход на улицу в жару необходим, то обязательно берут воду, чтобы предупредить обезвоживание.

Одевать малыша гулять следует по погоде. Это предупредит перегрев и переохлаждение.

Прогулки позволяют насытить головной мозг кислородом. Особенно важно гулять детям с гипоксией. Свежий воздух помогает улучшить сон.

На улице ребенок активно двигается, что положительно влияет на костно-мышечную систему. При общении с взрослыми и детьми развивается речь.

Игры и спорт

Игры помогают ребенку развивать речь, укреплять мышцы. По утрам рекомендуется организовать зарядку в виде игры.

Заниматься можно с обычным мячом, фитболом, палочками или другими спортивными принадлежностями.

Во время утренней зарядки делают различные упражнения:

  • Приседания;
  • Ходьба вперед, приставным шагом, назад;
  • Прыжки.

Очень полезны для грудничка занятия на фитболе. Они помогают тренировать мускулатуру, вестибулярный аппарат.

На большом мяче осуществляют перекаты, пружинистые движения.

Днем ребенка занимают колечками, пирамидкой, кубиками, читают книжки. Можно давать малышу задание построить башню из 4-5 кубиков.

Пирамидку используют не высокую, не более 7-10 колечек.

Предлагают ребенку отсортировать предметы по цвету. Дают задание: отнести куклу или мягкую игрушку на кухню, принести ее маме или папе, уложить спать, накормить куклу.

Такие команды развивают память, речь, логику.

Активно обучают собирать пазл. Для малышей есть в продаже крупные пазлы. Используют также пазлы-кубики или головоломки.

При покупке изделий обязательно смотрят на возраст, с которого разрешена игрушка – «1+».

Ребенок 1 3 года способен рисовать фломастерами или карандашом. Допускается использовать специальные краски для рисования руками или ногами. Навык развивает воображение, тренирует мелкую моторику.

Гигиенические процедуры

После пробуждения проводят умывание, подмывание. Ребенка усаживают на горшок. Это необходимо для выработки рефлекса к мочеиспусканию.

Умывание рук и лица проводится на протяжении всего дня, если малыш запачкался. Рекомендуется давать ребенку самостоятельно вытираться в полотенце.

Так он быстрее привыкнет к чистоте.

Перед сном ежедневно осуществляют купание в детской ванне на протяжении 20-30 минут. Во время процедуры дают игрушки.

Каждый день малыша с мылом не моют. Гигиеническая ванна с мылом и мочалкой проводится 2 раза в неделю, чтобы не нарушить флору кожи.

Что говорит доктор Комаровский

По Комаровскому, режим – это рациональное распределение времени отдыха, бодрствования, питания.

Комаровский говорит, что ребенок по своей природе не нуждается в распорядке дня. Малыш должен есть, спасть, когда хочет.

Но, режим необходим для облегчения жизни матери, особенно, если в семье несколько детей. Поэтому Комаровский рекомендует приучать к распорядку дня с рождения.

Рационализация сна, питания и бодрствования нужна для сохранения семьи и хорошего самочувствия самой матери.

Если мама в хорошо себя чувствует, то она сможет обеспечить всем необходимым своих детей и мужа.

Режим соблюдается для того, чтобы адаптировать малыша к детскому саду и школе. Также организация дня по часам помогает улучшить самочувствие матери и ребенка.

Поэтому малыша необходимо приучать к распорядку с самого рождения. А по мере взросления режим постепенно меняют.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

автор публикации ( редакция сайта ) ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия» Ольга Кузнецова недавно публиковал (посмотреть все)

  • Режутся зубы у ребенка — 05.06.2020
  • Когда ребенка можно сажать в ходунки — 01.06.2020
  • Новорожденный плачет после кормления — 28.05.2020

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!

Рацион питания ребёнка в 1 год и 3 месяца и варианты меню

В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.

Фото: .com. iakovenko123.

Необходимые продукты

Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.

Молоко и его производные

Источник животного белка, витаминов и кальция.

Суммарный объём грудного молока или адаптированной смеси, кефира, йогурта и других молокопродуктов: 500 мл в сутки.

  • Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
  • Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
  • Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
  • Кефира или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания».

Каши

Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.

В рационе появляются содержащие глютен представители: пшеничная, овсяная, пшенная каша на молоке или воде (≈200 г).

Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины, затрудняющие всасывание кальция и витамина D.

Мясо

Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.

Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.

Овощи

Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.

Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.

Это капуста, кабачок, свёкла, морковь, тыква, томаты и огурцы.

Суммарное количество в день: 200 г.

Исключение — пюре из картофеля с высоким содержанием крахмала, которое дают не чаще 2 раз в неделю.

Фрукты и ягоды

Освежают, тонизируют, учат пережёвывать пищу, имеют богатый витаминно-минеральный профиль.

Свежие яблоки, груши, бананы дают в ниблере. Сливы, абрикосы, персики, вишни предлагают без косточек и кожицы.

Из ягод: малина, белая и черная смородина, клюква, брусника, черника, крыжовник.

В день 15-месячному ребёнку достаточно 100 г из фруктово-ягодной корзины.

Яйца

Диетический белковый продукт, источник незаменимых аминокислот и витаминов.

В детское меню допускаются только куриные и перепелиные яйца после термической обработки.

Норма: ½ куриного яйца (белок и желток) или целое яйцо перепёлки. Разрешается давать через день, увеличив количество в 2 раза.

Масло

Обеспечивает растущий организм витаминами A, E, D и ценными жирными кислотами.

Доля растительного масла — четверть от общего количества или 5–6 г в день, сливочного — 15 г.

Хлеб

В детском рационе лидерство за легкоусвояемым белым хлебом из муки грубого помола (40 г в день). Разрешается и до 20 г ржаного хлеба.

Напитки

Детскую бутилированную воду предлагают в некипячёном виде. Из других источников (колодца, водопровода, скважины) требует кипячения.

Организм ребёнка сам регулирует потребность в воде в зависимости от температурного режима и физической активности. Поэтому давать нужно по требованию.

Компоты, соки, морсы

Готовят из фруктов и ягод, типичных для места проживания, без добавления сахара.

Для компотов также подходят сухофрукты и плоды, замороженные впрок.

Продукты, которые дают нерегулярно

Субпродукты

Печень, язык, сердце — источники белка, витамина B12, железа, незаменимых аминокислот.

Тушённые с овощами субпродукты (50 г) или паштет заменяют одно мясное блюдо раз в неделю.

Рыба

Насыщает детский организм белками, жирными кислотами, витамином D, фосфором и кальцием.

Нежирные обитатели морей (минтай, хек, треска) ценятся за отсутствие мелких костей и паразитов.

Рыбное филе предлагают малышу 2 раза в неделю по 60 г. Его отваривают, тушат с овощами или перекручивают на фарш для котлет и тефтелей.

Макаронные изделия

Мелкую вермишель, рожки и маленькие звездочки из твердых сортов пшеницы дают не чаще 2 раз в неделю. Ограничение связано с высокой калорийностью и низким содержанием питательных веществ.

Отварные макаронные изделия подают в качестве гарнира с сыром или творогом, в объеме не более 100 г, используют для заправки овощных и молочных супов.

Не рекомендуются для детей с избыточным весом.

Сыр, сметана, сливки

Достаточно 5 г сыра в кашах, салатах или на кусочке хлеба.

Сметану или сливки по 10 г добавляют в готовые супы не чаще 2–3 раз в неделю.

Сладости

Изредка можно побаловать малыша сладостями с прилавков диетических отделов, в состав которых входит фруктоза: зефир белого цвета, пастила.

Хороший вариант — ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.

Учтите! Допустимая норма сахара: 35 г в день с учётом его содержания в других продуктах (молоко, каши, фрукты, овощи и пр.).

Соль

Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.

С дефицитом соли в возрасте до 3 лет прекрасно справляются овощи, фрукты, зерновые и мясо.

Возьмите за правило: давать малышу недосоленную (по меркам взрослого) пищу, не превышать допустимую суточную норму в 1,5 г, солить в конце приготовления.

Что давать нельзя?

В возрасте 1 год и 3 месяца запрещается давать малышу следующие категории продуктов.

С большим количеством жира (нарушает пищеварение и нагружает поджелудочную железу):

  • жирные сорта мяса (свинина, баранина, мясо утки, гуся), сало;
  • жареное, ассортимент фаст-фуда.

Раздражающие слизистую ЖКТ:

  • маринады, специи, приправы;
  • газированные напитки.

Содержащие повышенное количество соли:

  • полуфабрикаты, колбасы, солёные твёрдые сыры;
  • супы и вермишель быстрого приготовления;
  • соленья;
  • консервы;
  • сельдь;
  • солёные орешки, фисташки.

С экстрактивными веществами, вызывающими аллергию и нарушение функции печени и почек:

  • все виды магазинных бульонов, в т. ч. из грибов.

Сладости, провоцирующие кариес, нарушение углеводного обмена:

  • конфеты, шоколад, торты, кукурузные палочки;
  • сладкие промышленные напитки.

Сильные аллергены:

  • икра;
  • морепродукты;
  • коровье молоко;
  • мёд.

Можно ли годовалому ребенку красную икру.

Содержащие пищевые добавки, негативно влияющие на гормональную, нервную систему и органы пищеварения:

  • йогурт, творожки, мороженое;
  • кексы в упаковках;
  • майонез, кетчуп;
  • каши с ароматизаторами;
  • спреды и маргарин.

Можно ли есть с общего стола?

Трапеза за общим столом открывает перед малышом новые горизонты. Поведение взрослых служит примером для формирования пищевой культуры и вкусовых пристрастий, стимулирует интерес к пище.

Если члены семьи придерживаются принципов здорового питания, то ребёнку можно предложить на пробу блюдо взрослого стола.

Приветствуются инициативы: самостоятельно пить из чашки, пользоваться ложкой, брать руками кусочки фруктов и овощей, котлету, сырник и пр.

Не кормите вашего непоседу пищей, к которой детская пищеварительная система ещё не готова: острое и кислое, жареные и жирные блюда, щедро приправленные солью, специями и сахаром.

Комментарии специалистов

Детский диетолог, сотрудник Института питания РМАПО, Л. Титова указывает на частые ошибки, которые совершают родители при составлении меню для пятнадцатимесячного ребёнка.

  • Выбор обезжиренных молочных продуктов. В них мало холестерина, который в 15 месяцев необходим для синтеза гормонов и желчных кислот. Лучшая жирность для молока и кефира — 3,2%, сметаны — 15 %, творога — до 10 %, сыров — 50 %.
  • Приготовление супов на мясном или рыбном бульоне. Его экстрактивные вещества приводят к гиперсекреции пищеварительных ферментов, которые раздражают нежную слизистую, вызывают изжогу, отрыжку и воспалительные заболевания ЖКТ. Варите детские супчики только на овощном бульоне с последующим добавлением отдельно сваренного мяса. Это полезнее.

Педиатр, ассистент кафедры детских болезней медицинской академии Санкт-Петербурга, О. Майорова предупреждает о возрастающей частоте аллергии на белок коровьего молока. Если в семье искусственник, до 2,5 лет лучше использовать частично адаптированные смеси (с последующими формулами).

Новые продукты

Новая пища вводится в рацион ребёнка старше года:

  • в минимальном количестве (чайная ложка, маленький кусочек, щепотка);
  • в утренние часы;
  • с постепенным увеличением объёма до возрастных норм в течение 7–10 дней.

Это могут быть новые ягоды и фрукты, каши, напитки, белок куриного яйца.

При отслеживании реакции уделите внимание не только кожным покровам, но и работе кишечника. Нарушение стула и вздутие живота укажут, что к новому продукту детская система пищеварения не готова, и его нужно отложить минимум на месяц.

Режим питания

Остаётся принципиальным 5-разовый режим питания. Интервал в 4 часа позволяет усвоить съеденное ранее и создать оптимальные условия для переваривания следующей порции.

Кормление в строго зафиксированное время стимулирует закрепление пищевого рефлекса, выработку пищеварительных соков к определённому часу и появление аппетита.

Допустимая погрешность: 15–30 минут.

В течение дня ребенок должен получить 1200–1250 ккал, что соответствует 1100 г пищи.

На долю завтрака и ужина приходится по 25 %, обеда — 35 %, полдника — 15 %.

* Рекомендации усреднённые. Для маловесных или крупных деток действуют другие нормы, которые рассчитывает педиатр.

Про нехочуху

Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:

  • малоподвижность;
  • калорийные перекусы;
  • недомогание;
  • нежелание есть предложенное.

Отказ от еды — не повод насильно кормить малыша.

Детский врач Комаровский советует:

  • оставить за ребёнком право выбора;
  • временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
  • не повторяться в течение дня и по возможности недели;
  • соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
  • предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.

Переедание

Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.

Обычно переедание связано с попытками родителей добиться того, чтобы ребёнок съел больше.

Вред:

  • избыточный вес;
  • снижение физической активности;
  • сбои в работе пищеварительной системы;
  • нарушение микрофлоры кишечника;
  • снижение иммунитета.

Перекусы

Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.

Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать — нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.

Что предпринять:

  1. Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
  2. Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
  3. Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.

Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы.

Грудное молоко

Материнское молоко после года:

  • на 95 % обеспечивает витамином C;
  • помогает в переваривании пищи;
  • предоставляет иммунную защиту от инфекций.

Принципы приготовления пищи

Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.

Приоритетно приготовление на пару в пароварке или мультиварке. Приемлемый вариант — варка, допустимый — тушение.

Овощи для свежих салатов натирают на крупной тёрке, а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.

Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.

Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.

Яйца готовят только вкрутую, в виде паровых омлетов без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.

Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.

Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.

Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.

Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.

Правила:

  • выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
  • готовьте еду непосредственно перед подачей;
  • не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.

Составляем меню

Завтрак
Каши или овощные блюда 200 г
Творожное, рыбное, мясное или яичное блюдо 50 г
Чай 100 мл
Обед
Салат из свежих овощей 30 г
Первое 50 г
Второе (мясное или рыбное) 70 г
Гарнир (овощной или крупяной) 70 г
Компот или сок 100 мл
Полдник
Кефир или йогурт 150 мл
Печенье, сухарики или галеты 15 г
Свежие фрукты или фруктовое пюре 100 г
Ужин
Мясное с овощами, овощное, крупяное или творожное блюдо 180 г
Кефир или йогурт 100 мл
Свежие фрукты или фруктовое пюре 50 г
Перед сном
Грудное молоко или адаптированная смесь 200 мл

Развитие и режим питания ребенка в 1 год и 3 месяца имеют свои особенности. Малыш уже очень активен, интересуется окружающим миром, понимает слова родителей, выполняет простые поручения. Спит грудничок днем 1-2 раза. Рацион питания очень разнообразен. В меню имеются: мясо, рыба, хлеб, мясные супы, овощи, фрукты, а также другие продукты.

Оглавление
  • Физическое развитие
  • Что умеет ребенок 1.3 года
  • Распорядок дня
  • Сон
  • Прогулки
  • Спортивные занятия, игры
  • Гигиена
  • Питание ребенка в 1 год и 3 месяца

Физическое развитие

Для определения физического развития младенца в педиатрии используют специальные нормы (центили) роста, веса, окружности головы, груди.

Эти параметры помогают увидеть наличие отставания в росте, если таковое имеется.

Нормальные значения находятся в пределах 4 центиля. Если показатели измерений веса, роста и массы укладываются в этот коридор, то малыш развивается правильно и пропорционально.

Таблица норм по ВОЗ

Параметр Мальчики Девочки
Рост 74.1 — 84.2 см 72 — 83 см
Окружность головы 44.2 — 49.4 см 42.9 — 48.4 см
Вес 8.3 — 12.8 кг 7.6 — 12.4 кг

Если у грудничка имеются отклонения развития, это говорит о заболевании, недостаточном питании или других факторах, замедляющих рост.

К таким факторам относят:

• недоношенность;

• внутриутробные инфекции;

• гидроцефальный синдром (увеличение окружности головы, отставание в росте);

• перенесенные детские инфекции;

• патологии суставов;

• пороки сердца;

• болезни легких;

• перинатальное поражение центральной нервной системы;

• гипоксия во время вынашивания плода или родов.

Что умеет ребенок 1.3 года

Помимо физического развития педиатры на приеме смотрят нервно-психическое состояние. Врач собирает анамнез о навыках грудничка.

К основным умениям малыша относятся:

• пытается ходить без помощи родителей;

• ориентируется в пространстве, наклоняется, приседает, поворачивается;

• выполняет мелкие поручения, задачи: принести игрушку, показать предметы, собрать пирамидку;

• запоминает названия предметов, имена родителей, домашних животных, братьев, сестер, откликается на свое имя;

• может говорить несколько простых слов, жестикулирует, показывает на предметы, о которых хочет рассказать;

• просит пить или взять на руки, зовет куда-нибудь идти;

• реагирует на новых людей стеснением или плачем, узнает знакомых, бабушек, дедушек.

Малыш катает машинки, кормит из ложки игрушки, складывает, разбирает пирамидку, строит башню из кубиков, имитирует разговор по телефону.

Грудничок способен держать ложку, делать попытки самостоятельно кушать.

Есть также ряд познаний:

• знает формы мяча, кубика, чем они отличаются;

• определяет размеры предметов: большой, маленький;

• различает цвета, но не произносит их;

• знает, что если собрать высокую пирамидку из кубиков, она рассыплется, что игрушки падают со стола;

• понимает простые действия (кормление, укачивание игрушки, катание машины).

Грудничок после года запоминает, что перед сном обязательно нужно мытья, купаться, менять подгузник.

Если мама начинает делать эти манипуляции, малыш часто начинает капризничать, отказывается идти спать.

К 1 году и 3 месяцам можно уже приучать младенца чистить зубы, умываться.

Также разрешается обучать его собирать свои игрушки, складывать одежду.

Распорядок дня

Режим дня – это рациональное распределение времени на различные действия на протяжении суток.

Распорядок помогает правильно организовать отдых, физическую активность и питание малыша.

Жизнь по часам позволяет приучить младенца к режиму детского сада, сохранить здоровье, улучшить самочувствие.

Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ

Если распорядок дня не соблюдается, у малыша отмечается: сонливость, капризы, плохое настроение, задержка нервно-психического развития.

Распорядок дня:

Режим можно сдвигать на час раньше или позже в зависимости от предпочтений грудничка.

Сон

Спит младенец ночью до 10-11 часов, реже просыпается. Днем ребенок спит 2-3.5 часа. Укладывать в дневное время рекомендуется 1-2 раза.

Дневной отдых:

• Двухразовый (дневной+вечерний) – продолжительность одного сна – 1.5-2 часа;

• Одноразовый (середина дня) – длительность 3.5 часа.

Общая продолжительность сна за сутки составляет 13-14 часов.

Сон имеет большое значение для ребенка. Он способствует усвоению информации, полученной за сутки и повышению иммунитета.

Во время сна грудничок растет, за счет выработки гормона соматостатина.

Гулять необходимо каждый день 2 раза. Рекомендуемая температура для прогулок составляет:

  • зима – до -20ᵒ;
  • лето – до +30ᵒ.

Гулять следует только в парках, на набережных, аллеях, где не ездят автомобили.

Одевать грудничка нужно по погоде, чтобы он не вспотел или не замерз.

Перегрев или переохлаждение снижает иммунитет, ухудшает самочувствие, настроение.

Свежий воздух способствует насыщению мозга кислородом. Особенно полезно гулять детям с гипоксией или другими поражениями центральной нервной системы.

Спортивные занятия, игры

Во время игр младенец учится разговаривать, запоминать слова, артикуляцию.

Зарядка по утрам или днем позволяет укрепить мышцы, усилить кровоток в органах и тканях.

Рекомендуемые упражнения:

  • приседания;
  • ходьба вперед, приставным шагом, назад;
  • прыжки.

Полезен также массаж спины, рук, ног, живота. К 1 году и 3 месяцам разрешены более интенсивные занятия на фитболе.

На большом мяче осуществляются пружинистые движения и перекаты, гимнастика. Ребенку можно предложить заниматься с палочками, мячиками, легким грузом.

Днем или вечером во время игры ребенку предлагают кубики, пирамидку (не более 10 колец), колечки, большой конструктор. Обязательно во время активного отдыха дают задания: построить башню, принести игрушку, сходить к папе и так далее.

Во время игры можно давать разноцветные предметы (кубики, колечки). Грудничок должен раскладывать их по цвету.

Цвета и названия предметов обязательно проговаривает мама. Малыш при этом смотрит на движение губ (артикуляцию). Это стимулирует развитие речи.

К 1 году и 3 месяцам многие дети могут складывать большие пазлы или головоломки. Такие игры развивают мышление.

При покупке пазла или головоломки рекомендуется смотреть отметку на коробке: «1+».

После года грудничок пытается рисовать. Для этого используют карандаши, фломастеры, краски. До полутора лет дети любят рисовать руками.

Рисование развивает воображение, мелкую моторику, позволяет ребенку успокоиться.

Гигиена

Перед первым кормлением грудничка осуществляется умывание, переодевание, замена подгузника, усаживание на горшок.

Также гигиенические процедуры проводят по мере необходимости на протяжении всего дня. Вытирать руки и лицо малыш должен сам.

Перед ночным сном ребенка купают. Каждый день купание проводят в теплой воде без косметических средств.

Один раз за 7 суток осуществляется гигиеническая ванна с мылом. Если купать грудничка каждый день с мылом, кожа обезжиривается, сохнет.

Это нарушает микрофлору, приводит к заболеваниям кожного покрова.

Питание ребенка в 1 год и 3 месяца

Питание грудничка в 1.3 года 5-разовое. Временной промежуток между кормлениями составляет – 3-4 часа. Большие перерывы делать не рекомендуется.

Это приводит к нарушению пищеварения, повреждению слизистой желудка.

К 1.3 годам введены все основные продукты: овощные, злаковые культуры, мясо, рыба, молочные, кисломолочные изделия, яйца, фрукты.

Еду малышу необходимо готовить на пару, варить, тушить. Жарить пищу нельзя. Это спровоцирует развитие заболеваний пищеварительного тракта.

Жирная еда перегружает поджелудочную железу. В возрасте 1.3 года есть перечень ограничений по продуктам:

  • жирная рыба, мясо;
  • фаст-фуд;
  • острые специи, маринады;
  • полуфабрикаты, колбасные изделия;
  • сыр твердый;
  • газированные напитки;
  • вермишель, суп быстрого приготовления.

Нельзя давать грудничку селедку соленую, квашеную капусту и другие соленья, соленые орехи, очень жирные бульоны, грибы. Эти продукты нарушают работу почек.

Нельзя есть младенцу кондитерские изделия: конфеты, кукурузные палочки, шоколад, карамельки, торты. Не дают малышам креветки, икру и другие аллергенные морепродукты.

К аллергенным продуктам относится:

  • молоко коровы цельное домашнее;
  • мед;
  • йогурты с добавками;
  • соусы майонезные, кетчуп;
  • каши с добавками;
  • спред, маргарин.

Эти продукты также не желательно предлагать младенцу.

Меню ребенка в 1 год и 3 месяца на 1 день:

Время Состав
7:30 (завтрак) завтрак: каша овсяная со сливочным маслом и детским молоком, сок яблочный
10:00 (2 завтрак) чай с детским печеньем
12:00-12:30 (обед) суп куриный с картошкой, морковкой, пюре рыбное, огурец свежий, сок персиковый, хлеб
16:30 (полдник) кефир, детское печенье или печенье «Мария»
20:00 (ужин) паровая тефтелька говяжья, картофельное пюре, ряженка

Это примерный режим кормления. Каши, супы и другие блюда следует ежедневно менять, чтобы не возникло гиповитаминозов.

Перед составлением режима дня и меню ребенка, необходимо обратиться к педиатру. При расписывании распорядка дня следует учитывать предпочтения грудничка.

Если ребенок плохо переносит смену режима, нужно скорректировать его в ближайшее время, но постепенно.

  • Об авторе
  • Недавние публикации

автор публикации ( редакция сайта ) ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия» Ольга Кузнецова недавно публиковал (посмотреть все)

  • Режутся зубы у ребенка — 05.06.2020
  • Когда ребенка можно сажать в ходунки — 01.06.2020
  • Новорожденный плачет после кормления — 28.05.2020

Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.

Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!