Ребенок боится чужих людей

Что делать, если ребенок боится других детей

30 июля 2018 Аверьянова Света

Детские страхи – естественный элемент психологического развития от младенчества до подросткового возраста. И даже взрослым людям свойственны некоторые возрастные опасения. Для каждого этапа взросления характерны те или иные страхи. Преодоление их – ступенька в развитии социальных и коммуникативных навыков. Поэтому, если ребенок боится других детей, не стоит паниковать. Попробуем разобраться в причинах и рекомендациях.

Почему дети боятся друг друга

В каждом растущем человечке сокрыты не только его собственные выводы о внешнем мире, но и мнение старших членов семьи, влияние культуры, информация из медиаисточников. А еще унаследованный от родителей темперамент, несформированный характер и пока не слишком широкий жизненный опыт.

По какой причине именно ваш ребенок боится детей на площадках с песочницами и каруселями?

Проведите диагностику

Почему процесс вхождения в общество (социализация) и освоения его правил и норм общения (социальная адаптация) вызывают у некоторых деток затруднения? Социальные страхи в норме появляются в таком порядке:

  • На первом году жизни страшно отдаляться от мамы и оказываться в новой среде, посторонние люди вызывают явное опасение.
  • От года до трех почти все дети боятся одиночества, а с ним и темноты. Но мама и папа могут спасти от подкроватных монстров!
  • От трех до пяти лет вполне нормально бояться сказочных персонажей и их образов в реальности. Мальчики боятся сильнее, но перерастают страх быстрее.
  • В дошкольном возрасте – страх потерять родителей или получить от них наказание.

    В этот же период возникает новая коммуникативная проблема – страх перед животными, даже уже хорошо знакомыми, у девочек это часто более выраженно.

Выходит, что динамика детских опасений совпадает с основными кризисными периодами дошкольного детства: 1, 3, 7 лет. Поскольку границы кризисов каждого крохи очень индивидуальны, бояться он может и в 2, и в 4, и в 6 лет. Важно обратить внимание на то, в каких формах выражаются опасения и соответствуют ли эти формы нормам. Задайте сами себе несколько вопросов и попытайтесь разобраться:

  1. В любой ли обстановке проявляется реакция страха или только на детской площадке?
  2. Связано ли усиление или ослабление реакции с присутствием кого-то из взрослых?
  3. Не был ли тот, кого боятся, причиной конфликта или травмы?
  4. Как проходила социализация, посещал ли малыш ясли, детский сад, подгруппу в школе?
  5. Когда впервые возникла боязнь, как реагировали старшие?

Признаки страха

Страх – это острая эмоция, он обязательно сопровождается одним или несколькими физиологическими признаками:

  • общее беспокойство, дрожь, тремор рук;
  • внезапный плач и крик, которому не предшествовали демонстративные действия;
  • потеря ориентации в пространстве, растерянность;
  • расширенный зрачок, несвойственная ребенку мимика;
  • жалобы на головокружение, головную боль во время или после приступа страха.

Почему ребенок боится других детей, нужно выяснить у малыша в доверительной беседе. Но если тревожные реакции стали частыми, следует обратить внимание на психологическое здоровье чада, посетить детского психотерапевта и невролога.

Осторожность и боязнь – это норма, страх – устойчивая реакция. И ему нельзя давать переродиться в фобию!

Основные формы детских страхов

Если мы имеем дело именно с психологической особенностью возраста, то ее легко определить по закономерным формам поведения, вызванного страхом.

От 0 до 1,5

Испуг впервые возникает в первом полугодии жизни, а к концу первого года окончательно приобретает свои черты: вздрагивание, плач, крик, отмахивающие движения ручками и ножками, учащенное дыхание.

Такую реакцию могут вызывать звуки, смена освещения, чужие люди или ситуации, связанные с болью (появление врача). Боязнь других детей в конце первого года жизни или чуть позднее проявляется в «прилипании к маме».

Вариант нормы. Малыш может закрывать личико, отворачиваться от сверстников, проситься на руки. Здесь не столько страх перед другим ребенком, сколько страх потерять связь с мамой. И это нормально – развивается эмоциональная чувствительность и контакт с родными.

От 1 до 4

Контакт с родными продолжает формироваться и теперь, становясь более осмысленным. Ведущий страх – одиночество и его физический аналог – темнота. Формирующиеся чувства любви, нежности, жалости, сострадания, сочувствия с одной стороны и кризис самостоятельности с другой ставят малыша в неловкое психологическое положение.

В этот период на отношения со сверстниками большое влияние оказывает мнение старших, «хороший мальчик» обязательно станет другом, а «плохого» (по мнению мамы или бабушки) нужно обходить стороной и даже побаиваться.

Вариант нормы. Кроха отказывается от общения с детьми на площадке и просит папу или маму поиграть вместе под предлогом «Мне что-то не нравится этот мальчик».

Основная форма страха этого возрастного периода – избегание, иногда подкрепляемое выдуманными историями о том, как двухлетний «плохой» ровесник обидел или напугал.

От 3 до 6

В период, когда тенденции «Я сам!» наиболее активны в поведении чада, заставлять его с кем-то дружить совершенно бесполезно. Дружба – это чувство, которое должно сформироваться глубоко внутри. Страха по отношению к сверстникам в этот период обычно не бывает – трехлетки активны и общительны. Страхи могут сохраниться из предыдущего этапа, либо, если ребенок развивается чуть быстрее сверстников, на общении могут сказаться новые страхи: очень индивидуальные, абстрактные и фантазийные.

Вариант нормы. При попытке включить ребенка в игру вы слышите «Не хочу!» и «Не буду!» «Он плохой». Типичное поведение для кризиса 3 лет. Другая возможная преграда – отрицание дружбы с детьми другого пола.

От 5 до 8

Это самый боязливый возраст. Буквально все вокруг заставляет малышей испытывать тревогу: болезнь мамы, перестановка в комнате, страшные сны и сказочные персонажи. Особенности взаимоотношений с детьми-сверстниками проявляются либо в агрессивных действиях (обычно защитного характера), либо в форме привлечения внимания («Он меня обидел, накажи его!»).

К 7–8 годам страх перед одноклассниками уже не считается нормой. В этом случае следует разобраться, не было ли негативного опыта, педагогических проблем или нарушений процесса социализации.

Иные причины негативного поведения

В поисках причин коммуникативных затруднений нужно рассматривать не только истинный страх, но и другие возможные состояния, способные нарушать равновесие в настроении ребенка:

  • Необщительность (интроверсия) как черта характера, замкнутость, предпочтение самостоятельных игр. Эту черту характера нужно четко разграничивать с нарушениями аутичного спектра!
  • Подражание интровертным родителям.
  • Гиперопека, следствием которой стала гиперзависимость ребенка от родителей.
  • Страх есть, но это страх не перед другим ребенком, а перед самим фактом игры с ним. Бывает и такое!
  • Ошибки социализации, болезнь, строгие карантины – все это возможные причины несформированности коммуникативных качеств ребенка по возрасту.
  • Негативный опыт. Память места и ситуации довольно часто оказывает влияние на детское поведение.

    Важно как можно скорее рушить дурные стереотипы, утилизировать конфликты между малышами и формировать у них добрую память друг о друге.

Интересный факт. Девочки больше подвержены страхам в целом, и число взаимосвязей между разными объектами страха достигает максимума в 3–5 лет. Звенья мнимой опасности цепляются одно за другое, весь период проходит под знаком восклицания «Ой!» Старайтесь не ругать дочку, когда она снова начнет «истерить». Ребенку нужно помочь пережить возраст.

Проблема опекающих родителей

Все хорошо в меру. В том числе и родительская забота и опека. В возрасте до года ребенок нуждается в обеспечении в основном физиологических потребностей, тактильном контакте и речевом взаимодействии.

А в 3 года малышу уже необходима самостоятельность, возможность собственного выбора (пусть даже мнимого). К пяти важно сформировать умение разбираться в людях на уровне сверстников, выявлять плохих и хороших. Не стоит делать за ребенка всю сложную психологическую работу – это лишь затормозит его развитие в личностном и социальном плане.

Когда все наоборот. У детей, лишенных даже необходимого внимания, реакции на сверстников могут быть ровно такими же. Встреча двух малышей начинается и тут же заканчивается панически распахнутыми глазами, криком и желанием убежать с площадки.

Приглашайте гостей, ходите к ним сами, позволяйте детям общаться, учите их сотрудничать. Не бойтесь инфекций там, где их не может быть. Дети нуждаются в жизненном опыте, полученном ими самими. Дошкольники еще не способны учиться на чужих ошибках!

Застенчивые дети

Скромность и застенчивость – это качества характера. Они могут развиваться на основе «спокойной» генетики или же быть сформированы системой воспитания. В любом случае они не имеют ничего общего со страхом. Застенчивый ребенок боится детей на площадке, но это не настоящий страх, а защитная реакция. Малыш не тревожный, наоборот, он занял наиболее комфортную для себя позицию – бездействия и отстраненности.

Ничего плохого в том, что у застенчивого сына один-два дворовых друга. Если в остальном поведение маленького человека не вызывает опасений, просто дайте ему возможность развиваться по его индивидуальному пути. Важно, чтобы присутствовали другие признаки комфортного психологического климата в семье:

  • Ребенка не ограничивают в творчестве и двигательной активности.
  • Отсутствуют телесные наказания, эмоциональные встряски и скандалы.
  • Ребенок послушен, не доставляет хлопот в быту, умеет все, что должен уметь по возрасту.
  • Он проявляет интерес к другим детям, спрашивает об их поведении. Наблюдает, делает выводы и задает вопросы.

Возрастные страхи днем и ночью

Биологически страх – это способ предотвратить опасность, он всегда предшествует знакомству с новыми предметами, их вредными или опасными качествами. Страх перед общением – тоже своеобразная защита, позволяющая ребенку со стороны присмотреться, оценить будущих друзей.

Страх не считается нормой, если выводит малыша из эмоционального равновесия, слишком часто проявляется или влечет негативные последствия для здоровья.

Родителям, чтобы проследить, откуда тянется причина трудностей в общении у их детей, полезно знать обо всех нормальных и отклоняющихся детских страхах. Для удобства будем пользоваться таблицей.

Возрастной период Нормальные страхи Глубинные механизмы боязни Примечания, рекомендации, советы
1 полугодие Первичные реакции испуга у новорожденного Свет, звук, перемена положения, переворот вызывают биологически закономерную реакцию – привлечь внимание мамы. В основе лежит инстинкт. Младенец должен обеспечить безопасность своей жизни.
Совсем без этой реакции невозможно вырасти психологически целостным человеком, но, чтобы сократить количество испугов, родителям нужно быть более плавными и предусмотрительными.
7–8 месяцев Незнакомые люди Ребенку нельзя терять связь со своей матерью – она гарант его жизни и здоровья. Маме желательно не пытаться раньше времени отлучить малыша от груди или приучить к няне. До года-полутора мама должна быть рядом и обеспечивать эмоциональный контакт. В полтора годика наступает более благоприятный момент для появления няни.
1 год Опыт отрицательных ситуаций.
Страх разлуки с матерью.
Пугающие ситуации – угроза благополучию.
Мама – по-прежнему гарант исполнения всех потребностей.
Самый яркий пример – ребеночек в годик боится уколов и кабинета врача.
Переучивание к бабушке или няне должно быть постепенным, маме нельзя резко исчезать из будней годовалого младенца.
2 года Чужие люди Защита становится более осознанной. Двухлетка начнет плакать, если чужой человек попытается усадить его на колени в транспорте или поведет за руку от мамы. Объясняйте ситуации, подготавливайте малыша! К садику нужно тоже привыкать постепенно.
3 года Страшные сны,
сказочные персонажи,
замкнутое пространство.
Все связаны либо с наказанием, либо с утратой позитивных образов родителей. Бесполезно убеждать ребенка в нереальности сна или персонажа. Нужно помогать ему справляться со страхами. Что сделалось смешным, не может быть опасным — ищите вместе с ребенком такие черты в страхах.
4 года Одиночество Страх существует как сам по себе, так и может быть продолжением процесса, запущенного в 7–8 месяцев. Максимально наладьте отношения в семье, установите равновесие между отцовским и материнским воспитанием, старайтесь поддержать кроху и научать его самостоятельности.
5 лет Смерть (своя)
(а также страхи, продиктованные инстинктом самосохранения: высоты, глубины и т.д.)
Вариации на тему смерти могут касаться и самого детеныша, и его родителей. Почемучка задает много вопросов и нуждается в объективных, честных ответах, доступных для его понимания, чтобы постепенно научаться жизни.
6-7 лет Смена правил (сад – школа), страх ошибки Подготовка к школе, режим, навязанная ответственность создают тревогу «справлюсь ли я». Потребность в дружбе вступает в конфликт с чувством долга, которое пока еще недостаточно зрелое. Актуален и страх смерти. Может быть причиной ночных кошмаров и школьной застенчивости.
7-9 лет Страх смерти родителей.
Страх стать «плохим».
Инстинкт самосохранения перестает создавать страхи, теперь они имеют социальную природу.
Потребность в одобрении со стороны окружения заставляет малыша тревожиться.
Важно пояснять условия, при которых все останутся живы и здоровы: безопасность забота, исполнение правил.
Формирование воли и совести – интересный и сложный процесс. Родители должны быть тактичны в порицании, а дитя – понимать, что его любят безусловно.

Формируем навыки общения

Старайтесь избегать отрицающих конструкций. Убеждайте на своем опыте или приводите яркие примеры:

  • Ты же знаешь, что Баба-яга в молодости была очень красивой? Просто сейчас она стала старенькая, мало ухаживает за собой, никто о ней не заботится, она живет одна и все время злится на весь мир. Поэтому и выглядит так страшно. Но на самом деле она очень несчастная (взываем к сочувствию)/задорная (покажите песенку из мультфильма «Летучий корабль»)/умная (прочитайте отрывок из сказки, где Яга дает советы путникам).
  • А я в детстве тоже боялась других деток, и папа боялся.

    Но мы же с папой подружились и стали семьей! А представляешь, если бы мы так и сидели, как буки, по разным углам? (эмоции, мимика и настроение родителей в таких диалогах – основная действующая сила).

Если страхи ребенка вписываются в возрастные нормы, а редкие проявления боязливости не нарушают покой и сон семьи, то родители вполне способны самостоятельно справиться с психолого-педагогической задачей:

  • С младенцем проводите больше времени, не чуждаясь тактильного и эмоционального контакта.
  • С младшим дошкольником разыгрывайте кукольные ситуации, в которых побеждает добро и умение вести диалог.
  • Пятилетке прочтите сказки о дружбе и команде. Присядьте на лавочку в стороне и наблюдайте за игрой ровесников. Укажите, что вон тем деткам очень весело. А вот эти нашли что-то интересное и вместе изучают.
  • Посетите групповые занятия детей с психологом (предварительно специалисты дадут консультацию и помогут подготовить малыша).
  • Хвалите и мотивируйте к общению, но не заставляйте отдавать игрушки или целовать «недругов». Действуйте постепенно и радуйтесь вместе каждому новому шагу.
  • В борьбе с негативным опытом прошлого постарайтесь превратить воспоминания о ситуации в нейтральное или смешное событие.
  • Позвольте бояке общаться с ребятами помладше, которых он может чему-то научить и стать среди них лидером.
  • Исключите тревожные мультфильмы, ужастики, мистические истории и пугание Бабаем.
  • И поддерживайте, поддерживайте! Интересуйтесь, обсуждайте в позитивном ключе, сравнивайте вчерашние успехи с сегодняшними.

    «Ты сегодня играл с детками больше чем вчера, тебе понравилось? А в какую игру вы играли?»

Не совершайте эти ошибки

Самая большая ошибка родителей – наказание за страх. Особенно этим «грешны» папы, которые либо стыдят детей, либо угрожают «Иди и сделай это, иначе я тебя накажу». Никогда не пытайтесь оставить ребенка один на один с его страхом: запереть в темной комнате, бросить в воду, посадить на высокую ветку. Такие экстремальные методы даже взрослых способны сломать!

Запрещены в борьбе с коммуникативными барьерами:

  • Очная ставка один на один со страхом: «Иди, играй с детьми. А то сейчас уйдем домой!»
  • Акцент на проблеме, прямое указание и негативное отношение к ней: «Ты так их боишься, что готов отказаться от прогулки!»
  • Угрозы и наказания: «Я тебя накажу/лишу чего-то, если ты не пойдешь сейчас на площадку».
  • Унижения и оскорбления за проявление опасения: «Ты такой жалкий, когда боишься. И было б чего!»
  • Разрыв эмоциональной связи с ребенком одного или обоих родителей: «Ну и сиди один. Не хочу с тобой общаться. Трус!»
  • Излишняя опека и неверные оценки ситуации со стороны матери или бабушек: «Тут какие-то злые дети. Пойдем-ка погуляем без них».
  • Родительская невнимательность в 1–2 года может стать причиной развития выраженных расстройств аутичного спектра к 3–4 годам!

Повод для профессиональной коррекции

Если время идет, меры принимаются, а прогресса нет, пора обратиться к специалистам. И тем более это нужно сделать, если появились признаки развития тревожности и невроза:

  • снижение аппетита, ухудшение сна;
  • сбои в режиме сна, бодрствования и туалета;
  • паника и истерика при приближении к детской площадке или отдельным детям;
  • тремор рук и подбородка, тики;
  • ночные кошмары, потливость, энурез;
  • присоединение других страхов;
  • частые истерики, капризы, агрессивное поведение.

Несмотря на то, что взрослые когда-то были детьми, они зачастую недооценивают, насколько мучительными бывают детские опасения перед окружающим миром. В мире детей царствует фантазия, наделяющая чертами людей неживые предметы. От родителей зависит то, как воспримет малыш скрип старого шкафа: как кряхтение немощного старичка или рычание грозного монстра. Опасения и боязнь не ходят по одной. Они всегда следуют цепочкой. Поэтому борясь с коммуникативными сложностями, проводите профилактику комплексно.

Если страх перед сверстниками настолько велик, что парализует ребенка при каждой новой встрече, это нельзя оставлять без внимания, надеясь на то, что «перерастет», «еще маленький». Однажды сформированный и непобежденный страх может перерасти в фобию или стать причиной развития патологических черт характера, серьезных коммуникативных нарушений.

Придерживайтесь общепедагогических рекомендаций в воспитании. Откажитесь от психологических экспериментов и советов посвященных мамочек. Любую информацию и рекомендации пропускайте через призму индивидуальных особенностей своей семьи и важнейшей ее части – маленького человечка, которому страшно.

Рекомендуемая литература

  1. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью.
  2. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.
  3. Научно-методический центр им. Л.С Выготского. Сказка о тебе и о других.
  4. Брокет З., Шрейбер Г. Целительная сила сказок.
  5. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3–6 лет.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_boitsya_drugih_detej.html

Почему ребёнок боится чужих людей: советы родителям

Страх — естественная эмоция, которая проявляется в зависимости от ситуации, в которую попал человек. Американские психологи выдвигают теорию, что новорождённый кроха не знает, как это бояться чего-либо. Только с возрастом, когда он начинает познавать окружающий мир, знакомиться с новыми предметами и явлениями, людьми, животными появляется ощущение опасности и страха. Одним из самых распространённых является проявление недоверия и боязни к чужим людям, чаще взрослым, чем детям. Иногда ситуация становится настолько серьёзной, что малыш начинает плакать при виде родных, например, папы или бабушки, дедушки. Специалисты уверяют родителей, что это возрастная особенность и со временем кроха её перерастёт. Но рекомендуют взрослым прислушаться к некоторым советам, чтобы легче и быстрее справиться с ситуацией.

Проявление боязни чужих людей

Каждый ребёнок — индивидуальная личность, поэтому и этапы развития малыши проходят по-разному. Ближе к году, месяцев с 7–8 у детей происходит большой скачок в психоэмоциональном плане. Именно в этом возрасте у ребёнка появляется настороженность к другим людям, помимо мамы и тех, кого он видит регулярно. Психологи объясняют, что ребёнок очень зависим от родителей, особенно от мамы. Он знает её голос, как она выглядит, умеет различить по запаху. Далее в списке родных людей стоит папа.

Некоторые пары жалуются, что дети не воспринимают отца и не хотят идти на руки. Это связано с тем, что кроха не часто видит второго родителя. Например, мужчина много работает и не может уделить достаточно внимания ребёнку. А малыши очень быстро забывают не только события, но и лица. Именно поэтому младенец может настороженно относиться к папе. Стоит некоторое время чаще проводить с крохой: купать его, гулять, менять подгузник, переодевать и малыш привыкнет и перестанет бояться.

Бабушек и дедушек, друзей семьи, крестных и других людей, которых ребёнок видит довольно часто, он не воспринимает как угрозу и спокойно относится к их присутствию. Но стоит сделать перерыв — он забудет их и в следующую встречу может отказаться идти на контакт.

Медики объясняют родителям, что страх к чужим людям — самый первый, который испытывают младенцы. У каждого ребёнка он может проявляться в разном возрасте, но начинать опасаться других взрослых дети начинают с семи — одиннадцати месяцев. Такая ситуация может продолжаться до двухлетнего возраста.

Таблица: причины появления страха в разном возрасте

Возраст ребёнка Почему малыш начинает бояться
7 месяцев — 2 года Страх обусловлен тем, что малыш боится потерять маму. В этом возрасте только с ней он чувствует себя в безопасности. Сейчас младенец воспринимает мать не только как источник получения пищи, но и как защиту, успокоение, комфорт. Как только женщины долго нет рядом, ребёнок может не просто плакать, но и истерить, ведь он не понимает, что мама скоро вернётся. Объяснения в этом возрасте не помогут, действенным может быть только мамино присутствие. Поэтому ребёнок воспринимает любого взрослого, которого не знает и не видел ранее как потенциальную угрозу. В подсознании крохи чужой мужчина или женщина может забрать его у матери, или самого родного человека у малыша. По мере взросления дети перерастают этот страх и начинается этап социализации.
2 — 4 года Если до двух лет боязнь чужих людей медики считают нормой, то проявление страха старше этого возраста — уже проблемой, которую необходимо решать. Малыши могут относиться с настороженностью к посторонним, но не должны закатывать истерики при виде незнакомца. Если у ребёнка вызывает ужас один вид взрослого человека — это повод обратиться к неврологу и психологу. Медики объясняют, что страх может сохраняться на подсознательном уровне, например, в раннем детстве были случаи, когда кто-то сильно обидел ребёнка или причинил ему физический вред. Поэтому подсознание на интуитивном уровне старается защититься от пережитых негативных эмоций. Если родители вовремя не будут помогать малышу справиться с этой ситуацией, она может перерасти в фобию и вызывать определённые сложности во взрослой жизни.
старше 4 лет Ребёнок старше четырёх лет — уже сформировавшаяся личность с развитой способностью анализировать и делать определённые выводы. Поэтому дети не должны истерить и плакать при виде чужого человека. Они могут не захотеть общаться с незнакомцем, но ведут себя адекватно в любой ситуации. Если малыш панически боится людей в этом возрасте, это может быть связано с психологическими травмами в прошлом или настоящем. Часто причиной является физическое насилие, тогда срабатывает инстинкт самосохранения и мальчик или девочка проявляют страх ко всем людям, которые теоретически могут причинить им вред. В данной ситуации помочь может только психолог или психиатр.

По мнению специалистов, дети чаще боятся мужчин, ведь женщины напоминают им маму. Особенно пугают крох мужчины с бородой и усами, они выглядят более устрашающе. Некоторые малыши некомфортно себя чувствуют в местах большого скопления людей: у них начинается паника и истерика. Это связано с тем, что дети инстинктивно чувствуют опасность, например, что люди заберут их от мамы.

Отдельным пунктом психологи выделяют боязнь врачей. Этот страх нередко остаётся и у взрослых людей, например, паника во время визитов к стоматологу. Такие чувства у ребёнка возникают из-за того, что он опасается возможной боли, которую может почувствовать во время проведения процедуры.

Чтобы избежать истерик в кабинете врача, родители должны подготовить кроху к приёму: терпеливо объяснять процесс проведения процедуры или осмотра и не кричать на ребёнка

Что делать, чтобы ребёнок перестал бояться: советы психологов

  1. Быть спокойными. От родителей зависит многое. Например, они могут своим поведением ещё больше усугубить ситуацию, а могут сделать так, что кроха успокоится и начнёт воспринимать незнакомых взрослых нормально. Специалисты настаивают, что не нужно нервничать и переживать в присутствии малыша. С рождения у младенца и матери сильная эмоциональная связь, поэтому если женщина будет спокойна, те же эмоции будет испытывать и ребёнок. В любой ситуации стоит держать себя в руках и не паниковать, чтобы не давать повода крохе расплакаться ещё больше.
  2. Знакомить малыша с чужими взрослыми постепенно. Конечно, маме тоже нужно свободное время, у неё могут быть дела. И не всегда получается оставить кроху с папой или бабушкой. Например, сегодня очень популярны няни. Но главная ошибка родителей — в первый же день знакомства оставить кроху с незнакомым человеком и уйти. Это слишком большой стресс для младенца, поэтому необходимо в течение нескольких дней настраивать ребёнка и знакомить его с новыми людьми.

    Когда мама подходит к незнакомцу и общается с ним, малыш замечает, что самый родной человек никуда не уходит, спокоен и вежлив. Постепенно он начинает присматриваться к взрослому, проявлять доверие, а затем и спокойно общается с ним. Главное в этом вопросе — не спешить.

  3. Не заставлять ребёнка. Даже самые маленькие дети по-разному относятся к людям. С одними они идут на контакт практически сразу, а к другим относятся настороженно или начинают плакать и бояться. Задача родителей не форсировать события. Не стоит заставлять кроху подходить к незнакомому человеку и общаться с ним. Особенно если ребёнок плачет, нельзя отдавать его в руки другому взрослому. Так можно ещё больше усугубить ситуацию и кроха станет паниковать при виде других людей.
  4. Показывать, что общение не страшно на своём примере. Отличный вариант, держать кроху на руках у мамы, при этом общаясь с незнакомым малышу взрослым. Ребёнок чувствует себя в безопасности рядом с родителем и видит, что мама улыбается, смеётся и спокойно себя ведёт с чужим человеком. Такое поведение самого родного человека своеобразный сигнал, что бояться нечего и можно расслабиться и присмотреться к новому другу.
  5. Пересмотреть своё поведение. Нередко причиной появления боязни становится гиперопека: мама не доверяет своего кроху никому, даже папе, бабушке или дедушке. Она находится с ребёнком двадцать четыре часа в сутки, не разрешает другим детям или взрослым взять малыша на руки и поиграть с ним. Из-за этого у младенца формируется искажённая модель восприятия окружающих: он думает, что они враги, которые могут забрать его у мамы. Психологи утверждают, что крохе необходима социализация, поэтому общение с людьми крайне важно.
  6. Придерживайтесь режима. Дети чувствуют себя спокойно, когда всё идёт по плану, так, как они привыкли. Поэтому в период знакомства с другими взрослыми не стоит кардинально менять установленный распорядок дня, питания и прогулок. Любая перемена — стресс для крохи, который может негативно отразиться в момент нового общения.
  7. Не ругать и не стыдить ребёнка. Это одно из главных правил, ведь для малыша важна поддержка и понимание родителей. Стоит быть терпеливыми и не обзывать кроху, не называть его трусом и плаксой. Наоборот, нужно поддержать его, попытаться объяснить, что бояться нечего и мама всегда рядом, готова помощь и не дать в обиду своего сына или дочь.
  8. Проиграть ситуацию на примере. Можно рассказывать ребёнку истории из своей жизни о том, как мама или папа боялись, а потом перебороли страх и все прошло хорошо. Если такого не было на самом деле, можно и придумать рассказ. Главное — донести смысл до малыша. А также психологи рекомендуют ролевые игры в качестве средства в борьбе со страхом. На куклах или других игрушках можно показать, как герои начинают общаться с новыми знакомыми и не боятся их.

Психологи категорически запрещают ругать детей: это не приведёт к положительным результатам, а только ухудшит ситуацию

Родителям на заметку: чего не нужно делать, чтобы не вызвать у ребёнка ещё больший страх

Иногда мама или папа сами виноваты с том, что малыш никак не может справиться с боязнью и не хочет идти на контакт с незнакомыми людьми. Поэтому специалисты обращают внимание на некоторые моменты, которых необходимо избегать:

  • как только кроха начинает плакать, мама сразу уходит подальше от незнакомого для малыша человека и больше не подходит к нему. Это неправильный подход, так ребёнок не привыкнет к тому, что нужно общаться с другими взрослыми, а будет думать, что стоит ему заплакать и внимание матери снова полностью сконцентрировано на нём;
  • родители начинают сами нервничать: такое часто бывает, когда к малышу подходит другой человек. Тон мамы меняется, она заметно нервничает и эти эмоции ощущает ребёнок. На подсознательном уровне кроха улавливает связь: чужой человек — опасность, а потом проявляется страх перед всеми незнакомыми людьми;
  • мама и папа заставляют малыша общаться с чужими несмотря на слезы и нежелание с его стороны. Такие кардинальные методы не принесут желаемого результата, а только станут причиной психологической травмы у малыша;
  • наказывают ребёнка за нежелание общаться со взрослыми. Этого категорически нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию и не дать перерасти небольшому страху в фобию.

Ещё одной ошибкой родителей становится полное отрицание проблемы. Многие мамы и папы уверены, что в постоянных истериках нет ничего страшного, однако это неверное утверждение. Да, проявления страха — это нормально, но и оно бывает разным. Например, когда кроха на улице бежит к родителям при виде незнакомца — это норма, а вот ужас, паника, сильнейшие истерики при выходе на улицу, где ходят другие люди — это повод обратиться за помощью к психологу.

Специалисты обращают внимание на то, что полное отсутствие страха у ребёнка до двух лет также не считается нормой. Например, если малыш в возрасте 1–2 лет спокойно идёт к незнакомцу, начинает общаться с ним и может даже уйти за чужим мужчиной или женщиной, не обращая внимания на родителей и не проявляя настороженности и опасения, стоит проконсультироваться с неврологом и психологом.

Видео: как бороться с детскими страхами

Отзывы: мнение и опыт родителей

У нас ещё хуже было. Юля могла целый день просидеть одна у себя в комнате, когда у нас гости, ни с кем не общаясь. А если с ней пытались заговорить — игнорировала!!!! После 3.5 прошло.

Я бы сказала, это очень здоровая реакция. Ребёнок, который позволяет другим людям трогать себя, как и когда им это вздумается, в психологическом плане не совсем зрелый. Девочка все равно ещё не до конца понимает, для чего нужен врач и почему он дотрагивается до её тела. Ребёнок и не должен допускать каждого встречного в зону личного пространства. Это вы знаете, с какой целью врач все это делает, а она нет.

Мы столкнулись с данной проблемой в 1 год, Ксюша даже с детьми не хотела общаться, боялась врачей очень сильно, закатывала истерики. Записали в школу раннего развития, стало лучше, затем пошли в садик, стало ещё лучше.Сейчас , после просмотра мультфильма про Айболита мы практически перестали бояться врачей, каждый раз говорим что идём к Айболиту. Сейчас дочке 2 года 9 месяцев.

Здравствуйте! Нашей Ксюше уже 4,5 года. Ходит в садик. «Дикость» прошла только к 2,5 годам. Я поняла только одно: ребёнок страдает от этого больше чем Вы. Поддерживайте его, иначе он думает что его не любят! На народ вокруг наплевать, пусть реагируют как хотят. Не заостряйте на ребёнке внимания, и других предупредите пусть ведут себя так, как будто ребёнка нет с вами. Это Ксюшу успокаивало. Не давите на него. Понаблюдайте к чему ребёнок проявляет интерес и присоединяйтесь сами к игре. Ксюша наша растёт ОЧЕНЬ общительной. Разговаривать начала в 2,5 предложениями. Теперь просим помолчать

На протяжении первого года таких «кризисов» может быть несколько. Начинается всё приблизительно с 3–4 месяцев, когда малыш начинает различать своих и чужих. Потом в 7–8 месяцев начинает понимать, что такое расстояние, и боится, что мама может уйти и оставить его. А ближе к году понимает, что мама и он — разделимы, что тоже может сопровождаться капризным, тревожным поведением. Для всех этих периодов рецепт один — будьте рядом с малышом. это не капризы, а действительно важная стадия развития. Носите на ручках, будьте в поле зрения, отвечайте на его страх — ласковым словом, жестом, поцелуем. Наградой вам будет доверие и улыбка со стороны вашего малыша — что может быть лучше для мамы.

Проявление страха перед чужими людьми — нормальное явление. В возрасте с семи месяцев это один из главных показателей нормального психоэмоционального развития ребёнка, которое означает, что малыш начал различать своих родных людей и незнакомых. Боязнь обусловлена чувством опасности, что мама может уйти и оставить его с незнакомцем. Родители в состоянии помочь малышу преодолеть боязнь и научить контактировать со взрослыми людьми. Нужно придерживаться советов специалистов и запастись терпением, чтобы ребёнок не чувствовал осуждения и недовольства мамы и папы. Для детей очень важна поддержка и понимание.

Вам понравился материал? Оцените, пожалуйста!

Отправить

«Мой ребенок боится чужих людей»

Психолог рассказывает, почему дети боятся малознакомых и чужих людей, как действовать родителям, и чего делать нельзя.

— Как Маша чужих боится, это просто ужас какой-то, — делилась мама Аня в очереди с подругой. — Если кто незнакомый ей хоть слово скажет, все! Истерика! Раньше еще ничего было, но становится все хуже и хуже. Гулять невозможно. В поликлинике мне за спину прячется и орет. Я как в клетке… А куда деваться-то, мне скоро на работу. Как она в сад пойдет, такая вот — не знаю… Недавно отмечали ей два, свекровь в гости пришла. Бабушка к Маше: «Родная моя!», а та от нее под диван и в слезы. Свекровь мне такого наговорила! Мол, я ребенка испортила совсем, как это так — дите родную кровь не признает! Она тоже хороша, «родненькая», полгода внучку не видела и еще бы три не приходила. Муж тоже говорит, что ненормально, что ребенок так чужих чурается. Что делать?

— А может, свекровь и права, — вмешалась соседка по очереди. — Нечего дочке потакать. Подумаешь, рева-корова. Когда Ваньке год был, он тоже чужих боялся. Это что за жизнь — ни с кем не встретиться, никуда не уйти. Я на его нюни внимания не обращала. Так ему и сказала: «Мне трус не нужен, я тебя тут оставлю». Отучился реветь как миленький. Оставь на полдня у свекрови, быстро бояться перестанет!

Спор разгорался нешуточный. Мама Аня готова была провалиться под землю. «Зря я, конечно, начала все это, да только у кого спросить? Кто прав?»

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо…» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Почему дети боятся чужих людей

Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».

По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.

Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.

Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:

  • Как давно ребенок боится незнакомых людей?
  • Когда это началось? После какого-то события, в определенный период времени? Или страх был всегда?
  • Поведение малыша при встрече с чужими всегда одно и тоже, или страх то усиливается, то ослабевает периодами?
  • Ребенок одинаково относится ко всем чужим? Или кого-то боится больше? Мужчин или женщин? Старых или молодых?
  • Как вы ведете себя, когда встречаете малознакомого человека? Какие истории, связанные с чужими, хранит ваша память?

Перечислим самые распространенные причины страха:

  • Прошлый опыт ребенка.
  • Особенности ребенка, данные от природы.
  • Ситуация в семье.

Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.

Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.

Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.

Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.

Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.

Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.

Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.

Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.

Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.

Что нельзя делать, если ребенок боится других людей

Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму… Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.

Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.

Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.

Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.

Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь. Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх.

Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится. Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая. Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».

Когда лучше обратиться за помощью

В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.

К психологу нужно обратиться в следующих случаях:

  • Боязнь чужих затрудняет жизнь ребенка и его семьи. Как в случае мамы Ани, ребенок не выходит гулять, его невозможно ни с кем оставить.
  • Малыш растет, но становится все более нелюдимым. После двух лет желательно проконсультироваться с психологом. После трех лет нужно показаться неврологу и психиатру.
  • Из-за страха перед чужими ребенок не может находиться в обществе. Общение с другими детьми и взрослыми важно для нормального развития. Если не исправить ситуацию, ребенок превратится в застенчивого подростка и нелюдимого взрослого.
  • Если после встречи с чужими малыш плохо ест, беспокойно спит.

Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:

  1. Успокоиться;
  2. Определить причину происходящего;
  3. Не ухудшать ситуацию неграмотными действиями;
  4. Подумать, нужна ли малышу помощь специалиста.

А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?

Автор статьи: Лагунова Елена Анатольевна

От 6 до 9 месяцев: боязнь чужих

Новые страхи и затруднения

Пришедшие друзья хотят поприветствовать вас и взять на руки малыша. Вы-то открываете им свои объятия, а малыш реагирует иначе: он крепче прижимается к вам и время от времени выглядывает из-за вашего плеча, посмотреть, здесь ли еще эти чужаки. Чем настойчивее вы будете заставлять малыша проявить приветливость, тем теснее он будет прижиматься к вам.
Ваш малыш испытывает то, что обычно называют «боязнью чужих». Это явление, как и близкий к нему страх остаться одному, — нормальное поведение детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Возможно, это защитная реакция, заставляющая детишек держаться поближе к дому (в широком смысле этого слова) в то время, когда развивающиеся двигательные навыки соблазняют их уйти подальше.

Боязнь чужих

Эта «болезнь» обычно возникает между 6-м и 12-м месяцами. Еще совсем недавно малыш охотно переходил с рук на руки, и вдруг эта «общительная бабочка» превратилась в «недоверчивую гусеницу». Теперь ребенок признает только ваши руки и может отталкивать даже близких родственников, которых недавно охотно признавал. Такое поведение нормальное, эта недоверчивость быстро пройдет, поэтому не вносите никаких изменений в свой стиль воспитания, а также не считайте, что ребенок нездоров. Даже самые здоровые и общительные дети могут проходить этот период боязни чужих людей.
Ребенок как бы меряет мир вашими стандартами и оценивает других людей — по вашей реакции на них. От того, как вы ведете себя, во многом зависит и поведение вашего малыша. Чтобы преодолеть замкнутость ребенка, нужно поощрять его к социальной открытости. Вот как мы советуем это сделать.

Общению нужно учить

Поприветствуйте приближающегося к вам человека улыбкой и начните оживленный диалог, сохраняя пока определенную дистанцию. Дайте ребенку время и возможность рассмотреть незнакомца и прочесть счастливое выражение на вашем лице. Основываясь на вашей реакции, малыш будет формировать свое собственное представление об этом человеке. Если чужак приятен для вас, он будет хорошим и для ребенка. Затем возьмите инициативу общения в свои руки. Сделайте как бы вводное замечание: «Посмотри на тетю Нэнси, она такая милая». Однако тете Нэнси лучше при этом не приближаться к вам. Начинайте сами постепенно сокращать дистанцию. Когда вы достаточно сблизитесь, возьмите ручку малыша и погладьте ею лицо тети Нэнси. Все это время не забывайте следить за выражением лица ребенка и языком его телодвижений, чтобы вовремя понять, когда приближаться, а когда подождать. Разъясните свою стратегию тете Нэнси, чтобы она не набрасывалась в бурном восторге на малыша. Такое же подробное объяснение (как важен правильный подход к ребенку в этот период) нужно своевременно дать бабушкам и дедушкам. Им это позволит сохранить родственные чувства, а вам — избежать длинной лекции о том, как вы избаловали собственного ребенка. Помогает такой подход ребенку и в общении с врачом.
Как поступать в более сложных случаях. Если ваш малыш очень боится посторонних людей, сделайте подготовительный этап к встрече с ними более продолжительным и искусным. Предупредите друзей об особенностях поведения вашего ребенка, причем помните, что это — элемент нормального развития детей и не старайтесь, сглаживая первое неприятное впечатление, выгораживать малыша. («На самом-то деле он очень хороший мальчик».) Договоритесь, чтобы ваш гость сначала, приходя к вам, уделял внимание одной из любимых игрушек вашего ребенка, например погремушке. Носите с собой эту игрушку и вытаскивайте при встрече, тогда малыш обрадуется ей, а заодно — и приближающемуся человеку.
Если малыш продолжает держаться отстраненно и по-прежнему обвивает вас, как плющ, посадите его к себе на колени и разговаривайте с посетителем, не привлекая к беседе ребенка и давая ему возможность освоиться, сидя на привычном для него месте.
Из дневника Марты: «Когда подходит кто-нибудь из знакомых, Мэтью начинает приветливо размахивать ручками, улыбаться и жестикулировать. Когда же входит незнакомый, Мэтью задумывается, словно размышляет, как надо реагировать. Иногда он откликается на заигрывания гостя, начинает весело улыбаться и что-то лепетать. Иногда как бы выжидает, какую игру ему предложат. В то же время при виде близких (папы, мамы или братика с сестричкой) он как бы автоматически приходит в оживленное состояние. Недоверие Мэтью к чужим выражается в том, что он внимательно разглядывает их с озабоченным лицом и как бы на мгновение замирает, словно проверяя, стоит ли вступать в контакт. Иногда я помогаю ему вступить в общение с чужим, но при этом зорко слежу, когда он не захочет больше оставаться на руках у другого человека. Обычно, если я улыбкой и жестами показываю, что все в порядке, и тот, кто взял малыша на руки, испытывает от этого удовольствие, все проходит хорошо. Но если Мэтью какимто образом чувствует, что что-то здесь не в порядке, он начинает капризничать. Еще несколько месяцев назад он всех подряд одаривал ангельскими улыбками, вызывая восторг и радость у незнакомых встречных. Теперь он стал не столь расточительным. Это заставляет меня предположить, что он задумывается над тем, почему улыбается. Когда он отвечает на приветствие чужого человека, улыбка очень медленно появляется на его лице. Он изучает незнакомца, переводит взгляд с него на меня и обратно, как бы проверяя мою реакцию. Иногда он мельком улыбнется кому-нибудь, но тут же зарывается лицом в мое плечо и возобновляет общение только после моих поощрений».

Страх одиночества

Боязнь остаться в одиночестве, как правило, начинает проявляться около 6 месяцев (когда малыш учится ползать) и сохраняется и может даже усиливаться с 12 до 18 месяцев (когда ребенок начинает ходить). Мудрые родители будут считаться с этой совершенно нормальной стадией развития малыша и постараются так спланировать свои дела, чтобы как можно больше быть вместе с ребенком. То, как малыш справится со своим страхом, во многом зависит от родителей.

Не слишком ли зависим ребенок?

«Наш 8-месячный малыш начинает плакать каждый раз, как только я кладу его в кроватку и ухожу в другую комнату. Мне кажется, что я вообще не могу отойти, чтобы не расстроить его. Мы очень близки, но не делаю ли я его слишком зависимым от меня?»

Нет! Вы делаете его лишь лучше защищенным, а вовсе не зависимым. Ваш малыш переживает страх одиночества. Это совершенно нормальное поведение и вовсе не вызвано тем, что вы сделали малыша чересчур зависимым от себя.
Наблюдая за 8-месячным Мэтью, занятым игрой, мы, как нам кажется, смогли объяснить, откуда берется страх одиночества и почему это совершенно здоровое явление. Пока Мэтью ползал по комнате, он поминутно оглядывался, наблюдаем ли мы за ним. Видя, что мы выходим из комнаты или не обращаем на него внимания, он начинает расстраиваться.
Будучи опытными наблюдателями, мы уже знали, что малыши ничего не делают без серьезных на то оснований. Нам показалось интересным, что страх одиночества достигает своего пика как раз в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Может, это своеобразная подстраховка? Ведь в этот момент двигательные возможности ребенка позволяют ему уползти далеко от родителей, а умственные способности развиты еще недостаточно, чтобы такой побег был безопасным. Тело малыша говорит «да», а его разум — «нет». Другими словами, страх одиночества как бы удерживает малыша.

Дайте ему понять, что все в порядке

Пусть вас не беспокоит перспектива воспитать ребенка чрезмерно зависимым от вас и нездорово прилипчивым. Все обстоит как раз наоборот. Зная, что вы рядом, малыш не будет испытывать страха одиночества, сможет увереннее чувствовать себя в окружающей обстановке и вести себя независимо. И вот почему. Предположим, малыш играет в комнате, полной странных игрушек и незнакомых детей. Он взывает к вам. Чтобы успокоить его, вы киваете ему и говорите: «Все в порядке». Успокоившись, он быстрее осваивается в непривычной обстановке, время от времени вновь поглядывая на вас и удостоверясь, что опасности по-прежнему нет. Присутствие человека, к которому ребенок сильно привязан (обычно это папа или мама, или кто-то из близких родственников), действует на него ободряюще. Он как бы получает поддержку и одобрение собственных действий. В этом случае он не боится незнакомой ситуации, а спокойно начинает осваивать ее. По мере того как малыш взбирается по лестнице независимости, он не перестает нуждаться в человеке, который бы поддерживал эту лестницу.
Как сделать, чтобы малыш не переживал, оставаясь один? Если он не может вас видеть, а умом пока не осознает, что вы где-то рядом, нужно поддерживать с ним контакт голосом. Это не только ободряет малыша, но и позволяет ему ассоциировать ваш голос с вашим воображаемым образом и успокоиться. До второго года жизни большинство малышей еще не владеют навыком воображаемого постоянства предметов и людей, т.е. в их памяти не восстанавливаются образы предметов и людей, которых в данный момент нельзя увидеть. Умение сохранять в памяти ментальный образ родителей позволяет малышу легче переходить от знакомых ситуаций и предметов к незнакомым.
Тесная взаимная привязанность родителей и детей усиливает независимость последних.
Процесс умственного развития ребенка легче понять, если сравнивать его с процессом звукозаписи — это наша теория глубокой бороздки. Чем сильнее привязанность в паре родители — ребенок, тем глубже зарубки в памяти малыша и тем проще попасть ему в нужную бороздку, когда возникает такая необходимость. Теории, широко распространенные некоторое время назад, уверяли, что при такой сильной привязанности к родителям ребенок никогда не сможет выбраться из такой бороздки (колеи), станет зависимым и не сможет действовать самостоятельно. Наш опыт и эксперименты демонстрируют совершенно обратное. В классическом исследовании, называемом «экспериментами в незнакомой ситуации», ученые изучали две группы детей (одна — «дети, сильно привязанные к родителям», другая — «дети, не привязанные к родителям»). Дети первой группы, т.е. те, у кого наиболее глубокие бороздки, проявляли минимум страха, когда их разъединяли с мамой, чтобы они в той же комнате поиграли в новые игрушки. Время от времени малыши, проверяли реакцию мамы на происходящее, чтобы убедиться, что все в порядке, и спокойно играли дальше. Поскольку детям не надо было растрачивать энергию на плач по поводу отсутствия мамы, они всю ее направляли на освоение новой игры. Когда такой ребенок оставался в одиночестве, он как бы искал равновесие между желанием продолжить игру и получить подтверждение мамы в том, что опасности нет.
Таким образом, присутствие рядом близкого человека поддерживает у малыша уверенность и чувство защищенности и способствует его независимости, доверию и спокойствию. В конечном счете это ведет к одолению такой важнейшей вехи развития ребенка на первом году жизни, как умение играть одному.

Почему ребенок боится других людей и что с этим делать

Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня мы поговорим, о том, что делать и как себя вести, если ребёнок боится незнакомых людей. В этой статье мы рассмотрим причины, которые могут вызывать подобные страхи, вы узнаете, какие ошибки можно совершить в подобной ситуации. Вам станет известно, как и почему малыш проявляет страх к незнакомцам в зависимости от возрастных периодов.

Почему ребёнок боится людей

  1. Один из самых распространённых вариантов, особенно в раннем возрасте – это страх, что маму украдут. Малыш ещё достаточно тесно к ней привязан, а когда появляется какой-то незнакомец, ребёнок не может знать, что он не причинит ей вреда.
  2. Усиливает предпосылки к боязни незнакомцев долгая разлука с мамой, в частности в ситуации, когда она заболела, и малыша от неё изолировали.
  3. Ребёнок в год боится чужих людей, потому как привык только к узкому кругу общения. Долгое время в его поле зрения находились родственники и никого чужого. Однако, если и они будут редко появляться, ребёнок тоже начнёт думать, что это чужие и будет их бояться.

У меня сложилась такая ситуация. Когда племяннице было меньше года, это не сильно бросалось в глаза. А когда исполнился годик, она перестала меня узнавать. Дело в том, что в гости я приезжала раз в две недели. И чаще Настенька общалась со мной по скайпу. Кстати, видя на экране, всегда узнавала. А когда я приезжала, то боялась и даже не хотела ко мне подходить. Потом, спустя пару часов, она всё-таки привыкала к моему присутствию и могла даже на ручки пойти. Сейчас ей почти три годика и такой проблемы нет. Хоть теперь мы живём ещё дальше друг от друга и в лучшем случае видимся раз в два месяца.

  1. В большинстве случаев ребёнок боится представителей мужского пола, особенно тех, кто явно отличается от родителей по поведению и темпераменту, в особенности от мамы.
  2. Возможно, ранее был случай, когда незнакомый человек навредил ребёнку, что-то не так сказал или сделал, или обидел маму, например. У малыша это осталось в памяти и поэтому он теперь так реагирует.
  3. Страх перед чужими может быть лишь этапом адаптации. Если малыш в 1 год боится незнакомого человека, в этом нет ничего страшного. Со временем ребёнок к нему привыкнет и перестанет бояться. А насторожиться стоит в совсем противоположной ситуации, когда ваш карапуз спокойно идёт на руки ко всем незнакомцем, без доли страха и сомнений.

Ошибки родителей

Довольно часто причиной того, что у малыша появляются страхи перед незнакомцами, оказывается неправильное поведение родителей. Какие же действия бывают ошибочными:

  1. При встрече с незнакомым человеком, мама может изменить интонацию разговора, а это в свою очередь насторожит ребёнка.
  2. Родители могут беспокоиться о том, что карапуз не сможет принять незнакомого человека. Ребёнку передаются эти переживания, и он начинает бояться чужого ещё до встречи с ним.
  3. Когда малыш не проявляет никакого интереса к новому человеку, а родители заставляют его с ним подружиться, да ещё пойти на ручки или показать свои игрушки.
  4. Некоторые родители, когда видят, что незнакомец не понравился малышу или чем-то его напугал, отводят ребёнка подальше и просят чужого человека не приближаться. Такое поведение неправильно повлияет на восприятие ребёнка, к тому же он почувствует, что мама может выполнить любую его прихоть.

В большинстве случаев страх перед незнакомцами проходит по мере взросления ребёнка. Хоть бывают и такие ситуации, когда и взрослый человек замыкается в себе, не идёт на контакт, практически ни с кем не общается и не знакомится.

Возрастные особенности

Можно условно выделить три периода в жизни детей, когда у них просыпается страх перед незнакомцами, но обусловлены они разными факторами. Давайте рассмотрим их поближе.

  1. Возраст, приближающийся к годику (семь – восемь месяцев) и до двух лет. Основная причина страха – потеря мамы. Малыш с недоверием относится к чужим людям. Он сильно привязан к маме, не может без её заботы и тепла. В таком возрасте ребёнка вообще сложно надолго и без слёз оставить без мамочки. А когда ещё и неизвестный человек появляется – это пугает малыша. Но нужно понимать, что ребёнок перерастёт этот страх.
  2. Возраст от двух до четырёх лет. Большинство специалистов склоняются к мнению, что страх незнакомцев вплоть до двух лет — это вариант нормы, старше двух – отклонение. А значит, должно быть предпринято решение по устранению такой боязни. В этот возрастной период считается нормальным знакомство с опаской, насторожённостью, но не паника и истерика при виде незнакомца. В таком случае вам понадобится консультация невролога и, возможно, психолога. Не исключено, что в раннем детстве что-то случилось, что оставило отпечаток на всей дальнейшей жизни малыша и сидит теперь на подсознательном уровне, постепенно грызёт ребёнка. Именно поэтому крайне важна консультация психолога. Если вовремя не обратить внимания на проблемы подобного рода, у ребёнка могут начаться серьёзные проблемы в психоэмоциональном плане и ему будет тяжело во взрослой жизни.
  3. Дети старше четырёхлетнего возраста. В таком возрасте ребёнок уже не должен паниковать или нервничать при виде чужого человека. Малыш может просто невзлюбить незнакомца или не захотеть с ним общаться, но не более того. Если же ребёнок в таком возрасте буквально шарахается от незнакомцев, скорее всего причина в психологической травме и малыш чувствует угрозу от любого взрослого человека. Помочь тут в силах только психиатр.

Страх перед чужими детьми

Возможно, ребёнок с радостью собирается на улицу, берёт с собой любимые игрушки. Но, когда приближается к детской площадке, видит незнакомых детей, отказывается идти дальше. Чем же обусловлен такой страх:

  1. Ребёнок не знает, как себя вести с новыми детками.
  2. Карапуза смущает, как он будет играться своими игрушками в присутствии других деток.
  3. Малыш не знает, как завести разговор.
  4. Ребёнок волнуется, что у него заберут его игрушки.
  5. Он может не знать, что делать можно, а что нельзя в таком новом окружении.

Родителям необходимо подготовить карапузу к общению с незнакомыми детками. Вы ежедневно должны прокручивать ситуации, рассказывать ребёнку, как себя вести в песочнице и как можно поделиться с другим мальчиком машинкой или они просто смогут дружить. Так крохе не так страшно будет идти в новую компанию. А ведь с трёх лет деткам очень важно общение со сверстниками.

Как помочь малышу

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Могут потребоваться дни, недели, а то и месяца, пока ребёнок сможет перестать бояться незнакомца и примет его в свой круг. Главное, не торопите его, не подгоняйте процесс адаптации. Поймите, со временем малыш привыкнет к новому человеку и перестанет его бояться.
  2. Если карапуз боится родственников или, например, няню, покажите своим поведением, что это хорошие и близкие люди, им можно доверять.
  3. Практикуйте сказкотерапию. Можно показывать и мультфильмы о дружбе. Придумайте историю, в которой познакомятся два чужих человека или, например, кот и зайчик. Поверните историю, таким образом, чтоб малыш смог понять, что ничего плохо не произошло и герои подружились, и смогли весело провести время. Ещё лучше, если у вас есть наручные куклы. Вы сможете поставить целый спектакль, малышу будет интереснее за всем наблюдать, а изложенный материал окажется более доступным и понятным.
  4. Часто ребёнку помогает рассказ мамы или папы об их страхе, который был успешно переборот.
  5. Знакомьте ребёнка с чужими людьми (которых нужно подружить с малышом) заочно. Покажите карапузу фотографию вашей подруги, расскажите, как её зовут, опишите её характер, положительные стороны. Повторяйте это каждый день. Потом, пролистывая альбом, спросите, кто изображён на фотографии, наверняка малыш уже сможет вам ответить. Так ребёнку будет практически не страшно при личной встрече. Ведь, по сути, он уже знает этого человека.

Теперь вам известно, что может провоцировать развитие страха у детей. Прочитав статью, вы поняли, как необходимо бороться с детской фобией, и как помогать ребёнку в такой ситуации. Главное, не забывайте об ошибках, совершаемых, порой даже опытными родителями, чтоб вы лично не стали причиной развития страха перед незнакомцами.