Занятия для детей 3 лет

Чем занять 3-летнего ребенка дома?

Трёхлетний малыш успешно миновал ясельный возраст и теперь является младшим дошкольником. Это вполне самостоятельный маленький человек, который обладает яркой индивидуальностью, имеет своё мнение о многих вещах и может проявлять настоящую сообразительность и настойчивость в реализации своих идей. Это время, когда родителям уже не надо каждую минуту находиться рядом, чтобы контролировать своего сына или дочь. Нужно только знать, чем занять ребенка в 3 года дома, и создать ему соответствующие условия. В этом возрасте он вполне может занять себя сам пока мама занята своими делами.

Интересы трёхлетних детей

Основной чертой трёхлетнего малыша является его всё возрастающая самостоятельность, но это не должно пугать родителей. Если раньше ему требовалась помощь взрослых, в три года ребёнок всё пытается делать сам, и не стоит ему в этом препятствовать. Если начать опекать сына или дочь, скорее всего, они вырастут слабыми и неуверенными в себе людьми. Поэтому, по мере сил, необходимо поощрять такое стремление к самовыражению, а не давить авторитетом старшего.

К тому же, на это можно посмотреть и другими глазами – изредка проверяя, чем занимается драгоценное чадо, папа и мама могут позволить себе отдохнуть или заняться своими делами. Главное направить малыша в нужное русло, увлечь его чем-то интересным.

Жизнь трёхлетнего малыша по-прежнему проходит по определённому режиму, и так должно быть, чтобы он чувствовал себя комфортно. Исходя из того, что на прогулки уходит около четырёх часов, большую часть дня ребёнок проводит дома, где основным его занятием являются игры, через которые он продолжает свою познавательную деятельность.

Несмотря на то, что трёхлетка уже уверенно ходит и даже бегает, больше всего времени он проводит на полу, где может играть в ролевые игры, машинки или заниматься творчеством. Это вполне нормально, и совсем необязательно насильно усаживать его за стол или на диван для того, чтобы он занимался своими делами там. Важно, чтобы он чувствовал себя свободно, как физически, так и морально.

Читать еще статьи:
Как научить ребенка вытирать попу
Как подготовить ребенка к детскому саду
Как успокоить ребенка во время истерики: самые эффективные методы
А к его увлечениям придётся отнестись внимательнее, чтобы предложить что-то новое и полезное. Не помешает рассмотреть все виды игр, которые могут благотворно повлиять не только на разностороннее развитие ребёнка, но и на его личностные черты характера.

По опыту родителей самые увлекательные занятия для трёхлетних деток, это:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликации;
  • сборка конструктора, пазлов и мозаики;
  • сюжетные игры на фоне самодельных декораций.

Предоставив в распоряжение малыша комнату, некоторые вещи, можно помочь ребёнку создать свой собственный сказочный мир, заставить его испытывать новые незнакомые чувства, развивать свою фантазию и логику.

Конечно, многих взрослых интересует, какие занятия ребенку в три года нужны, и в какие игры он может играть самостоятельно. Ведь малыш уже начинает наблюдать за своими ровесниками, учится играть по правилам, а ролевые игры всё больше входят в его жизнь, в то же время ему также интересно строить свой город из деталей конструктора или создавать живописные полотна на бумаге.

Развивающие игры дома: видео

Играем вместе с 3-летним ребенком дома

Прежде всего, родителям надо понять, что игра для ребёнка необходима – таким образом, он обучается и невольно моделирует реальные события, а самостоятельная игра нужна, чтобы учиться справляться со сложностями, которые, конечно, в будущей жизни будут, и с ними надо уметь справляться. При этом игры должны соответствовать возрасту малыша. Что же можно предложить ребёнку в три года?

Ниже рассмотрим варианты, чем можно занять трехлетнего малыша дома.

Домашний театр

Все дети любят сказки и очень часто с удовольствием разыгрывают целые спектакли, используя различные игрушки и даже бытовые предметы. Можно поддержать эту тему и создать свой домашний театр. Персонажей также можно сделать собственными руками совместно с ребёнком – сшить кукол из цветных лоскутков, вырезать их из картона и раскрасить. Либо остановить свой выбор на пальчиковых героях, сшив небольшие фигурки, которые можно надеть на палец. Также малышу будет интересно самостоятельно сделать кукол из картона и наряжать их в бумажную одежду (как сделать бумажных куклу с одеждой + шаблоны для вырезания смотрите ).

Для того, что всё выглядело, как на настоящей сцене, придётся сделать занавес. Для сюжета можно выбрать любимую сказку ребёнка или что-то придумать самим. Для начала будет достаточно двух или трёх персонажей. Подготовленное представление показывают домочадцам или папе.

Показ моды

Девочкам – будущим модницам можно предложить поиграть в показ моделей. Для этого маме придётся достать много разных вещей – лучше выбирать более простые, такие как юбки, накидки, интересные головные уборы – дочка точно найдёт им применение, и может довольно долго щеголять в них перед зеркалом. Некоторые дети заигрываются до такой степени, что готовы даже сами создавать свои уникальные наряды, и здесь придётся поглядывать, чтобы в ход не пошли ножницы.

Ролевые игры

Чтобы развлечь трехлетнего малыша, порою достаточно предложить ему одну из ролевых игр, которая более всего ему по душе, ведь дети так часто подражают взрослым. Девочка может выбрать традиционные дочки-матери, игру в Доктора, Парикмахера или Продавца. Мальчик, наверняка захочет стать Космонавтом, Строителем или Супергероем. Конечно, для этого нужен подходящий реквизит, и об этом следует позаботиться заблаговременно, зная наклонности крохи.

Дискотека

Отличным вариантом является детская дискотека. Хорошая, ритмичная музыка поможет малышу потанцевать от души и вдоволь повеселиться. Хорошо, если в гости придут другие дети. Таким же образом можно организовать караоке или даже музыкальный конкурс, в котором будут участвовать взрослые и дети. Обязательно следует продумать специальные вознаграждения для детишек – небольшие игрушечные сувениры или конфеты вполне подойдут.

Лепка из пластилина

Для маленьких скульпторов идеальной станет совместная лепка. Необходимо купить качественный набор хорошего пластилина с большим количеством цветов. Ребёнку можно показать, как можно вылепить простую фигурку колобка, божью коровку, кота или зайчика, начинают обычно с самых простых фигур – пусть сын или дочь сделают круглый шарик, из него – блинчик, несколько занятий обязательно закончатся созданием детского шедевра, который надо выставить на самое видное место.

Игры с кинетическим песком

Игры с кинетическим песком (как его сделать самостоятельно мы писали в этой статье) могут надолго увлечь малыша, пока он строит замки из песка, наблюдает как он пересыпается из ручки в ручку (еще больше идей развивающих игр с кинетическим песком смотрите ).

Аппликация из цветной бумаги

Малышам в 3 года очень интересно создавать поделки своими руками. К примеру, можно вместе создать красивые аппликации из цветной бумаги и картона. На нашем сайте можете посмотреть примеры с пошаговыми фото-инструкциями: аппликация ёлочка, космическая аппликация, осенний лес, легкая аппликация скорая помощь, грузовик, домик, божья коровка, цыпленок.

Занятия по развивающим книжкам

Занятия по развивающим книжкам с интересными заданиями. Таких книжек сейчас продается много, мы же предлагаем ознакомиться с книгами серии «Школы 7 гномов», годовой курс которых можно бесплатно скачать для ознакомления. Выбираете возраст вашего малыша и ежедневно занимаетесь развитием.

Рисование

Занятие с ребёнком может быть не только развлекательным, но и полезным, а рисование – одно из любимых увлечений трехлетних детей. Существует несколько видов рисования, которые подойдут сыну или дочери в этом возрасте:

  • отпечатки ножек, ручек и пальчиков вызывают позитивные эмоции у всех малышей без исключения (для этого подойдут пальчиковые краски, сделанные своими руками по этому рецепту);
  • дорисовка деталей к маминым рисункам: к вазочке – цветов, к корзинке – фруктов, к домику – трубы и многое другое;
  • раскрашивание специальных книжек с сюжетами мультиков или сказок.

Новогодние поделки

Если время приближается к Новому Году, и родители не знают, чем занять ребенка 3 года дома, то лучше не придумаешь, как совместно украсить квартиру самодельными гирляндами (о том как делать гирлянды из бумаги читайте ). Сделать такое украшение не представляет особой сложности, зато малыш получит истинное удовольствие, участвуя в этом важном и увлекательном процессе. Взрослым потребуется заранее нарезать разноцветных полосок, а затем вместе с малышом соединить их, склеивая в колечки. Некоторые дети к этому возрасту уже отлично управляются с безопасными детскими ножницами и могут помочь в этом маме и папе.

Также в зимнее время года можно вместе сделать ледяные игрушки на уличную елку, цветные шары из льда или поделку-рукавичку.

Чем занять ребенка в 3 года дома пока мама занята: самостоятельные игры малышей

Безусловно, речь не идёт о том, чтобы избавиться от ребёнка, дабы взрослые могли отдыхать. Вопрос стоит несколько иначе. Если трёхлетний малыш так самостоятелен, почему иногда он не хочет играть сам, без руководства взрослых. Наверное, этому тоже придётся его сначала научить, и так, чтобы у него не возникало мысли о том, что он является обузой.

Учитывая то, что в этот жизненный период у него интенсивно формируется представление о реальном мире, к тому же, он испытывает непреодолимую тягу к любой творческой деятельности и его словарный запас достаточно расширен, ребёнку подойдут самые разные игры и занятия. В три года детей часто записывают во всевозможные развивающие группы, на уроки иностранных языков, в спортивные секции и на танцы. В домашних условиях с ними также можно успешно заниматься в игровой форме, и наиболее привлекательное для них занятие способно поглощать их целиком, заставляя быть усидчивыми и внимательными.

Конечно, в первую очередь, это различные настольные (напольные) игры:

Конструктор

Конструкторы являются одной из самых любимых игрушек малышей любого возраста и трёхлетки – не исключение. Привив любовь малыша к этому полезному развлечению, папы и мамы могут быть спокойны за умственное развитие своих деток и за их досуг даже без собственного присутствия. На первом месте стоит, конечно, Лего, эта игра не знает аналогов, и ей увлекаются даже некоторые взрослые.

Для трёхлетних девочек подходят такие серии, как Princess junior, Lego Friends, для мальчиков – Ninjago, магнитный конструктор Magformers, Сити. Отечественная аналогичная игра – Город мастеров, ничем не хуже знаменитого Лего, и также рассчитана на мальчиков и девочек. Есть и другие интересные игры данной категории – конструкторы Mega Bloks, Meccano или Знаток, знакомящий юных техников с основами электроники.

Пазлы

Не менее увлекательны для трёхгодовалых детей пазлы, например, «Моя ферма», «Кто где живёт» – 3D пазлы, «Лудаттика Город», «Ларсен драконы», «Ларсен динозавры Юрского периода».

Мозаика

Мозаики также незаменимы по своей пользе, поскольку способствуют развитию мелкой моторики, художественного вкуса и усидчивости. В эту же категорию можно включить всевозможные коллажи и аппликации. К тому же, мозаика выкладывается необязательно по образцу, и ребёнок может сам создавать новый узор, чувствуя себя настоящим творцом. Для трёх лет используют обычные игры с полем на ножках, магнитные доски или плоскость с дырочками для вставления фишек.

Судя по отзывам родителей, эти развивающие игры являются настолько любимыми детьми, что они, действительно, могут оставить родителей без внимания хотя бы на некоторое время.

Учим буквы

Разумеется, можно занять малыша чем-то другим. Многие мальчики и девочки в три года уже живо интересуются буквами и числами (о том как играя учить с трехлетним ребенком буквы смотрите ), поэтому им можно выбирать развивающие игры с математическим уклоном, или купить специальную музыкальную азбуку, по которой малыш будет обучаться в процессе игры. Соответственно, увлекающимся музыкой детям приобретают музыкальные инструменты или даже диски с музыкальными произведениями для прослушивания, слух может развить регулярная игра с металлофоном.

Как научить трехлетнего ребенка играть самостоятельно

Но вопрос так и остаётся открытым, что нужно для того, чтобы ребёнок играл самостоятельно? Оказывается, ответ на него довольно прозаичен. Есть некоторые требования, соблюдая которые родители быстро научат этому своего малыша:

  • чтобы ребёнок каждые пять минут не цеплялся за мамину юбку, а с каждым вопросом не бежал к отцу, родители должны уделять ему достаточно своего времени, заботы, и настоящего проявления ласки и любви, в которых даже более взрослый малыш отчаянно нуждается;
  • прежде чем ждать от ребёнка сосредоточенной игры и внимания, родители должны убедиться, что он понял правила и знает, как играть;
  • при необходимости у взрослого должна быть возможность контакта с малышом, ведь ему может понадобиться помощь;
  • папе и маме надо поощрять желание ребёнка играть самостоятельно, а это, прежде всего, похвала.

Нельзя забывать и о том, что игровое пространство сына и дочери должно быть удобным и специально обустроенным, кроме того, дети должны чувствовать себя, с одной стороны защищёнными, с другой – абсолютно свободными.

Навыки самостоятельного времяпровождения очень важны, в дальнейшем такая модель поведения сделает ребёнка самодостаточным и готовым к любым жизненным коллизиям. Главное, чтобы все члены семьи действовали по этим правилам, и тогда малыш не только научится управлять своими желаниями, действиями и временем, но и искренне будет радовать близких успехами и достижениями.

Еще 3 идеи чем занять трехлетнего ребенка: видео

Понимая, чем занять ребенка 3 года дома, отец и мать дают малышу возможность самому преодолевать необходимые препятствия, управлять своими эмоциями, правильно выстраивать свои действия в любых, порою сложных, жизненных ситуациях.

Развитие Детей от 3 лет до 4 лет. Вы находитесь в разделе «Дети от 3 до 4 лет». В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.
Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
В данном разделе «Дети от 3 до 4 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.
Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком. Пособия для занятий:
1. Развивающие карточки для игр с детьми
2. Разноцветные Домики для игр
3. Карточки Учим ребенка счету
4. Соедини цифры и раскрась рисунок
5. Игра изучаем геометрические формы
6. Видео-Учимся считать
7. Карточки Цифры для мальчиков
8. Знакомим ребенка с Геометрическими формами
9. Карточки с цифрами от 0 до 10
10. Как в игровой форме научить ребенка счету
11. Игра для изучения Геометрических фигур
12. Карточки Цифры для девочек
13. Пазлы-двойные геометрические фигуры
14. Пазлы-двойные Цифры и Счет
15. Геометрические фигуры. Развиваем мелкую моторику
16. Изучаем Геометрические фигуры
17. Учусь Считать.Рабочая тетрадь
18. Учимся писать Цифры от 1-9
19. Пазл Счет от 1 до 10
20. Дидактические игры по математике
21. Пазл Счет от 1 до 10
22. Математика с Игральными Костями для Детей
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами. Пособия для занятий:
1. Карточки из серии найди пару
2. Найди тень у картинки
3. Развиваем Логическое мышление
4. Карточки для занятий
5. Пазлы
6. Подбери заплатку
7. Добавь недостающий предмет
8. Занимательные занятия с ребенком
9. Игра в противоположности
10. Ориентируемся в пространстве. Направо и Налево
11. Игра — «Что есть Что?»
12. Игра Поймай рыбку
13. Игра Ассоциации: Найди пару
14. Игра на Развитие Памяти и Внимания
15. Угадай Чья Тень
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо. Пособия для занятий:
1. Буквы Алфавита-Пазлы
2. Изучаем букву А. На что похожа бука А.
3. Изучаем гласные буквы
4. Первый Алфавит для детей
5. Азбука в виде карточек
6. Цветные Буквы Алфавита
7. Лото изучаем Буквы
8. Карточки с Буквами и Картинкой
9. Чистоговорки
10. Музыкальная игра для развития речи
11. Карточки — На какую Букву Начинается Слово
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер. Пособия для занятий:
1. Карточки Части тела человека
2. Карточки с изображением Транспорта
3. Карточки с Фруктами
4. Карточки с Овощами
5. Карточки изучаем Цвета
6. Карточки Мебель
7. Карточки «животные и что они едят»
8. Карточки «Одежда и Обувь»
9. Карточки Животные и Птицы
10.Фрукты и ягоды. Изучаем и раскрашиваем
11. Овощи. Изучаем и раскрашиваем
12. Фрукты и Ягоды (карточки-раскраски)
13. Овощи (карточки — раскраски)
14. Уникальные книги — Времена года
15. Карточки Насекомые
16. Посуда и Столовые приборы
17. Карточки Игра «Что для Чего»
18. Карточки Насекомые 2.
19. Развивающие Игры с Прищепками
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:
1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила гигиены. Пособия для занятий:
1. Трафареты для рисования
2. Фрукты из бумаги
3. Игрушки из бумаги
4. Аппликация ёлочка
5. Поделки из коробок от сока
6. Аппликация Цветы
7. Чудо ладошки, делаем аппликации
8. Космическая машина своими руками
9. Машинки с глазами
10. Книга Мой дом
11. Автобус для маленьких Пони
12. Рамка Ладошки — для малышей
13. Пластилин и бусинки
14. Аппликации из Пуговиц
15. Ёлочка из Шишки своими руками
16. Весёлый Чупа-Чупс
Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.
Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.
Календарь развития ребенка до 1 года (по месяцам)
Ребенок от 1 лет до 2 лет
Ребенок от 2 лет до 3 лет
Ребенок от 4 лет до 5 лет
Ребенок от 5 лет до 7 лет
Наши Партнеры — ДОСТАВКА ПО ВСЕМУ МИРУ!

Моя новая программа занятий для 3-летнего ребенка (с шаблоном)

Я в очередной раз пересмотрела план занятий с дочкой и хочу поделиться примером и шаблоном с вами. Авось кому-то это поможет составить собственную программу. Скачать можно , а пояснения, что это такое и как составлялось – они ниже.

Чем меня не устроил предыдущий «плод методических исканий» — чек-листы для разных возрастов? Мне он по-прежнему нравится, и я его раздаю своим подписчикам с комментариями и рекомендациями по заполнению.

Однако по ряду причин захотелось что-то новенькое испытать. И причины эти следующие.

Во-первых, я стала замечать, что многие пункты из своих чек-листов выдаю уже на автомате, без всякого учета и планирования. Нужные вопросы и задания на такие базовые темы как сравнения, счет, цвета, формы и подобные, которые можно придумать к любой игре и любому сюжету, придумываются сами собой. О том, как затронуть сразу несколько тем, рассказывая сказку, писала тут.

Во-вторых, у дочери возраст приближается к 3 годам, возможностей и «соображалки» все больше. Интересы тоже меняются. Раньше я практически игнорировала занятия по темам, тематические недельки, потому что не видела у дочери желания долго заниматься по какой-то одной теме (времена года, наш дом, фрукты-овощи и подобные). А может, самой не хотелось долго в одном предмете копаться.

Теперь же, удерживая в голове разные тревожные для мам мысли вроде «после трех уже поздно» и наблюдая за дочерью, мне почему-то захотелось попробовать именно по темам позаниматься, расширить представления дочери о мире «вглубь». Потому уровень ее познаний, словарный запас и та же «соображалка» — все то, чем мы занимались в последний год – теперь меня вполне устраивают.

Собственно, новый план-шаблон для ежедневных и еженедельных занятий – это попытка соединить планирование по сферам развития (речь, логика, сенсорика и т.д.) и тематическое планирование. А также «пришить» сюда шпаргалки, которые я уже не раз рекламировала как очень полезный для мам инструмент. Например, здась.

Вот что получилось. При составлении собственной программы занятий важны два момента:

1) Содержание. Что будем развивать, по каким направлениям, где брать материал и так далее.

2) Структура. Как все это оформить, чтобы удобно было пользоваться.

Начнем с содержания.

В целом я умерила аппетиты: дочь на полдня ходит в домашний садик, где с ней тоже довольно плотно занимаются, плюс время на самостоятельные игры тоже должно быть. Поэтому в планах оставила по 4 сферы для ежедневных и для еженедельных занятий, а также несколько ритуалов и традиций, которые хотела бы развивать.

Ежедневка получилась такая: развитие речи и физическое развитие (это само собой), к ним в плюс – цикл «Природа» (имеется в виду наблюдение за погодой, опыты с природными материалами, акцент именно на окружающую среду, природу нашей страны – африканскими и прочими экзотическими животными дочь уже «переболела»), а также социально-бытовое развитие. Сюда я отнесла любимые ролевые игры с отработкой правил поведения в обществе, эмоциональное развитие и все, что связано с бытом и взаимоотношениями людей.

В ритуалы попало то, что мы еще иногда забываем делать: слушать музыку (динамично, с танцами и «просто слушать»), обсуждать итоги дня. Остальное – это новшества. Я решила поставить эксперимент над собой и над дочерью и попробовать позаниматься по комплексу готовых занятий. Тот, что попался мне, очень органично вписался в мои желания понаблюдать за природой и начать приобщать ребенка к достижениям культуры. Раньше я чужие разработки использовала только частично: брала презентации или отдельные игры. Потом обязательно расскажу, что получилось.

В еженедельный план попали такие 4 пункта:

Творчество. Ежедневно творить у нас никак не получается, другие теперь у дочери интересы. А если время от времени – с удовольствием. Поэтому – в еженедельный план.

Математика и логика, а также общее развитие. В фоне эти направления и так каждый день у нас «проскальзывают», а давать задания по альбомам, специальные игры ежедневно мне показалось утомительным для меня и для ребенка.

Естественный цикл. Название недетское, но надо же было как-то обозначить все это: основы географических представлений (о нашей планете, о рельефе, материках и океанах, погоде), животные и растения различных частей света, простейшие физические опыты и первые представления о таких общих понятиях как воздух, вода, земля и т.д.

Гуманитарный цикл. Сюда я отнесла рассказы по истории и игры по их мотивам, знакомство с произведениями искусства, с бытом и традициями народов мира. С культурным наследием, одним словом. Скажете, рано? Почитайте Сесиль Лупан.

Почему сфер 4, когда дней в неделе 7, или 5 – без выходных? Во-первых, потому что я других приоритетов просто не придумала, во-вторых, что-то можно и повторить, а особо интересные темы растянуть и на два дня.

Пятым блоком я сюда включила перечень всех методических пособий и «базовых игрушек», которые у нас имеются «на вооружении». Чтобы банально про них не забывать. Бывает у нас такое, что о какую-то очень полезной игрушке по несколько недель не вспоминаем.

Когда с содержанием определились, встает вопрос, как все это оформить.

В чек-листах мне импонирует идея ставить отметки отвыполнении. Это и самоконтроль, и самоанализ, и поощрение, и много что еще. Поэтому графу с отметками на 2 недели (14 клеточек) я оставила. Причем, забегая вперед, скажу, что в момент придумывания и выхода статьи мы находились в гостях, из инструментов у меня были бумага, ручка, красный маркер и прозрачный скотч (и никакого принтера), поэтому в процессе ручной сборки пришла такая идея: если клеточки о выполнении заклеивать полоской прозрачного скотча и ставить на ней отметки маркером или фломастером, план становится многоразовым: все эти отметки легко стереть и начать заполнять заново. Это версия — «очень черновик»: хотелось сделать быстро, а времени было от силы полчаса.

И ежедневный, и еженедельный лист делится на 5 частей (4 выбранные сферы + 1). Под заголовком приклеивается карман, туда по задумке должны попадать карточки с идеями, чем заняться по данному направлению на этой неделе. Например, нашли интересную пальчиковую игру – сразу выписали на маленький листочек и вложили в нужный карман. А на самих карманах – список, скажем так, видов занятий. В чек-листах это были подпункты в каждой из сфер. Например, «Физическое развитие»: зарядка, фитбол, игры с мячом, спорткомплекс и т.д. А в кармане – конкретные игры – с мячом, фитболом, новые стишки для зарядки. Отработанные карточки можно собирать в игротеку. Например, в органайзер с прозрачными файлами. Раз карточки небольшие, удобен будет формат А5 или фотоальбом 10х15 с прозрачными карманами.

Как я уже писала, в ежедневном плане бонусом идет список ритуалов/рутин, тоже с отметками о выполнении, т.к. это по сути самый важный список на внедрение, и с карманом для идей. К примеру, у нас легкая проблема – ребенок разлюбил купаться. Стала актуальной тема игр в ванной. Активно собираю идеи.

В еженедельном плане 5-й блок – это список пособий и игрушек, с карманом для идей, как еще их применять или какие пособия сделать/купить.

Вот такая система родилась, как всегда за одну ночь. Уточню еще раз, составляла для ребенка примерно 3-хлетнего возраста. Для более старшего тоже должно подойти, для детей помладше – разве что идею оформления и организации материала взять.

Шаблон в формате doc, то есть полностью редактируемый, скачивайте по . Украшать ничем не стала: нормальный рабочий план. Буду рада отзывам и комментариям, насколько удобно пользоваться (если решитесь применить).

А вот компакт-версия того же плана. Во-первых, посимпатичнее )). Во-вторых, два листа А4 физически не вместились в мой «домашний офис» на холодильнике, к которому я очень привыкла. Посмотреть, что туда еще входит, можно и . Эти листы пришлось вешать очень низко, и дочь мне их все время приносила: «мама, это твое».

В третьих, наметилось вдруг тяготение к «сделайсаму», а не к сделанным на компьютере версиям. Заметила, что когда пишешь руками, в голове откладывается лучше, а подобные планы, собственно, и нужны, чтобы лучше уложилось и побыстрее внедрилось.

Тут я уже не случайно, а специально проклеила полоску для отметок о выполнении тонким скотчем, сделав план многоразовым: отметки маркером прекрасно стираются по истечении 2 недель. Блок «список пособий» отпал за ненедобностью: немного поработав с черновой версией плана, я «вспомнила» про них и стала чаще доставать. А «ритуалы» переехали на отдельный листок, в пару к моему личному списочку полезных привычек на внедрение.

Теперь «пульт управления» домом в окончательном (вряд ли) виде выглядит так:

Я никого не призываю следовать в точности моим путем, у каждого он свой. Например, история, география и МХК для малышей – это мой личный «бзик». Тем не менее надеюсь, что кому-то мои объяснялки, зачем и почему, помогут выбрать свое важное и нужное.

Чем занять ребенка в 3 года

Примерно в три года дети отправляются в детский сад. Кто-то поступает туда раньше, а кто-то позже. И если с садиком не получилось, маме нужно придумать занятие для трехлетнего малыша дома. В этом возрасте дети уже достаточно самостоятельны, могут играть в одиночестве, главное предложить ребенку интересную идею для занятий. Если вашей фантазии или знаний не хватает, чтобы придумать игры для ребенка 3 лет, тогда посмотрите несколько идей в сегодняшней статье.

Как занять трехлетнего ребенка дома

В магазинах можно приобрести много готовых игрушек для своего чада, которые способны занять его от нескольких минут до пары часов. Хотя все упирается в интересы и личные предпочтения ребенка, ведь некоторые предпочтут играть с коробкой, а не с новомодным роботом, который в ней был. И на самом деле психологи рекомендуют поощрять игры именно с неинтерактивными игрушками, чтобы ребенок играл ведущую роль в игре. Придумывал сюжет, озвучивал фразы, воображал что кукла кушает, плачет или какает. Если сама игрушка будет выполнять большинство этих функций, ребенку придется только подыгрывать и оставаться на роли ведомого. Поэтому не стоит заваливать ребенка покупными интерактивными играми, которые и правда увлекают ребенка, но в итоге забирают у него воображение и умение себя занять.

Помимо этого в данном возрасте стоит заниматься развитием навыков общения, речи, мышления и многих других необходимых навыков. В этой нелегкой повседневной работе важно понимать, что любая форма деятельности формирует личностный скелет вашего малыша. При этом ориентируйтесь на поведение ребенка, что его интересует и в какую сферу тянет. Именно в этом возрасте отчетливо проявляются наклонности и таланты ребенка:

  • Рисует, лепит из пластилина или собирает из конструктора диковинные конструкции — сильная творческая жилка, обеспечьте малыша достаточным количеством материала, поощряйте его занятия и со временем талант разовьется. Можно купить специальные книжки с инструкциями для малышей в картинках — как легко нарисовать коровку или из 3 кружков и колбаски сделать котика.
  • Тихий, спокойный ребенок, который может часами наблюдать за насекомыми или изучать растения — склонен к наблюдению и анализу. Часто такой ребенок нуждается в собеседнике или аудитории слушателей.
  • Некоторые дети обладают повышенной энергичностью и нуждаются в постоянном движении. Таким детям требуются физически активные формы деятельности, полезно будет поставить в комнате шведскую стенку, купить мячи или иные приспособления для активных игр.

Однако понимание родителями пристрастия ребенка не значит идти у него на поводу. Или как поступают некоторые родители: включают телевизор и радуются зомбированности ребенка. Такая занятость малыша дает время и свободу родителям, но мало дает растущему человеку. Даже если он будет днями напролет смотреть полезные программы про мир животных, в дальнейшем у него будут проблемы с общением со сверстниками, с физическими нагрузками и умением себя занять. Не удивляйтесь в дальнейшем, что ребенок не вылезает из компьютера и сериалов, полностью отвергает реальный мир с его сложностями.

Организовать досуг маленьких детей – интересное занятие для взрослых. Зная свою дочь или сына, вы как никто другой подберете или даже создадите для них увлекательную игру.

Существует много интересных занятий, но для примера можно обратить внимание на следующие варианты.

Пластилиновая ворона

Игра с пластилином для детей в возрасте до 3 лет не подразумевает, что малыш будет лепить лошадок и снеговиков. Для него это овладение мелкой моторикой. Поэтому если ребенок усердно залепляет пластилином машинку или куклу – это хорошо. Просто лучше учесть эту особенность и сразу предоставить на выбор ряд предметов, которые не жаль выкинуть.
В начале игры покажите желтый пластилин и скажите, что будете делать цыпленка. Скатайте или слепите пару шариков. Глазки, клювик – и птица готова. Во-первых, ребенок будет знать цвет, во-вторых, не спутает цыпленка с другой птицей.

Будьте осторожны с заданиями по изготовлению ягод (красный пластилин), арбузов (зеленый) и т.д., чтобы у маленького не было возможности положить в рот ягодку. Старайтесь выбирать для него несъедобные модели для работы.

Любой сделанный комочек, даже если он далек от образца – похвалите. Это правило касается любого вида игровой деятельности. Не бойтесь вешать на стену и ставить на полочку произведения вашего чада.

Раскрась небо

Для рисования лучше брать карандаши, т.к. в этом возрасте дети все пробуют на вкус. Поэтому фломастеры или краски преждевременны. Если ребенок не хочет рисовать или робеет, можно взять его руку и помочь нанести первые линии, водя рукой малыша. Когда ребенок войдет во вкус, отпустите его руку и позвольте самостоятельно выводить каракули на бумаге. Предоставьте полную свободу творчества юному художнику.

Эта игра способствует развитию воображения родителей, которые даже в каракулях должны увидеть рисунок: вот этот желтый кусочек – солнце или его лучик, зеленое – кустик, синее – речка и т.д. Обсуждение нарисованного формирует образность мышления и навык обсуждения.

Рисование можно совмещать с просмотром телевизора. Звуковой фон может создать уютную атмосферу для творчества. Может, в рисунках вы увидите отражение просмотренного мультфильма.

Раскраска

По мере овладения карандашом, можно подарить ребенку первую раскраску – чудесное изобретение. Учит терпеливости и усидчивости. Выбирая раскраску, родитель должен учитывать возраст и интерес ребенка. Для трехлеток продаются специальные раскраски с крупными и немногочисленными элементами, с толстыми разделительными линиями. Родитель, вручая ребенку первую раскраску, показывает пример на одном элементе. Работая с раскраской, ребенок учится соблюдать границы и правильно выбирать цвета.

Если ребенок уже освоился с простыми раскрасками и они ему наскучили, можно найти вариант поинтересней в магазинах:

  • Игровая раскраска — помимо раскрашивания элементов в ней нужно выполнять разные задания. К примеру, найти отличия на картинках, найти определенный предмет или персонажа, ответить на простые вопросы, пройти лабиринт и т.п. Это внесет разнообразие в монотонное занятие и может продлить занятное времяпрепровождение малыша.
  • Водная раскраска создана из специального покрытия, который окрашивается в разные цвета под воздействием обычной воды. Обычно такие используют для совсем крошек, которые только-только знакомятся с раскрасками и только учатся соблюдать контуры рисунка. Но для разнообразия и интересного опыта можно ими занять и трехлетку.
  • Многоразовые раскраски — специальный раствор на листках позволяет стирать цвета, и по нескольку раз раскрашивать картинку. Так ребенок сможет посмотреть как меняется предмет в разных цветовых решениях. Или можно подкорректировать рисунок, если ребенок слишком сильно вылезет за контуры.
  • Объемная раскраска отличается от обычной тетрадки с картинками. В данном случае нужно купить объемные предметы из гипса (овощи, фрукты, рамочки, игрушки, тарелочки и т.п.) и разукрашивать их. Многим детям это кажется куда интересней, чем простые бумажные листочки, так что если обычные уже не интересуют — обратитесь к этому оригинальному виду.

Пиратский клад

Поиск клада – это игра на развитие логики. Ввести правила можно просто с помощью слова «Найди», а можно предварительно рассказать историю про клад или вспомнив сюжет знакомого ребенку мультфильма.

Поместив конфету или маленькую игрушку в коробочку, мешочек, носочек и любую другую емкость спрячьте клад для начала среди подушек дивана, за занавеской или под книжкой на столе. Любая игра требует тренировки, поэтому в начале, чтобы ребенок не расстраивался, ищите вместе с ним, подсказывая: холодно – горячо. Если игра понравится, можно рисовать планы с крестом, отмечающим местонахождение сокровища.

Игра закладывает основы логики и навык поиска выхода из ситуации. Главное в этой игре: знать своего ребенка и исходить из его возможностей. Не стоит прятать клад на шкаф или за стенку. Вначале клад должен лежать чуть ли не на глазах. Подводя итог, скажите, что пираты расстроятся и в следующий раз спрячут клад лучше. Это повысит самооценку и мотивирует на новый круг приключений. Каждый раз можно усложнять задачу, сделав, например, клад сборным и для каждой части создать свой укромный уголок.

Пересказки

Бесконечный просмотр мультфильмов, раздражающий многих взрослых, может стать полезным, если помнить об эффективности обсуждения. Эта форма деятельности позволит вырабатывать ораторский навык и будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Разбор поведения отдельных героев станет прекрасным воспитательным моментом: это хорошо, а это плохо. Обсуждение увиденного может сопровождать другие формы деятельности: рисование, прогулки, подготовку ко сну.

Чтение перед сном, дневным или ночным, это значимый вид деятельности. Не секрет, что голос матери еще в утробном периоде жизни для ребенка становится главным ориентиром в его мире. Поэтому чтение сказок или пение колыбельных песен – знак стабильности и спокойствия. Не бросайте этой возможности быть услышанной ребенком. Выбор сказки зависит от родителя, но в целях формирования самостоятельности и по мере накопления знаний и сказках можно предоставлять малышу выбор произведения.

Прочитанные сказки ребенок также может пересказывать. Этот навык очень пригодится в школе. Поэтому пересказки важный элемент становления личности.

Парад украшений

Развить мелкую моторику поможет изготовление бумажных украшений на новый год. Это поможет и просто для хорошего настроения. Из цветной бумаги нарезать полоски шириной 1 см, длиной – 10 см. Склеить первое кольцо, показав малышу способ нанесения клея и прижатия места склеивания. Второе кольцо сделать его ручками, предварительно поймав первое кольцо. Затем поочередно склеивать из разноцветных полосок остальные кольца.

Подобные украшения можно делать и из множества других подручных вещей, главное наблюдать за крохой в это время:

  • разноцветные скрепки зацепить друг за друга и сделать очаровательный браслет или бусики;
  • на толстую леску нанизывать рожки, колечки из хлопьев или пуговицы;
  • украсить бобину от скотча или нарезать втулку от туалетной бумаги на колечки и т.п.

Во время работы с маленькими предметами за ребенком обязательно нужно следить, чтобы не сунул в рот что-то и не проглотил. Такое занятие, конечно, подойдет только усидчивым деткам, которые любят делать что-то руками.

Олимпийские игры

Для детей, пышущих энергией, для тех, кто не может сидеть и творить что-то своими руками, необходимы подвижные игры. Впрочем, такие игры полезные и для усидчивых детей.

Игру можно начать с истории олимпийских игр, а потом выдавать ежедневно спортивные задания чемпионов. Какие именно задания будут — зависят от умения ребенка и инвентаря в квартире.
Для большей эффективности можно приобрести и установить шведскую стенку, желательно с канатом. Умение влезать по канату или подтягивание – даны не каждому. Однако, эти умения будут востребованы в школе. Сначала может совсем не получаться, но если не сдаваться и каждый день пробовать одолеть неподдающееся упражнение, рано или поздно оно покорится и ребенок будет очень горд своими достижениями. Если боитесь, что ребенок упадет и ушибется, положите под спортивные снаряды матрас. На спортивном коврике удобно качать пресс и делать упражнения на укрепление осанки.
Помимо этого в магазинах можно найти много всего для активных игр — от разнообразных мячей до беговой дорожки. Хотя активными видами спорта лучше заниматься на свежем воздухе, а не дома, тем более там выбор приспособлений намного шире — велосипеды, самокаты, беговелы, лыжи и т.п.

Слова

Этой игрой можно развлечь трехлетнего малыша на кухне, пока что вы готовите обед или занимаетесь другими делами. Да и во время длительных поездок или в очереди будет полезно, чтобы ребенок не скучал. Простая игра в слова для детей, которые не знают алфавита – это тренировка памяти.

Задание: кто больше знает животных. Нужно по очереди назвать животное. Сложно определить победителя, поэтому важно вовремя закончить, переориентировав ребенка на другой вид деятельности. По окончании игры не забыть подвести итог: «Мы знаем так много животных, что победили оба!».

Примерный перечень тем для игры:

  • растения;
  • имена;
  • сказочные герои;
  • еда (блюда, фрукты, овощи, названия конфет и т.д.);
  • окружающие предметы.

Со временем, когда станут известны буквы, можно называть слово на последнюю букву предыдущего. Когда ребенок станет учить иностранные языки, можно играть на количество известных слов.

Театр Буратино

Помните, как Буратино получил театр и стал конкурентом Карабаса. Театр – это жизнь. Игра в жизнь – это тренировка будущих социальных отношений. Ребенок с удовольствием и интересом узнает и познает наш мир. Поэтому небольшой спектакль ручных, пальчиковых кукол будет для него праздником и всегда чем-то новым.
За отсутствием специальных кукол, представление можно устроить и с помощью любых других. Ребенок – непредвзятый зритель и он не станет критиковать, что видны пальчики мамы.


Ширма из куска материи, натянутая между двух стульев, или спинка кресла, или просто развернутая шахматная доска – это театральная сцена. Для зрелищности можно направить свет лампы на сцену, сделать тихое музыкальное сопровождение. Показ сказки можно сопровождать общением со зрителем, спрашивая у ребенка как поступить герою. Такое вовлечение и погружение в сказку формирует в ребенке сопереживание и обогащает его духовный мир.
Театрализация известных сказок может мотивировать зрителя стать режиссером своих спектаклей. С помощью театра мама или папа показывают ребенку, что он сам творец своей жизни. Пройдет совсем немного времени и любимое чадо уже будет вас радовать своими постановками.

Показ мод

Любая игра – это освоение обычных ежедневных занятий. Например, приобретение навыка правильно одеваться. Это действие, которое сегодня требует внимания мамы, т.к. она чаще сама предпочитает быстро одеть малыша, чем ждать его. Показ моделей – прекрасная возможность и ребенку овладеть навыком одевания, и родителям потренировать выносливость и терпение.
Начинать с малого. Что мы завтра оденем? Предложить на выбор 2-3 комплекта. Включить музыку, позвать других членов семьи и предложить хлопками выбрать лучший комплект. Призом в такой игре может стать лучшая фотография модели по его(ее) выбору, повешенная на стену. Галерея таких фотографий станет чудесной памятью о домашнем воспитании.

В этом возрасте дети уже могут одеваться сами, если поощрять эти навыки. Когда вы никуда не спешите, достаньте старые детские вещицы или совершенно новые (главное, чтобы они были не обыденными), и предложите малышу померить их. Дети, особенно девочки, очень любят изучать и примерять что-то новое и необычное, так что можно занять малыша на полчасика, пока что одежда не будет перемерена.

Найди пару

Очень полезно развивать внимательность у ребенка, а самый доступный способ — предложить найти пару для разных предметов. Начинать игру лучше с очевидных предметов — среди картошки разыскать 2 морковки, 2 луковицы и 2 свеклы. Похвалите, скажите что теперь получится знатный суп. Когда смысл и принцип игры будет освоен, можно играть в игру с самыми разными предметами:

  • специальные распечатанные карточки;
  • разные игрушки;

В дальнейшем можно усложнить игру — наклеить на внутреннюю часть крышек картинки, чтобы каждой было по паре. И ребенок должен перевернуть две крышечки — если не совпали, перевернуть обратно. И так, переворачивая по очереди все крышечки, собрать все пары. Помимо внимательности, игра будет развивать еще и память. А продолжительность игры возрастет в разы. Главное начинать с небольшого количества картинок, чтобы игра не занимала слишком много времени — ребенка это может утомить и отбить весь интерес. 6-8 крышечек для начала будет достаточно, если придется по душе со временем можно повышать.

Такие крышечки можно взять с собой в общественное место, чтобы занять малыша в очереди.

Можно играть в эту игру и с пользой для хозяйства. После стирки сложить кучей несколько пар разноцветных носков и дать задание разложить их по парам. После удачного выполнения задания вместе сложить их в шкаф: ребенок узнает, что такое порядок и будет знать, где лежат его носки. Перед или после очередного сезона года также можно прибрать перчатки или варежки. После лета можно разобрать залежи легкой для ребенка обуви.

Кухня

Прием пищи – приятная часть дня. Благодаря приятным ассоциациям, помещение кухни, наполненное теплом и мамой, нравится детям. Приобщение ребенка к процессу приготовления пищи может быть многоуровневым: от самого простого, до более сложных вещей. Главная задача мамы – не бояться вовлекать малыша в процесс приготовления пищи. Ведь скоро ребенку надо будет самому подогревать еду, кипятить чайник и делать бутерброды. Даже если вы ему будете все это делать, он должен владеть навыком самостоятельного приготовления пищи.

С чем справится трехлетний малыш:

  • принести и унести не хрупкие вещи, подать кастрюлю, не горячую крышку, ложку и т.п.;
  • пластиковым ножом нарезать мягкие продукты — вареные овощи, вареное яйцо, колбасу
  • расставить приборы на столе;
  • помогать убирать со стола;
  • отмерять нужное количество предметов стаканами (крупы, воды и прочее);
  • ставить в посудомойку грязную посуду;
  • вытирать насухо посуду и т.п.

Главное на кухне помнить об осторожности. Поэтому сколько бы раз ребенок не выполнял задания, одним глазом смотреть за ним все равно нужно. Но чем старше малыш будет становиться, тем больше занятий он сможет выполнять полностью самостоятельно и с маминых плеч упадут некоторые домашние хлопоты. И с такими занятными играми (которые только в радость малышу, ведь он рядом с мамой и ей помогает!) ребенок вырастет подготовленным к жизни, будет способен к самообслуживанию.

Меткий Индеец Джо

Меткость ценится людьми всегда. Навык попадания вырабатывается с помощью тренировки глазомера и мышц. Для развития этого навыка можно повесить дома баскетбольную сетку и кидать в нее мячик или яйца из-под киндер-сюрпризов, увеличивая расстояние до кольца. Можно взять ведро или таз и также кидать в него мелкие игрушки. В магазинах продается много разновидностей игрушек для развития меткости (от обычного дартса с дротиками на липучках до лука со стрелами). Можно просто подсмотреть идеи и сделать самостоятельно или просто купить готовую игрушку, которая полностью соответствует по безопасности и возрастным ограничениям вашему малышу. В первое время нужно показывать ребенку как играть, а потом со временем он станет более самостоятельным и ваши подсказки уже будут не нужны — он будет занят оттачиванием меткости.

Занятий для малыша и мамы бессчетное количество, все зависит от воображения. Поэтому вопрос: чем занять ребенка 3 лет дома – вопрос творческий. Помните, чем бы вы ни занимались, все готовит вашего ребенка к самостоятельной жизни в детском саду, школе и взрослой жизни. Чем больше игр вы будете показывать, тем выше шансы, что ребенок начнет самостоятельно играть в игры и придумывать свои собственные.

Как развивать ребенка в 3 года

Если в двухлетнем возрасте малыш еще является наблюдателем, то в три года он становится любознательным исследователем окружающего мира. На плечи мамы и папы ложится непростая задача – помочь ребенку получить необходимый опыт и знания и в то же время, оградить его от возможных травм. Важно следить, чтобы малыш развивался гармонично, как в физическом и психическом отношении, так и в интеллектуальном плане.

Физическое развитие ребенка

Основная цель – сделать ребенка более сильным, выносливым, ловким, научить его хорошо координировать свои движения. Специалисты центра «Каркуша» рекомендуют ежедневно выполнять следующие упражнения:

  • перешагивание через небольшие препятствия;
  • хождение по наклонной плоскости;
  • прыжки через нарисованную линию (типа игры в классики);
  • хождение по бечевке, положенной на пол;
  • прыжки на обеих ногах вперед себя;
  • прыжки с маленькой высоты.

Трехлетним малышам очень полезно плавать, танцевать, играть в различные игры с мячом, кататься на велосипеде, выполнять различные упражнения на детской спортивной стенке. Обязательно приучите ребенка делать утреннюю зарядку или занимайтесь фитнесом вместе с ним.

Читайте также: 6 способов запуска речи у неговорящих детей

Интеллектуальное и творческое развитие

В три года ребенок активно познает окружающие предметы и явления, исследует свои возможности, а для этого необходимо развивать внимание, логическое мышление, память, фантазию. Какие упражнения помогут?

  • Поиск нужного цвета по образцу или названию.
  • Собирание матрешек, пирамидок, формочек разных размеров.
  • Подбор объемных и плоских квадратов, кругов, треугольников и других геометрических фигур.
  • Игры на различие понятий «маленький», «большой», «средний».
  • Складывание картинки-загадки: сначала из 2 двух, потом из 3-4 частей.
  • Поиск целой картинки по ее кусочку.
  • Обобщение предметов по главному признаку: живой-неживой, съедобный-несъедобный и т. д.
  • Игра в мозаику, лото, домино.
  • Поиск соответствий, например, тени и фигурки.
  • Поиск лишнего предмета в группе других предметов.
  • Добавление недостающих деталей.
  • Совместное чтение сказок. Если ребенок знает некоторые буквы, попросите найти их в тексте.

Используйте каждую возможность, чтобы сообщить малышу что-то новое. Например, во время прогулки рассказывайте ему о деревьях, животных, явлениях, транспорте – словом, обо всем, что вам встретилось по пути.

Изучение элементарных математических понятий, цифр должно проходить в игровой форме. Добейтесь того, чтобы ребенок не просто зазубрил названия цифр, а научился именно определять количество предметов.

Для развития творческого мышления специалисты центра «Каркуша» советуют регулярно выполнять с ребенком следующие упражнения:

  • игра с конструктором, кубиками, создание конструкций по образцу;
  • собирание несложных пазлов;
  • рисование и раскрашивание красками, карандашами, фломастерами;
  • рисование разнообразных геометрических фигур, можно использовать трафарет или лекало;
  • лепка простых фигурок из пластилина, соленого теста, глины;
  • аппликации из природных материалов, цветной бумаги и картона, журнальных вырезок;
  • вырезание ножницами по контуру и т. д.

Дети в 3 года с удовольствием играют в сюжетные игры, кукольный театр, участвуют в несложных коротких инсценировках.

Развитие речи

В норме трехлетний ребенок хорошо владеет примерно 1000 словами и уже умеет неплохо говорить, поэтому развитию речи следует уделить особое внимание. Что вы можете делать?

  • Общайтесь с ребенком как можно больше, интересуйтесь тем, что он говорит.
  • Ежедневно выполняйте артикуляционную гимнастику. Это поможет правильно поставить звуки речи.
  • Обсуждайте сюжетные картинки. Сборник сказок Владимира Сутеева идеально подойдет для занятий.
  • Разучивайте стихи и песенки. Успехом у малышей пользуются стихотворные загадки.

На развитие речи положительно влияют игры и упражнения, где задействована мелкая моторика, например:

  • всевозможные игры с крупами, фасолью, пуговицами, песком, ракушками, макаронами и т. д.;
  • застегивание пуговиц, шнуровка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами;
  • игры с водой.

Развитию речевого слуха помогают музыкальные занятия: пение, угадывание привычных звуков, игры на музыкальных инструментах, угадывание песен, пропевание гласных звуков.

Читайте также: Ребенок плохо говорит в 2 года. Как ему помочь?

Социальное развитие

Развитие социальных навыков особенно важно, если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад. Для этого поощряйте игры и общение с другими малышами на детской площадке во дворе. Кроме того, приучите малыша к самостоятельности:

  • давайте посильные поручения, например, заправить постель, убрать игрушку, помыть тарелку за собой;
  • просите помочь, когда вы готовите или делаете уборку;
  • научите одеваться и раздеваться, застегивать ботинки, аккуратно складывать вещи;
  • познакомьте с правилами поведения за столом, на улице, в общественном месте, в гостях и т.д.
  • научите словам вежливости: спасибо, пожалуйста и т. д.

Как заниматься в домашних условиях?

Развивающее занятие должно проходить в подходящих условиях: при хорошем освещении, в проветренной комнате. Телевизор и компьютер нужно выключить, игрушки убрать, чтобы ничего не отвлекало малыша. Убедитесь, что ребенок отлично выспался, не устал, его не мучает голод или жажда. Старайтесь, чтобы ваши занятия проходили регулярно, в одно и то же время, ведь трехлетки весьма чувствительно относятся к изменениям режима.

Если ребенок отказывается выполнять предложенные задания, не заставляйте его силой, займите его чем-нибудь другим. Через некоторое время повторите попытку, скорее всего, она окажется успешной.

Кризис трех лет

Трехлетний кризис считается самым бурным в развитии ребенка, и он является серьезным препятствием для регулярного проведения развивающих занятий. Негативизм, истерики, упрямство, игнорирование просьб, ревность – со всем этим вы можете столкнуться в любой момент. Как поступить в этом случае?

  • Меняйте тактику своего поведения и не обращайте внимания на истерику.
  • Дайте ребенку больше времени, чтобы он мог прийти в себя.
  • Предоставьте выбор или его иллюзию.
  • Вместо того чтобы заставлять ребенка, предложите помощь.
  • Не критикуйте и не ругайте.

Если вы чувствуете, что не справляетесь с собой и ребенком, воспользуйтесь помощью детских психологов и педагогов раннего развития. Скорее всего, в незнакомой обстановке ребенок начнет вести себя более спокойно. Занятия в центрах раннего развития проходят в небольших группах до 6 человек, где дети чувствуют себя комфортно и им уделяется много внимания.